Конспект урока на тему "Час доброты"



ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


«НОВОУРАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №59»











Час доброты

(занятие)

















Ужнева Н.Н.

Быкова Л.Д.



ЧАС ДОБРОТЫ.

(форма занятия – круглый стол)



Цели:

- развитие представлений учащихся о добре ,воспитание стремления совершать добрые дела, развитие самооценки;
- развитие у учащихся речи, мышления, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.
- составление правил доброго человека


Личностные УУД – развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения.
Рефлексивные УУД – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД – работа с информацией, сравнение умение доказать.
Коммуникативные УУД – формирование навыков со сверстниками и взрослыми.









Оборудование: толковые словари, таблицы с краткими записями задач, таблица с группой слов (добро, добросить, добронравный), 2 конверта с набором слов (отзывчивый, внимательный, бескорыстный, милосердный, равнодушный, деликатный, корыстный, безотказный, благородный, конфликтный); аншлаги со словами для составления пословицы (жизнь, на, дела, дана, добрые); правила доброго человека (записаны на листках в форме туч); солнце; у детей: фломастеры, листки тетрадные и альбомные.





















Ход занятия



Прослушайте притчу и определите , о чем пойдет речь на нашем занятии.

«Осколки доброты»
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на её приветствие не ответил.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

- О чем пойдет речь на нашем занятии? (ответы детей)
- Вы совершенно правы. Сегодня мы поговорим о доброте и добрых поступках.

Мы собрались на круглый стол и поговорим о доброте и добрых поступках.

Итак, тема нашего разговора – доброта.

«Добро», «доброта». С чем могут ассоциироваться эти слова? (солнце, мама, нежность, тепло, голубое небо, цветы, ласковое море и т.д.)

На доске прикрепляется солнце, на нем написано слово «доброта».

Поднимите руку те, кто совершал недобрые поступки по отношению к кому-либо. Поднимите руку, если к вам относились не по-доброму. Значит, наше солнце заслонялось тучами.

На солнце прикрепляются тучи.

Мы страдаем от обид, нанесенных нам, и не замечаем, когда сами обижаем кого-то. Почему это происходит? Давайте поговорим сегодня об этом, так ли важно жить рядом с добрыми людьми и самому быть добрым, составим правила доброго человека, следуя которым, мы не позволим тучам зла закрывать солнце.





Каждый человек на земле хочет, чтобы его любили, заботились о нем. Но не каждый знает, что все это надо заслужить своим добрым отношением к окружающим.

ДОБРОТА… Что означает это слово? «Это отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление сделать добро», - такое определение у С.Ожегова. (Дети самостоятельно находят определение в словарях).

-Продолжите фразу: «Добрый человек – это…».

-Вам дана группа слов. Найдите лишнее слово и дополните оставшиеся слова родственными: ДОБРОТА, ДОБРА, ДОБРОНРАВСТВЕННЫЙ. (добрый, добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добренький, задобрить, добряк и др.).

-Проверим, как вы справились с заданием.

-Выразите согласие или несогласие с ответом 1 команды. Задайте вопросы друг другу.

-Как вы понимаете значение слова «добронравный»?

-А какие еще качества свойственны доброму человеку?

Выберите из предложенных: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие, справедливость, зависть, безотказность (готовность прийти на помощь), равнодушие, бестактность, эгоизм.

-Выразите согласие или несогласие. Задайте вопросы.

-Безотказность. Как вы понимаете значение этого слова? Всегда ли это качество надо проявлять?

Вывод: безотказность не всегда следует проявлять, но доброте она всегда сопутствует, как и бескорыстие, и милосердие, и сочувствие, и сострадание.





Прослушайте притчу. Шел по лесу охотник. Вдруг видит: дерево упало и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь спас тебя от смерти!». «На то я и змея», - отвечает она.

-О чем эта притча? (Эта причта о добре и зле)

-Что можно сказать о характере героев? (Охотник добрый, он спас змею. Змея злая, неблагодарная, хотела укусить охотника.)

-Значит, не надо делать добра? Может, стоит жить по правилу: «Не делай добра – не получишь и зла»? (Высказывают свои мнения, приводят примеры из своего опыта, из прочитанной литературы)

-Случалась ли у вас такая ситуация, когда вас за доброе дело наказывали? Что вы при этом чувствовали?

-Расскажите случаи, когда вы за добро отплатили злом. Что вы при этом чувствовали? А что чувствовал человек, которого вы обидели? Хотели бы вы, чтобы с вами поступили так же?

В Евангелии сказано: «…во всем как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними».

Вывод: какое правило доброго человека открыли? (За добро добром плати).



-Можно ли заставить человека быть добрым? (Дети высказывают мнения).

-Можно ли пожалеть о добром поступке? (с.109, «135 уроков здоровья»). Прочитайте древнюю китайскую сказку.

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:

-Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу много силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Императора навестил мудрец. Он увидел во дворце гоубей и спросил: Зачем столько птиц?

Император ответил:

-У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их живыми.

Мудрец сказал:

-У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Вы спасли 500 птиц, а погубили в 5 раз больше.



-Почему так сказал мудрец?

-Сколько птиц погубил император?

-Были ли в вашей жизни поступки, совершенные из добрых побуждений, о которых вы в последствии пожалели? (например, сделал за друга домашнее задание)



Вывод: какое правило открыли? (И добро и зло надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше. Доброта без разума пуста.)



Можно ли быть добрым, никак не проявляя доброту в своих делах? Послушайте стихотворение и подумайте, добрый ли герой.



Однажды я встретил бездомную кошку.

-Как ваши дела?

-Ничего, понемножку.

-Я слышал, что вы тяжело заболели?

-Болела.

-Так, значит, лежали в постели?

-Лежала на улице много недель,

бездомной мне некуда ставить постель.

Подумал я: «Страшно, что в мире огромном

Нет места собакам и кошкам бездомным…»



(дети высказывают свои мнения)

-А как бы вы поступили на месте героя?



Послушайте, какими словами автор заканчивает стихотворение.



«Возьму я домой эту бедную кошку,

И будет бездомных поменьше немножко»



Вывод: выведите третье правило. (Добряк добро творит).



Кто еще, кроме человека и животных, нуждается в проявлении вашей доброты и участия?

Конечно, природа страдает от нашего равнодушия тоже.



Игра «Почему это произошло?» Назовите причины, которые могли вызвать перечисленные ситуации.

  1. На балкон дома слетелось много синичек.

  2. Киты выбрасываются из моря на берег.

  3. Морские звезды оказались на песке. (с.110, 135 уроков здоровья)

  4. Мусор постепенно становится монстром для планеты.



А сейчас вам потребуются знания по математике. Расчеты покажут, каким злом для человека и природы могут обернуться его бездумные поступки.

Задание 1 команде.

На 1 человека в год затрачивается 20т сырья. 9/10 от этого идет в отходы. Сколько тонн отходов получается? Сколько тонн сырья использует человек? Что делать с этими отходами? Что вы можете сделать (например, с пластиковой бутылкой)? С.5, ж. Педсовет №11, 2005).

Задание 2 команде.

Тонна нефти покрывает тонкой пленкой 12 кв.км поверхности океана. За год в моря поступает в среднем 9.000.000т нефти. Какую площадь океана может покрыть это количество нефти? Что произойдет с Черным морей, если это количество нефти выльется на его поверхность? (Площадь Черного моря 422.000 кв.км)



Вывод: надо ли спешить делать добро? Почему?

Какое правило можно еще вывести?

Пятое правило доброго человека – делать добро спеши.



Рефлексия. Итак, мы вывели правила доброго человека. Доброта – самое ценное качество нашего народа. Узнайте, о чем гласит народная мудрость, поставив данные слова в нужном порядке: на, жизнь, дела, дана, добрые.

Давайте закончим наше занятие добрым делом: встанем в круг и скажем друг другу добрые слова и пожелания.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

-Всем спасибо за работу.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ