Конспект урока на тему "Так ли важно рисование в жизни ребёнка?"


Методические рекомендации для воспитателей

«Так ли важно рисование в жизни ребёнка?»

Сребродольская Людмила Владимировна, КГКП д/с «Айголек»,

г. Каскелен, Карасайского района.



(Статья отнесена к рубрике: «Воспитание и обучение Работа с педагогами.)





Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека – будь то война или охота, праздник или бедствие.

Это слияние искусства со многими, в том числе глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей древности. Однако, на наш взгляд, скорее всего, были (и существует до сих пор) какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.

Удивительное явление искусства – рисование в детстве. Каждый ребёнок в определённый период жизни с упоением рисует грандиозные, многофигурные, со сложным переплетением сюжетов композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верным рисованию остаются только художественно одарённые дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети всех стран и континентов в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциальной природе детского рисования.

Итак, зачем и почему дети рисуют? Почему все какое-то время столь самозабвенно увлекаются рисованием и отчего интерес к нему так внезапно угасает примерно в одном и том же возрасте? Почему существует совершенно явный период детского рисования с очередным началом и концом, а внутри него происходит смена определённых этапов развития рисунка? Скорее всего, рисование имеет особый биологический смысл. Ведь детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда рисование - один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисование - большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребёнок всегда точно указывает, что и где изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. До такой степени, что, даже учась рисовать в кружках, дома для себя делают изображения, соответствующие их возрастному развитию. И считают их правильными. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляются рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали. Да, некоторые преимущества оригинала признаются, но свои рисунки

Итак, детское рисование помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами изодеятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих учёных, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщённое знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём. Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку так же необходимо, как разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

Тогда почему ребёнок перестаёт интересоваться рисованием? По-видимому, потому, что к подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается. Психика переходит к более высокому уровню абстракции. На первые позиции выдвигается слово. С гораздо большей легкостью, чем рисование, слово позволяет передавать сложность событий и отношений. Рисование как бы отбрасывается за ненадобностью. Всерьёз побудить взрослого человека-нехудожника к рисованию не возможно.

Но это случается ближе к подростковому возрасту. А в дошкольный период детства? Причин много. Одна из них: рисование карандашами или красками требует от ребёнка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания как приёмов работы с различными красками. Однако, несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Да, можно попытаться поработать с ребёнком в русле традиционной техники рисования. Однако есть риск, что он будет просто копировать данный взрослым образец. Это с одной стороны, а с другой – недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается. Уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения показывают: характер сюжета рисунка, у таких детей постепенно становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это с одной стороны, а с другой – изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребёнок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы с кистью и красками. Вот тогда и можно беспрепятственно еще раз перейти к обучению традиционной технике рисования. Что касается беспредметного рисования, подойдут разные техники: оттиск, тычковое рисование, монотипия, кляксография, набрызг, рисование мыльными пузырями, пальчиками, ладонью, нитями.

Каковы же возможности работы с детьми в технике, основанной на применении различных печаток? Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных краской. Печатку можно просто обмакивать в краску или прижимать к окрашенной «штемпельной подушке» - плоскому кусочку поролона – или смазывать краской либо красками, специально подбирая их сочетание. Печатку можно сделать их ватной палочки, пробки или кусочка сырой картофелины, спичечного коробка, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, древесного листа. Подойдёт и жёсткая сухая клеевая кисть, которую обмакивают в густую гуашь и рисуют методом «полусухого тычка».

Техника печаток (разделение мазка) основана на законе смешения, слияния цветов разноцветных точек – очень мелких или чуть крупнее, отдельных мазков или отпечатков, например ладони, - точек, которые следует рассматривать с некоторого расстояния. Если же изображение большое по размерам – то отойдя на несколько шагов. Точки (оттиски) наносят на предварительно намеченный рисунок. Для решения задачи все контуры на рисунке должны быть выполнены в натуральную величину на обороте каждой фотографии рисунка.

Если занятия проводятся с младшими дошкольниками, педагог переносит рисунок на кальку, а потом переводит его на лист плотной бумаги. С помощью рекомендованной печатки дети заполнят контуры рисунка оттисками густой гуашью, обмакивая в неё печатку. Кроме «печатания» можно рекомендовать «растяжку», т. е. скольжение печаткой по листу. Так получаются красивые перистые облака, морские волны, дождевые струи. Когда рисунок подсохнет, чтобы придать ему законченность, дети дорисовывают на изображенном предмете кистью либо фломастером глаза, или веточки, или какие-нибудь мелкие детали для придания образу выразительности.

Но есть и другой приём: педагог переносит рисунок на тонкий картон, вырезает его изнутри по контуру и накладывает на лист бумаги для рисования. Дети обводят рисунок изнутри карандашом, а затем заполняют его оттисками; в этом случае не столь важно следить за краями контура. Шаблон снимается, и на листе остаётся только контур, заполненный оттисками. Здесь важно только не двигать шаблон во время работы.

Старшие дошкольники проделывают весь этот процесс самостоятельно: обводят контур рисунка в альбом на кальку и вырезают контур рисунка. Как это делается? Калька эскиза кладётся на белую или цветную бумагу, накалывается шилом по линиям для копирования. В этом случае на листе бумаги остается контур в виде мелких дырочек - следов прокола. В дальнейшем, используя эту технику и приобрести опыт, дети уже самостоятельно придумывают сюжет, вплоть до весьма сложных натюрмортов или пейзажей.







 Литература

1. Алексеевская Н.А. Озорной карандаш – М.: Лист, 1998 г.

2. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. – М.: Дрофа, 2000.

3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2000.

4. Зиганов М.А. Учимся читать и считать: Готовим ребёнка к школе. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.




7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ