Конспект урока на тему «Азбука настроения»

Цели: показать обучающихся, что мимика и жесты связаны со словом, выработать умения правильно использовать жесты и мимику во время выступления, в общении с другими людьми, познакомить с ролью жестов и мимики в речевом этикете.

Оборудование: карточки, игра «Азбука настроения»


Ход занятия:

1.Оргмомент.

2. Актуализация ранее изученного материала.

- Что составляет основу этикета? (Вежливость)

- Что такое вежливость? (Вежливость – доброжелательное отношение друг к другу).

3. Изучение нового материала.

а) Понятие о мимике и жесте.

Сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки К.И. Чуковского «Цыпленок». Я прочитаю ее дважды, но по - разному. Ваша задача: выяснить, чем же мое первое чтение отличается от второго.

(Сначала читается отрывок сказки без использования мимики и жестов, а во втором чтении эти показатели выразительности используются).

Перед вторым прочтением обратите внимание на мое выражение лица и движение моих рук.

«Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой. Но он думал, что он большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Мама была такая».

- Когда вам интереснее было слушать отрывок из сказки: в первый или во второй раз?

- Чем же отличается мое второе исполнение от первого? Отличалось ли мое выражение лица, когда я читала сказку в первый раз и когда читала во второй раз? А в движении рук вы заметили различия?

Выражения лица каждого человека называется МИМИКОЙ, а движения рук, пальцев, головы – ЖЕСТАМИ.

- Так, что такое мимика?

- Что такое жесты?

Мимика и жесты дополняют речь говорящего, придают ей особую окраску, привлекают внимание слушателей, делают речь интереснее, насыщеннее.

б) Язык жестов.

Показываю движения.

-Что я делаю? Что это за жесты?

Есть жесты обозначающие прощание, приветствие, подзывание, удивление и другие. Жесты помогают нам общаться, то есть сопровождают, иллюстрируют речь. Особая роль отводится рукам. Многие жесты имеют древнюю историю.

в) Из истории.

Жест, который в настоящее время означает «уйдите» или «помогите» раньше считался отпугиванием нечистой силы. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки себе сами. В наши дни оратор приветствует этим жестом слушателей.

Оказывается, есть жесты, которые стали международными, и известны всем. Например, поднятая рука – просьба человека обратить на него внимание, ответить на вопрос.

Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другому народу. Если вы попадете в Тибет, и встречный прохожий покажет вам язык – не огорчайтесь. Это будет означать: «Я ничего против тебя не замышляю. Будь спокоен». Но для других народов этот жест оскорбителен. Вряд ли стоит им пользоваться, если вы не в Тибете.

4. ФКМ (физкультминутка) игра «Пожалуйста».

Игра на внимание. Дети выполняют упражнения только со словом «пожалуйста». Кто ошибся 3 раза – садится. Самого внимательного награждаем аплодисментами.

5. Сюжетно – ролевые игры.

- Ребята, я вам представлю несколько жестов. Попрошу определить значение этих жестов и мимики.

1) Улыбка. (Знак одобрения).

2) Поднятые брови (Удивление).

3) Движение рук вверх. (Встаньте).

4) Движение рук вниз. (Садитесь).

5) Топнуть ногой. (Гнев, недовольство).


- А сейчас попробуйте без слов, а только при помощи мимики и жестов показать стихотворение А. Барто «Наша Таня»

- Игра в парах. Показ мимики и жестов (карточки см. ниже)

6. Домашнее задание.

а) Нарисовать выражение лица: радость, грусть, удивление, страх.

(По выбору).

б) Представить образ героя в какой-нибудь ситуации и изобразить его только с помощью мимики и жестов (без слов).

Например:

- мальчик заблудился – куда идти?

- девочка взяла из вазы яблоко. Оно оказалось сладким (кислым).

7. Итог урока.

Урок окончен. Русские, прощаясь, машут кистью руки сверху вниз. Но латиноамериканец воспринял бы этот жест как приглашение. А вот жители Андаманских островов на прощание подносят ладонь знакомого к своим губам и тихонечко дуют на нее. Давайте и мы на прощание друг другу подуем на ладошки.





Приложение № 1 Карточки

Изобрази без предмета мимикой и жестами:


1. Заточить карандаш.

2. Вдеть нитку в иголку.

3. Подбросить и поймать мяч.

4. Понюхать яблоко, цветок, лук.

5. Развернуть и сложить газету.

6. Поправить спадающие с носа очки.

7. Переложить горячую картофелину из одной руки в другую.

8. Разрезать на ломти арбуз и съесть один кусок.

9. Ты проспал и опаздываешь в школу.

10. Поставить несколько тарелок одна на другую.

11. Ты упал с велосипеда и ушиб колено.

12. Повар делает обед.

13. Несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.

14. Постовой милиционер, которому жмут ботинки.

15. Трусливый кролик.

16. Разозленный кот.

17. Зубной врач.


Приложение № 2

Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроения»

1. Вспомните, какое бывает настроение: радость, горе, недовольство, испуг, удивление и т.д.)

2. Определите, какое настроение изображено на рисунке.

































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ