Конспект урока литературного чтения в 1 классе «Разделительный мягкий знак»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №44
г. Иваново
Конспект урока литературного чтения
в 1 классе
«Разделительный мягкий знак»
подготовила
учитель начальных классов
Смиренникова Ирина Сергеевна
г. Иваново
2014
Цель: знакомство учащихся с новой буквой, раскрытие правила чтения слов с разделительным мягким знаком
Задачи: познакомить с разделительным мягким знаком; формирование умения читать слова с этой буквой; развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД
Формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Регулятивные УУД
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие, удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД
Формирование умения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, формулирование ответов на вопросы; объяснять значение слова; сопоставлять слова, различающиеся одной буквой; умения определять в звучащем слове твёрдый и мягкий звуки; читать слова с разделительными знаками.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя разные цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. Различать звонкие и глухие согласные звуки.
4. Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и слышать собеседника; высказывать свою точку зрения; умения сотрудничать при решении учебных задач.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность и ответы учащихся
I. Этап самоопределения к учебной деятельности.
Цель: включение
в учебную деятельность.
- «Если вам будет трудно, я вам помогу»
-Повернитесь направо, зафиксируйте взгляд, запомните самую дальнюю точку.
-Вернитесь в исходное положение.
Еще раз повернитесь направо и попробуйте увидеть дальше, чем та точка, которую вы запомнили. Получилось? Почему?
- Какие цели мы можем поставить перед собой в начале урока, чтобы достичь хорошего результата?
Желаю вам успеха. Садитесь.
Берёмся за руки, дети произносят слова:
«Я желаю тебе добра,
Мы желаем друг другу добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу»
Выполнение действий
-Была поставлена цель, мы старались её достигнуть.
- Внимательно слушать, стараться, венжливо общаться друг с другом, …
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
Рассмотрите ребусы. (См. приложение)
На какие группы их можно разделить?
Разгадайте ребусы, работаем в группах
Проверка: выслушивание мнения групп.
- Какой ребус не выбрала ни одна группа? Почему?
-Скажите хором это слово
- Что оно обозначает? В каком словаре можно посмотреть значение этого слова?
- Давайте запишем (напечатаем) это слово в тетрадь. Как можно записать это слово?
- Что надо написать после «м»?
- А зачем ставить букву Ь, если буква я после букв, обозначающих согласные звуки, и так указывает на их мягкость?
-Попробуем убрать букву Ь. Какое слово получилось? Прочитайте.
-Что обозначает буква Я в слове «семя»?
- А какую же работу выполняет буква Ь в слове семья?
- Такой мягкий знак называется разделительный.
-Ребусы с горизонтальной чертой, ребусы с картинками, ребусы, когда в букве написаны другие буквы
Выбирают ребусы, отгадывают их
1группа – с горизонтальной чертой
(подвал, подушка, знаю, …)
2группа – буквы в букве (Валя, Воля, воют, …)
3 группа – ребусы с картинками
Отчёт групп
- 7 Я, это ребус с числами и буквами
-Высказывают мнения, группа детей находит значение слова в толковом словаре, зачитывает.
- Надо написать слово «семь» и добавить букву «я»
Ь знак, он обозначает мягкость предшествующего звука
- Семя. Это зерно, предназначенное для посева
- Я - показатель мягкости предшествующего согласного
- Показывает мягкость предшествующего согласного и как бы отделяет от неё следующую букву Я.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
Как думаете, какая тема нашего урока?
Поставьте цели.
- Мягкий знак - разделительный
Узнать две работы буквы Ь, читать слова с этой буквой.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
( открытие нового знания).
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
1.Работа с учебником с. 60, сопоставительное чтение слов с разделительным знаком и без него (полёт – польёт, Коля - колья).
Как вы прочитаете слова с разделительным знаком?
Работа в парах, чтение, обсуждение, формирование вывода:
Мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного, а после мягкого знака буквы читать так, как они называются (я,ё,ю,е)
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: усвоение нового способа действий.
Игра «Карусель».
Слова (перья, ульи, семья, варенье, перья, колья, Дарья, Марья, зубья, листья, заячьи, чьи, колосья, воробьи, соловьи, пьют, льют, бьют, деревья, осенью, ружьё, жильё, стулья, Илья, муравьи, ручьи)
Дети встают в два круга, лицом друг к другу. Внутренний круг стоит на месте, внешний по команде (хлопку) учителя делает шаг вправо. В руках у детей карточки со словами с мягким разделительным знаком. Цель: прочитать слова
VI. Самостоятель-ная работа с самопроверкой
Цель:
применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.
Отгадайте загадки, запишите отгадки
- Хвост крючком, нос пятачком, лежит в грязной луже, совсем не тужит.
- Летом вырастают, осенью опадают
- Как называются домики для пчёл?
Проверьте себя (ответы записаны с обратной стороны доски) и оцените шкалой правильности и шкалой аккуратности.
Печатают отгадки в тетради
(свинья, листья, ульи)
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление изученного.
Прочитайте слова, найдите «лишнее» в каждом столбике, докажите
Пальто ружья сучья
Апельсин вьюга кольцо
воробьи мальчик коньки
Исправьте ошибки. Докажите.
На ульице лёт силный дожд.
- Воробьи (ь –разделительный, а в остальных показатель мягкости)
- Мальчик - (ь - показатель мягкости, а в остальных - разделительный)
- Сучья -(ь –разделительный, а в остальных показатель мягкости)
- Доказывают, исправляют ошибки
VIII. Рефлексия деятельности.
Цель: самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения и
границ применения новых знаний.
– С какой буквой познакомились на уроке?
-Какую работу выполняет Ь?
- Какую цель мы ставили? Подумайте, достигли ли мы этой цели.
-Оцените с помощью цвета свои достижения на уроке. За что вы себя можете похвалить?
Зелёный - Я справился. Я доволен собой.
Синий - Мне было трудно, но я справился.
Красный - Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь.
-Спасибо всем за урок!
Познакомились с буквой Ь.
Он выполняет две работы: показатель мягкости предшествующего согласного и разделительный.
- Учились читать слова с этой буквой.
Использованная литература:
1. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева «Азбука» - Москва, « Просвещение», 2011.
2.В.В.Волина. «Весёлая грамматика» - Москва, «Знание», 1995.
Интернет – ресурсы
http://www.filipoc.ru/guess/rebus
Приложение:
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ