Конспект урока на тему "Речевая готовность ребенка к школе"


«Речевая готовность ребенка к школе»


Рекомендации учителя – логопеда

МБДОУ № 18 «Радуга» Новиковой Е.В.


В настоящее время будущему школьнику предъявляются требования не столько определенной суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению. Все это зависит не только от развития психических процессов ребенка, но и определяется уровнем его речевого развития.


Ребенок должен уметь:

  • правильно произносить все звуки родного языка;

  • владеть элементарными навыками звукового анализа слов;

  • уметь различать звуки речи на слух;

  • иметь соответствующий возрасту словарный запас;

  • владеть грамматической стороной речи;

  • владеть связной речью.

Важной неотъемлемой частью подготовки детей к школьному обучению является развитие фонематического восприятия. Чтобы ваш ребенок научился правильно читать и писать, важно его слушать и слышать звуки, которые мы слышим и которые говорим.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.


Ребенок должен усвоить, что предложение состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности. Ребенок должен научиться различать такие понятия, как ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ звуки, определять их количество и местоположение в слове.

Вы можете оказать своему ребенку посильную помощь, проводя специальные игровые артикуляционные упражнения, рекомендованные педагогами.

Для развития фонематического слуха Вы можете упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах. В старшем дошкольном возрасте использовать словесные игры по типу: «Замени звук и объясни слово» (миска – мишка, игры – иглы и т.д.); «Найди ошибку» (На берегу крякала удочка и т.д.);»Найди различия в произношении и объясни значение слов» (бочка – почка, душ – тушь и т.д.).

Для развития фонематического слуха нужно учит ребенка делить слова на слоги и определять их последовательность. В старшем дошкольном возрасте предлагать ребенку упражнения:

  • на закрепления умения производить слоговый анализ и синтез слов, например: «Выложи на столе столько фишек, сколько частей в слове» (слова четко произносятся, ребенок выкладывает фишки и показывает количество слогов на пальцах); «Подбери слово» (ребенок подбирает слова с заданным количеством слогов в следующей последовательности: односложные, с двумя слогами, с тремя слогами); «Кто больше?» (кто больше подберет слов на заданный слог, например ба - : ба-ран, ба-тон, ба-гаж, ба-рабан, ба-бушка и т.д.);

  • на закрепление слоговой структуры слов (зем-ля-ни-ка, ско-во-ро-да, ве-ло-си-пед и т.д.);

  • на закрепление умения производить анализ и синтез предложений по словам, например: «Сколько слов?» (выделение из заданных предложений отдельных слов, определение их количества и последовательности); «Придумай предложение» (ребенок придумывает предложение с заданным количеством слов в следующей последовательности: из двух слов, из трех слов, из четырех слов и т.д.).

Следить за правильным ударением при произнесении слов. Упражнять ребенка в правильном использовании ударений в словах, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова и словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого.

Закреплять произносительную стону речи с помощью чистоговорок, скороговорок. Отрабатывать выразительность речи ребенка в совместных сюжетных играх, в играх с элементами театрализации, в семейных концертах.


Учим ребенка узнавать и находить в словах определенный звук:

  • Выделение звука из чужой речи (ребенок слушает и поднимает руку или хлопает в ладоши, когда услышит заданный звук в слове);

  • Выделение звука из собственной речи с опорой на громкое проговаривание слов (ребенок громко называет игрушки или картинки и откладывает в одну сторону предметы с заданным звуком);

  • Выделение звука из собственной речи по представлению (ребенок молча отбирает нужные картинки или игрушки, в названиях которых содержится заданный звук).


В период от 4 до 7 лет, когда очевидными становятся недостатки речевого развития ребенка, идет интенсивная работа над качеством речи, закладываются основы последующего успешного обучения в школе, без согласованных действий педагогов и семьи добиться положительных результатов очень сложно, а в некоторых случаях и невозможно.

Родителям на данном этапе речевого развития не хватает специальных знаний. Действуя стихийно, по интуиции (что очень ярко видно на примере обучения чтению), вы не только не помогаете своему ребенку, а зачастую обрекаете его на серьезные трудности в последующем обучении письменным формам речи. Большинство из родителей подменяют развитие речи обучением грамоте: вас интересует результат – мой ребенок читает, а путь к результату не входит в круг волнующих их проблем.

Педагоги же владеют всеми необходимыми методиками для успешного развития речи каждого ребенка и подготовки его к школе. Они могут выявить трудности речевого развития ребенка, грамотно дать необходимые знания, сформировать речевые умения и навыки. Но без системы индивидуальных упражнений на закрепление все они быстро угасают и теряются.

Только согласованные действия родителей, воспитателей и логопедов могут привести к блестящему результату в речевом развитии детей. Все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) должны действовать взаимосвязано – решать единые задачи, согласовывать свои действия и наблюдения. Лишь в этом случае можно ожидать значительных результатов в естественном речевом развитии дошкольников и максимально предупредить появление отклонений в развитии речи каждого ребенка.


Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой даже самой не значительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ