Конспект урока на тему «Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №138, Калининского района, города Санкт-Петербурга



Статья

на тему

«Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста»



Подготовила

Мельник Инна Николаевна

Учитель начальных классов





Санкт-Петербург

2013



Методы, средства воспитания этнической толерантности у детей младшего школьного возраста.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга -развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения  в младших классах. Однако не всегда авторитет является предпосылкой для успешного воспитания. Воспитание толерантности требует диалога, а не монолога.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.  В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Опираясь на особенности младшего школьного возраста, необходимо активно воспитывать этническую толерантность.

В документах, принятых ЮНЕСКО и на их основе – российскими государствен­ными структурами, отмечается, что измене­ния в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образова­тельной системы – от детского сада до ин­ститутов повышения квалификации учите­лей. Рекомендуется использовать три основ­ных пути:

а) в процессе изучения всех пред­метов;

б) через междисциплинарные связи;

в) в виде специальных курсов и занятий.

Воспитание толерантности – общее дело многих го­сударственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и от­ветственность в работе с ними ложится именно на об­разовательную среду, на педагогов – учителей, воспита­телей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.

Им в этом труднейшем деле остро необходимы:

во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях;

во-вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях;

в-третьих (и здесь особая и немалая проблема!), толерантность необходима и самому педагогу – во всей неразрыв­ности личностного и профессионального.

Т.В. Поштарева предлагает следующие методы воспитания этнической толерантности: концепция формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде основана на совокупности следующих методологических подходов: компетентностного, синергетического, этнопедагогического, аксиологического, гуманистического; принципов позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственности и последовательности изучения культур, диалога, полилингвизма, комплексности, междисциплинарности и вариативности.

В качестве механизмов формирования этнической толерантности учащихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может также осуществляться посредством тренинга этнокультурной компетентности, культурного ассимилятора, деловых и ролевых игр и др. Формами формирования этнической толерантности являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Эти взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемый школьником в ходе участия в лекциях, семинарах, дискуссиях, конференциях, различных объединениях, совместных мероприятиях и т.д.), стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый ребенком в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с другими социальными институтами, в игровой и трудовой деятельности, а также из средств массовой информации и др.). Образовательные учреждения призваны сообразовывать воздействие на молодое поколение социальной среды, сообщать ему научные, достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам, их истории, культурам. В самой общей форме критерии эффективности этнической толерантности могут быть выражены по имеющимся критериям

Этого можно достичь, применяя полиэтническое образование. Автор выделяет пять моделей: межпредметную (включает национально-региональный компонент в содержание образования путем равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам); модульную (реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), отражающих этнокультурное своеобразие народов); монопредметную (предполагает углубленное изучение детьми этнической культуры, языка, истории, географии, фольклора и др. как своего, так и других народов, на специально выделенных для этой цели учебных предметах); комплексную (реализуется в виде интегрированных курсов, в которых аспекты национальных культур представлен единстве и взаимосвязи); дополняющую (осуществляется в ходе внеурочных, внеклассныхвнешкольных мероприятий). Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, как уже говорилось, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и воспита­ние толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Опыт толерантности, положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (нега­тивизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у кото­рого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Эффективными педагогическими средствами  могут выступить информация о возможном (из­вестном из опыта других людей) и рефлексия ранее возникавшего в собственном опыте ребенка, группы. Источники соответствующей информации – фоль­клорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем раз­ных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – к взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообще­ства, особенно – известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций. В системе школьного образования должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире, школьники должны знать историю и географию геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн, сегрегаций. Педагогика толерантности должна учить умению анализировать местные ситуации, обстановку в собственной школе и классе, в семье, а также способствовать критическому анализу.  Однако опыт показывает, что даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого отношения и толерантного поведения. Необходимы методы систематического и рационального обучения, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами.  Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить. Ведущий принцип педагогики, основанной на философии диало­га, – принцип позитивности. По отношению к младшему школьному возрасту  принцип этот характеризуют:

позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способно­стей;

раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.

Под этими принципами следует понимать рекомендательный, а не запретительный стиль организации активности детей, т.е. обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов, создание развивающей предметной среды, условий для эксперименти­рования с различными материалами, уход от жестко регла­ментированной деятельности репродуктивного характера, признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов, на просьбу о помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индиви­дуальные занятия. Так, обсуждая предстоящие дела, дети должны иметь возможность высказывать предложения, а за­дача учителя – обсудить их совместно, не отмахиваясь. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослым, и детьми, а реакция на любое предложение – доброжелатель­ной, заинтересованной.

Подготовка учителя в условиях воспитания терпимости к другим народам.

Обсуждая тему толерантности как способности, качества лично­сти, отметим неприемлемость авторитарной позиции в общении педа­гога с учениками. Но подчеркнём необходимость развития диалога, сотрудничества, субъект-субъектных отношений. Мастерство взаимодействия с подопечными жизненно необхо­димо специалисту-педагогу. Без этого не может состояться профес­сионал. Воспитанием этнически толерантной личности занимается именно педагог, но такое доступно только педагогу с высоким инновационным потенциалом. Высокий инновационный потенциал определяется как совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, выражающей готовность совершенствовать педагогическую деятельность. В инновационный потенциал педагога также включается жела­ние и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, вос­принимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Для успешной работы в области инновацион­ной педагогики необходимы следующие характеристики:

творческая способность генерировать и продуцировать но­вые идеи, проектировать и моделировать их в практиче­ских формах, в конкретной деятельности;

культурно-эстетическая развитость и образованность, что предполагает интеллектуальную и эмоциональную разви­тость и высокий уровень культурной грамотности педаго­га;

открытость личности к новому, что базируется на толе­рантности личности и гибкости мышления.

Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов: 

все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение;

педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;

оценки должны способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога;

процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого  закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни

Также необходимо отметить, что реализация на практике ин­новационного потенциала отдельного педагога оказывается особенно результативной при наличии педагогического коллектива единомыш­ленников, способных к реализации в сфере образования инновацион­ных идей, проектов и технологий. Хороший музыкант не может преподавать, работать с учащимися и коллективом. 

Качество решения педагогических, художественно-творческих задач зависит от умения строить отношения с коллегами и учениками, устанавливать оптимальные межличностные контакты, основанные на толерантности. В её структуру входит: знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение устанавливать контакты, куль­турно и корректно отстаивать свою точку зрения в спорах, умение по­нимать личностные особенности и эмоциональное состояние собесед­ника, управлять собственным эмоциональным состоянием. Мастерство педагогического общения особенно важно в сфере искусства, поскольку оно часто носит иррациональный характер и свя­зано с эмоциональной стороной жизни человека. При воспитании толерантности значимо чувствовать и понимать нюансы диалогиче­ского общения. По мнению психолога Баклановой Н. К., диалогиче­ское общение подразумевает: умение вслушиваться в собеседника, избегать оценочных суждений, способность видеть ситуацию глазами партнёра по общению, уважение к личности с малых лет, естествен­ность поведения. Развивая в себе способность толерантности, педагог должен учитывать факторы не только вербальной коммуникации. Мало обла­дать лишь теоретическими знаниями построения взаимоотношений, важно также как бы видеть по внешнему виду ученика его внутреннее состояние. Успех педагогического взаимодействия часто зависит от проницательности учителя, его чуткого внимания к жестам, интона­ции, речи, позе и другим средствам невербальной передачи информации. Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Подчеркнём, что формирование толерантности связано с непре­рывным самосовершенствованием педагога, наращиванием им про­фессионального и коммуникативного мастерства, развитием своих собственных внутренних, человеческих качеств.

Этническая толерантность предполагает не просто принятие другого этноса таким, каким он, а избирательное отношение к  иному этносу и его представителям. Она предполагает: готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению, способность к взаимной эмпатии, т. е. к постижению ментальности этнодругого, нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства, установку на взаимоуважительный диалог. Воспитание толерантности – сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее гражданского общества России. Воспитание этнической толерантности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда психологические особенности возраста наиболее благоприятны. Педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, отличающихся, с одной стороны, высоким уровнем активности, любознатель­ности, с другой – ограниченными возможностями, слабо раз­витой произвольностью поведения, чувством безопасности. Вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. Приорганизации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии. В социальном контексте толерантность может толковаться, как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения. При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях. Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования толерантности повышается, если:

- сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

– осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;

создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;

каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;

отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.
В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние. Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.
Анализ результатов нашего эксперимента методами математической статистики  на заключительном этапе позволяет сделать вывод:если систематически и целенаправленно проводить работу по воспитанию этнической толерантности у детей младшего школьного возраста, то уровень этнической терпимости будет на достаточно высоком уровне. Наша гипотеза подтвердилась.




Список литературы.

1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. // Образование в современной школе. – 2002. – № 4. – С.58-69

2.     Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. - 2003. -  № 1.- С.96

3.Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры.- М.: Конус-М, 2004.- С.151

4. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение.- М.: Вербум, 2003. -168 с.
5.Болотина Т.В., Новикова Т.Г., Смирнов Н.К.. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие. - М.:АПК и ПРО, 2002-С.42
6. Декларация Принципов Толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995//Вопросы психологии.- 1995.- №12.- С.5
7.Демократия и толерантность/Под ред.  В.С.Рахманиной.- Воронеж: Литера,  2002. - 402 с.
8.Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе. – 2003. – № 7. – С 68-72
9. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002.- С.167

10. Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.Н. Управление социальными программами.- М.: Эксмо, 2005.- 326 с.

11. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности.- М.: Изд-во Моск.Ун-та, 2004 – С.39.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ