Конспект урока на тему «К вопросу о духовно – нравственном воспитании в школе»

Конспект урока на тему «К вопросу о духовно – нравственном воспитании в школе»

Климова Елена Петровна,

учитель музыки .

Клинкова Лилия Николаевна,

педагог-организатор,

МОУСОШ№75 г. Волгограда

В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. 

Базовое звено образования - общеобразовательная школа. Именно средние учреждения  активно включились в реформирование образования, в этот непростой период, когда одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим ,совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития. Как не жаль, но сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.

Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Домашний уклад, разговоры старших, простые детские песенки, которые ребенок слушает или поет на коленях у матери, телевизионные передачи — все это важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребенка с самого раннего возраста. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития, как они малокультурны.

Культура же основывается на добытых человечеством знаниях, накопленном жизненном опыте, выработанных в естественно-историческом развитии умениях и навыках, на сформированных у людей способностях не только потреблять накопленное и созданное предшествующими поколениями, но и создавать и творить новое. Понятие культура не сводится лишь к сумме накопленных материальных и духовных ценностей, а предполагает формирование у новых поколений людей способности быть творцом новых поколений людей, новых систем отношений людей друг к другу и новых систем общественных отношений, опирающихся на самое главное предназначение культуры: культивирование, возделывание всего того , что постоянно улучшает, облагораживает жизнь человека, делает ее более свободной, благополучной, счастливой, продуктивной и ответственной, то есть жизнетворческой и жизнестроительной, а не жизнеразрушительной. Проводником в такой деятельности может и должно выступить искусство.

Искусство порождено потребностью, сохранить и передать потомкам мир жизнедеятельности человека. При этом передается, а стало быть, и художественно воплощается жизнедеятельность лишь общественно необходимая, то есть имеющая для общества большое значение. Искусство в своем художественном содержании, хранило данный уровень отношения людей к окружающему миру, оно делало бессмертным необходимые обществу чувства, необходимый обществу способ реагирования на мир. Ориентация на традиционную народную культуру - заметная черта современного социокультурного процесса в целом. В ней реализуется потребность в осознании своего , самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укоренённости на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией, с ее прошлым, настоящим, будущим и применительно к той области народной культуры, которая по традиции называется народным творчеством, фольклором и ассоциируется преимущественно с художественной культурой, включая музыку, хореографию, словесное, визуально-пластическое искусство, театрально-игровые действа в разных жанровых формах.

Кроме того, сегодняшний учитель прекрасно понимает, что насаждаемый средствами массовой информации культ богатства явно не соответствует исконно русскому мировоззренческому идеалу, русской духовной традиции, сущность которой великолепно выразил замечательный учёный, педагог, философ Павел Флоренский, сказавший однажды: «Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души». Поэтому современный педагог призван приобщить учеников к высочайшему идеалу тысячелетней русской культуры, идеалу преображения души на службе Отечеству. На этой духовной основе всегда стояла, стоит, и стоять будет русская культура.

Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества – это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов , увеличение количества специализированной литературы по народному творчеству, появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии, введении элементов народно-прикладного творчества на уроках в школе (трудового обучения, изобразительного искусства, музыки, литературы), на занятиях в кружках дополнительного образования.

Фольклорные праздники, обращение к национальной культуре, ознакомление учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями; с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, обрядами – всё это обладает большими воспитательными возможностями для становления культуры человека. Немаловажную роль в этом играют элементы театрализации. Театрализованная игровая деятельность – путь к познанию ребенком самого себя, средство для его самовыражения. Надо отметить, что именно посредством игры переход от воспитания к самовоспитанию и образованию происходит плавно, естественно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия». Интересной игре ребенок отдается целиком. Ни, в какой другой деятельности он не проявляет столько неутомимости, настойчивости, целеустремленности. Этим качеством детей умело пользуются наши педагоги в стремлении привить детям интерес к истории и культуре предков. В нашей школе традиционными стали самые различные мероприятия, основанные на народных традициях, как русского, так и других народов:

  • Театрализованные игровые программы и театрализованные действа, основанные на славянской мифологии и русском фольклоре;

  • Творческие проекты.

На одном из таких проектов хотелось бы остановиться поподробнее.

В 2011 году в районе был объявлен конкурс народных традиций «Возвращение к истокам». На заседании кафедры «Технологии и искусства» было принято решение стать участниками конкурса. На конкурс необходимо было представить народный обряд. В результате долгих споров было решено показать обряд «Иван Купала». Обучающиеся совместно с педагогами технологии, изобразительного искусства и музыки изучили особенности праздника, национального костюма. В результате чего (и при огромной помощи педагога -организатора) были созданы сценарий, костюмы, реквизит, декорации, подобран музыкальный материал. В воплощении театрального действа приняли участие воспитанники старшей группы театрально – вокальной студии «Начало».

Театрализованная программа «Иван Купала» была показана на районной конференции «Дети науки», стала призером районного конкурса «Возвращение к истокам», районного фестиваля творческих работ «Национальные традиции народов России», победителем областного фестиваля национальных культур «Возьмемся за руки, друзья!»

Подобное обращение к национальной культуре, позволило познакомить учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями; с народными песнями и танцами, праздниками и обрядами. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к народной культуре.

А самое главное, на наш взгляд- это непосредственное и заинтересованное участие детей в создании этого необычного проекта, возможность прикоснуться к истокам народного творчества.


ЛИТЕРАТУРА

1. Борис Бегак. Воспитание искусством. Москва, Просвещение,2005

2. И.Ю.Егорова. Духовно-нравственное воспитание в школе.1sentybrea.ru

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания  в современной школе. http://standart.edu.ru.

4. В.А.Моисеева. ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ РУССКОГО НАРОДА. Пермь, 2003

5. И.К. Нигматулина. Народные обычаи в процессе формирования эстетической культуры у школьников . 1sentybrea.ru

6.   Н.Н.Никитина. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: Сущность и проблемы. http://www.pedagogika-cultura.narod.ru

7. О.О.Никитина. Роль искусства в культурологическом пространстве . Москва, Русское слово,2007

8. С.И.Ожегов .Словарь русского языка. Москва, Мир и Образование, 2007.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ