Конспект урока на тему «Народное творчество как средство развития нравственных качеств школьника»

МБОУ “Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»







«Народное творчество

как средство развития

нравственных качеств школьника»

(из опыта работы)





Подготовила

воспитатель группы продлённого дня

Гладкова Зоя Викторовна







п. Пятницкое

2013г.




Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в

формировании всесторонне развитой личности. Процесс нравственного воспитания длителен и непрерывен, а результат его отсрочен во времени.

Взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации «не ударив лицом в грязь». А что же говорить о детях? Еще В. А. Сухомлинский говорил, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить его « умению чувствовать человека». «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру, учат умело, настойчиво, умно, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Я считаю, что родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

В своей работе я применяю различные приемы воспитания: этические беседы, знакомство с окружающей средой, коллективную и групповую форму деятельности, участие в общественно- полезном труде, чтение и разбор сказок, рассказов, стихотворений и др., используя при этом элементы народного творчества: пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, народные игры. Организовала деятельность учеников так, чтобы на любом этапе она была пронизана высоконравственными принципами (будь то обед, спортивный час, классный час, прогулка.)

Например, ежедневную работу с детьми начинаю с обсуждения пословицы или поговорки, пытаясь сразу нацелить на хорошее поведение, т. к. считаю, что пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения: «Век живи, век учись.», «Жить - Родине служить.», «Не красна жизнь днями, а красна делами.» Заостряю внимание на том, что знать пословицы, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи - большое дело. Стараюсь, чтобы дети сами раскрывали смысл пословиц, слушаю разные высказывания, (это формирует веру в свои силы, демонстрирует внимание коллектива к мнению говорящего) и потом обобщаю. Например, « Труд кормит, а лень портит». Дети говорят: «Тот, кто работает, тот трудится. За труд ему платят деньги. Кто трудится хорошо, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. Лень портит человека». Знание пословиц делает детей более внимательными к слову, к языку, развивает память, обогащает словарный запас учащихся. Использую пословицы на разных этапах работы: например, во время обеда «Без хлеба куска везде тоска», стараясь воспитать бережное отношение к хлебу, « Бережливость - не скупость», к воде, к продуктам, к школьному имуществу, « Хлеб- соль дружбу водит, ссору выводит», терпимое отношение друг к другу, у кого плохой аппетит спрашивала: о ком говорят « Его и муха крылом убьет?» Прививаю здоровые принципы питания, чтобы дети заботились о своем здоровье с детства, «Здоровому все здорово», « Береги платье снову, а здоровье смолоду»., « Здоровье не купишь, его разум дарит.» Стремлюсь воспитывать чистоплотность и аккуратность, организовывая соревнования на самый аккуратный стол, на самую чистую тарелку, напоминаю, чтобы у каждого было мыло и полотенце « В здоровом теле - здоровый дух».

В игровой форме дети знакомились с потешками, в них соединяются развлекательные и учительные моменты.

Один ребенок спрашивает другого, слегка беря его за нос:

- Чей нос?

- Савин.

-Где был?

- Славил.

- Что выславил?

- Копеечку.

- Что купил?

- Конфеточку.

- С кем съел?

Если тот не отвечает «с тобой», а говорит «один съел», то другой теребит его за нос, как бы в наказание за то, что не поделился с другими.

А есть и такой жанр, как небылица-перевертыш. В ней все

поставлено «с ног на голову». Дети понимают несуразность смысла

того, о чем поется, и это вызывает смех:

Во затейной слободе,

На Ивановой горе,

Растабаривали птицы,

Всяки, всяки небылицы:

Про Емелю дурака,

Про конька горбунка.

Про медведя-плясунка,

Про сопливого козла.

Эх, бывали чудеса:

Свинья на насесте

Вывела яйцо в тесте,

Высидела индюшка,

Из энтого яйца Петрушку.

Петрушка да Филя

Колпаками солнышко ловили,

Блинами да оладьями

Избу конопатили;

В лопате кашу варили,

В решете воду носили…

С большим интересом дети слушали народные сказки, которые содержат множество нравственных проблем. После прочтения учащимся были заданы вопросы:

- Какой герой вам понравился? Почему?

- Как вы бы поступили на месте этого героя?

- Что бы вы посоветовали данному герою?

- Что хотелось бы изменить в содержании сказки?

Ученики охотно шли на общение, обсуждали свои действия, таким образом постигая их нравственную сущность и значение.

Спортивные часы часто проводила в виде игр. Любая игра- это наука побеждать.Она способствует воспитанию сознательной дисциплины, воли, приучает детей быть честными и правдивыми. Суть народной игры «Салки – пересекалки» заключалась в том, что каждый из игроков, подвергая себя

опасности, вместе с тем мог выручить своего товарища. Учащиеся попадали в ситуацию морального выбора, задумывались над способом поведения, переживали в случае несоблюдения моральной нормы. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включают в себя пение. Это украшает их, способствует быстрому запоминанию, придает им ритмическую слаженность. Вот один из примеров:

Грачи летят

Дети становятся в круг, один из них выходит на середину и поет:

-Грачи летят, на всю Русь трубят:

Гу-гу-гу мы несем весну.

Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.

- Летят, летят! – кричат дети и поднимают руки.

- Журавли летят,

На всю Русь кричат:

Гу-гу-гу –

Не догнать нас никому

- Летят, летят!.. - повторяют все.

Поросята летят,

Полосаты визжат:

Хрю-хрю-хрю –

Надоело нам в хлеву.

- Летят, ле…! – ошибаются некоторые из детей и поднимают руки.

Кто ошибся, тот выходит из круга и дальше в игре не участвует. Игра продолжается, называются другие птицы и животные, например: синицы летят, воробьи летят, комары и медведи летят.

Содержание многих заданий по различным предметам дает богатый материал для духовно – нравственного воспитания. При выполнении задания по русскому языку во время самоподготовки учащимся встретились фразеологизмы: «золотые руки», «водой не разольешь», «не ударить в грязь лицом», которые несут в своем содержании воспитательные элементы. Ученики, раскрывая их смысл, приводили примеры жизненных ситуаций, постигая их нравственную сущность.

Прогулку на воздухе организовывала так, чтобы она тоже имела воспитательный характер. Предложила учащимся проверить народную примету: птицы жмутся к стволу дерева – будет мороз. Наблюдая, дети постигали мудрость природы, испытывали чувство красоты, гармонии с природой. Провели беседу о том, что природа – это ценность, среда обитания и дом человека, что нужно учиться у природы, беречь ее.

Проводился утренник «Материнские берегини», где дети исполнили частушки ДЛЯ МАМ, русскую народную песню «Рушничок», продемонстрировали расшитые полотенца, которые символизируют чистоту чувств, глубину бесконечной любви к людям. Такие рушники щедро стелются в доме на радость близким, друзьям. Прочитали пословицы о матери: «При солнышке светло, при матери добро» и др.

Целая четверть БЫЛА посвящена празднику «Масленица». Поэтому я провела классный час «Масленица» и сам праздник «Масленица». Во время занятий дети знакомились с русским народными песнями, играми. В подобной деятельности развивается речь, память, мышление, музыкальные способности, что способствует интеллектуальному и творческому развитию, обогащению нравственного опыта.

В конце года я провела анализ нравственных знаний и опыта учащихся. Для их оценки я учитывала из своих наблюдений умение детей разбираться в нормах морали, сформированность твердой нравственной позиции, умение осознавать свой личный нравственный опыт, вырабатывать нравственные взгляды. Детям было предложено объяснить понятия: счастье, мужество, справедливость, дружба, добро, милосердие, долг.

Стало очевидным уменьшение группы с низким уровнем развития и увеличение со средним и высоким уровнем развития. Это можно объяснить целенаправленной работой по формированию нравственных качеств учащихся и включением в процесс воспитания элементов народного творчества.







Перечень используемой литературы.


1. Я. Ю. Мартынова. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Н. А. Касаткина. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2007.

3. Н. В. Лободина. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. А. А. Басаргина. Народные праздники в школе. ГУИПП «Курск».

5. Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль.«Академия развития», 1977.

6.И. Н. Попова.Организация и содержание работы в группе продленного дня. – М.: Айрис – пресс, 2006.

7. И. Н. Кортакова. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.

8. Е. Н. Арсенина, Л. Б. Кислова. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2006.

9. Л. В. Персидская. Внеклассные часы в 1-4 классах. – Волгоград: Учитель, 2007.

10. В. Т. Голубь. Графические диктанты. Москва «ВАКО», 2004.

11. В. В. Цвынтарный. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: ЗАО Изд-во Центрополиграф, 2003.

12. Н. В. Новоторцева. Развитие речи детей. – Ярославль.ТОО «Гринго», 1995.

13. Максимук. Игры по обучению грамоте и чтению. Москва, «ВАКО», 2004.

14. Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. Развитие логического мышления. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

15. В. В. Волина. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1994.








9


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ