Конспект урока на тему "Говорим, рассказываем"

Тема: «Говорим, рассказываем».

(Обучение грамоте)

Цель: формирование у обучающихся начальных сведений о понятиях «устная речь», «звук», «знак».

Задачи: - развивать внимание, речь, фонематический слух;

- познакомить обучающихся с букварём, его авторами;

- воспитывать


Оборудование:

Ход урока

  1. Орг. момент.

- На уроке присутствуют гости: ручка, тетрадь и карандаш. Сегодня они помогут мне провести урок. Посмотрят, как вы ребята, готовы выполнить наши задания.

II. Речевая разминка.

  1. Дыхательная гимнастика.

- Исходное положение – встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч.

- С закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь.

- Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение.

- Повторить 2-3 раза.

2. Работа над дикцией.

1) - Повторяйте за мной! Чистоговорка.

А-А-А - дома я сама.

У-У-У – молоко кому.

О-О-О – едим эскимо.

Ы-Ы-Ы – причитали книгу мы.

Е-Е-Е – дайте травки мне.

Поиграли и сели на свои места.

- Молодцы!

2)- Вы, наверное слышали выражение «у него каша во рту»?

- Как понимаете это выражение?

- Надо научиться говорить каждое слово чётко и правильно. Чтобы наша речь была красивой. Чтобы слова не застревали между зубами и губами, а легко и правильно произносились.

- Повторяйте за мной зарядку для язычка.

- Чики,чики, чики, чок.

Пусть попляшет язычок.

Повтори-ка: цо, цо, цо.

Вышла цапля на крыльцо.

  1. Знакомство с учебной книгой.

- Перед вами книга. Рассмотрите её обложку. Что нарисовал на ней художник? Как вы думаете почему?

- Кто из вас может почитать название этой книги?

- А можно по-другому назвать эту книгу? (Азбука, учебник)

- Откроем нашу первую учебную книгу. Полистайте её. Рассмотрим вместе её первые страницы. (с. 2-3)

Физкультминутка.

  1. Знакомство с понятием «Речь».

- Ребята, как вы думаете, что помогает людям понимать друг друга и узнавать новое?

(Возможно, что дети прямо не ответят на этот вопрос, тогда следует подсказать: «Хорошо понимать друг друга помогает наша речь».

А что же такое речь? Можно ли без нее обойтись? Попробуем разобраться в этом.

Работа в парах по азбуке (с. 2-3). Учитель предлагает рассмотреть рисунки на странице и приготовиться поделиться впечатлениями об одном из них (по выбору учащихся). При этом разрешается использовать для выражения мыслей любые движения, условие только одно: не произносить ни слова, даже не говорить, о каком рисунке хочется рассказать. Выясняется, что сделать это без речи очень трудно. Трудно договориться, передать свои мысли другому. Для того чтобы было понятно, о чем идет речь, нужно обязательно сказать что-то друг другу словами.

Фронтальная работа.

- Ну а теперь попробуем объяснить словами, о чём или о ком вы хотите сообщить, но при этом сам предмет не называете.

- Давайте попробуем объяснить, для чего нам нужна речь? (речь нужна, чтобы договариваться, понимать друг друга, узнавать новое.)

Условное обозначение речи на схеме.

А сейчас я попробую условно нарисовать речь. Когда один человек (учитель говорит и рисует) обращается к другому человеку или людям – возникает речь.

Рассматривание схемы .

Коллективная работа по схеме-модели, подведение детей к выводу о назначении речи и главных ее «секретах»: речь возникает, когда один говорит, а другие слушают. Говорить надо по очереди, иначе трудно понять друг друга. Речь помогает общаться, договориваться друг с другом, речь может нас развеселить или огорчить.

  1. - За хорошую работу на уроке наша гостья - тетрадь дарит вам русские народные загадки:

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот знания приобретет.

(Школа.)

Если б не было ее,

Не сказал бы ничего.

(Речь.)

Всегда он в работе,

Когда говорим.

А отдыхает,

Когда мы молчим.

(Язык.)

  1. Следующая наша гостья – Ручка записала высказывания маленького мальчика Пети и просит исправить вас его ошибки: «Надо зажгить лампу». «Один людь, два людя, три людя». «Нет ни дядев, ни тетев, ни ребятков». «Бабушка я посчитал ножки у осёла (осла): одна, два, три, четыре, пять, шесть. Четыре ногов у осёлика». «Это маечка спальная, а это гулятельная».

(Обсуждение ошибок, вывод: речь должна быть хорошо понятна и правильна. Такой речи надо учиться.)

  1. Прослушивание сказки «Про голос»:

Встретились как-то три голоса и поспорили, кто из них лучше и важнее.

Я громкий! Никто меня перекричать не может, поэтому я лучше всех.

Нет я! Я говорю четко, ясно, все меня понимают, как начну говорить, как стук гороха в пустой банке. Каждая горошина слышна, ни с кем не перепутаешь.

Ой, прекратите спор, лучше всех я – выразительный голос. Я говорю от души и выражаю настроение, меня все любят, и когда я кричу, и когда на ушко шепчу, все плачут, удивляются или смеются.


- В каких ситуация мы говорим громко? Когда пригодится выразительная речь?

4) Игра на смекалку, мышление.

- Помогите Карандашу найти нужную букву.

Доска: .кула, .стра, .рбуз, .ист, бараб.н, ст.рт

- Какую букву потеряли слова? Что вы можете сказать об этой букве?

- У кого в имене или фамилии есть буква А?

V. Итог урока.

- Есть ли у речи свои правила?

- Какой должна быть наша речь?





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ