Конспект урока на тему «Все профессии важны»
Автор: Елизарова Валентина Петровна
Место работы: МОУ СОШ № 1 г. Северобайкальск, Бурятия
Должность: учитель начальных классов
Тема: «Все профессии важны»
Цель: обогащение знаний детей о различных профессиях.
Задачи: Образовательная – дать представление о разнообразии профессий, выборе профессий
Развивающая – расширение жизненного опыта
развитие познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение)
развитие творческого потенциала личности
Воспитательная - углубление внутреннего мира учащихся
привить уважение к людям разных профессий
формирование умения работать в группе, коллективе
формирование умения работать организованно, сосредоточенно, уважать мнение товарища
Оборудование: карточки разного цвета «Узнай профессию»; конверт с рассыпавшимися буквами; бумажные звездочки; тесты; предметы труда представителей разных профессий.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Все в порядке?
Все на месте?
Ну, тогда начнем урок
Все вместе.
Учитель. Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы станете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду, испечете самый вкусный в мире торт или откроете новые звезды. Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться.
II. Сообщение темы урока
У. Отгадайте загадки: Учу ребятишек читать и писать,
Природу любить, пожилых уважать.
Кто это, ребята?
Дети. Учитель.
У. Правильно. Речь идет о моих коллегах.
– Какие предметы ведут учителя в школе?
Д. Математику, физкультуру, рисование, физику...
- Посмотрите, как разнообразна моя профессия.
У. У меня есть друзья. Угадайте, кто они?
Он в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней.
Д. Врач.
- Как называется детский врач - педиатр, зубной врач- стоматолог, глазной врач- окулист.
У. Кладет кирпич за кирпичом,
Растет этаж за этажом.
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом.
Д. Строитель.
- Какие строительные специальности вы знаете? (каменщик, маляр, штукатур)
У. Ребята, вы догадались, о ком и о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Д. О людях разных профессий.
У. Прочитайте тему нашего урока.
«Все профессии нужны, все профессии важны».
– А вы согласны с этим высказыванием?
У. Давайте попробуем сегодня на уроке проверить истинность этого высказывания.
III. Знакомство с новым материалом
Учитель постепенно открывает на доске план рассказа о профессии.
- В течение урока мы составим план рассказа о профессии
На доске: ПЛАН.
– Что же такое профессия? Обратимся к толковому словарю. Давайте предоставим слово тому, кто сегодня работает со словарем.
Ученик . Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
У. Труд формирует самого человека. Каждый человек трудится на своем месте: вы – в школе, ваши родители – на производстве.
- А чем ценен ваш труд?
Д. Мы получаем прочные знания, чтобы быть в жизни успешными.
У. Сейчас я проверю ваше внимание. Любой рассказ начинается с названия.
Учитель вывешивает на доску карточку с первым пунктом плана.
На доске: 1. Название профессии.
У. Каждой профессии присущи свои предметы труда, важные и необходимые. По предметам можно догадаться, о какой профессии идет речь. Этим мы с вами сейчас и займемся.
Игра «Узнай профессию»
У каждого из вас на столе лежит карточка-схема определенного цвета, где зашифровано название профессии. А теперь переверните карточки. По опорным словам отгадайте профессию, впишите ее в центр и поднимайте карточку.
Дети работают самостоятельно.
– Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию. Если все согласны с ответом, хлопните в ладоши.
А теперь проверим правильность написания профессий. (На доске: летчик, парикмахер, учитель)
- Скажите, какая на ваш взгляд, профессия здесь лишняя. Ответ обоснуйте.
На доске: парикмахер, летчик, учитель
Д.– Учительница, так как только она учит детей.
-Летчик - он водит самолеты.
У. Есть еще один вариант ответа: парикмахер – лишнее слово. Догадайтесь – почему?
Д. Парикмахер - он подстригает людей, у него работают руки. А летчик, учительница думают, рассуждают, то есть работают головой.
У. Говоря о профессии, можно сказать какой труд – физический или умственный – является основным в этой профессии. В первых двух профессиях основным является умственный труд, а в профессии парикмахер основной труд – физический.
- Так что же можно еще рассказать о профессии?
Д. Какой труд используется в профессии.
У. Это и будет второй пункт плана.
Учитель вывешивает на доску карточку.
На доске: 2. Какой труд используется в профессии?
IV. Самостоятельная работа
Работа в парах
У. Сейчас вы будете работать в парах. На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. 1, 3 ряд – выберите профессии, связанные с умственным трудом, 2 ряд - – профессии физического труда. У доски будут работать дети, сидящие на первой парте среднего ряда.
токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач
– Проверим вашу работу.
Отвечают дети, работающие у доски.
Д. К физическому труду мы отнесли профессии токаря, строителя, фермера, водителя, портного, сапожника, спасателя.
У. Есть замечания? Продолжим.
Д. К умственному труду мы отнесли профессии писателя, бухгалтера, учителя, экскурсовода, актера, библиотекаря, врача.
У. Это важные профессии, часто встречающиеся в нашем городе. Люди этих профессий способствуют развитию и процветанию нашего края.
– Что еще можно включить в план описания профессии?
Д. Рабочее место.
Учитель вывешивает карточку.
На доске: 3. Рабочее место.
- А сейчас проверим себя. У вас на столе листок с текстом. Возьмите его и соедините стрелочкой название профессии и место работы человека.
Котельная
Детский сад
Столовая
Автобус
Магазин
Шофер
Кочегар
Воспитатель
Продавец
Повар
По ходу работы учитель проверяет тесты у 5–6 учеников.
- Сверьте свои ответы. Если у вас есть ошибки, то исправьте их.
V. Физкультминутка
У. А сейчас – минутка отдыха. Встаньте, выйдите из-за парт.
Учитель читает слова и показывает движения. Дети повторяют:
Трактор водит – ... (тракторист),
Электричку – ... (машинист),
Стены выкрасил – ... (маляр),
Доску выстрогал – ... (столяр),
В доме свет провел – ... (монтер),
В шахте трудится – ... (шахтер),
В жаркой кузнице – ... (кузнец).
Кто всё знает – молодец!
VI. Работа по теме урока (продолжение)
У. Отгадайте загадку:
Умный он, и даже слишком.
Управляю я им мышкой.
С ним не буду я скучать –
Можно в игры поиграть.
Что это, ребята?
Д. Компьютер.
У. А для чего нам в жизни необходим компьютер?
Д. Для игры, для того чтобы быстро напечатать текст, для рисования, просмотра мультфильмов, прослушивания музыкальных произведений.
– Кто знает, как называется профессия человека, пишущего программы, по которым работает компьютер?
Д. Программист.
У. Программист — специалист, занимающийся написанием программ для ЭВМ, то есть программированием. Да, эта профессия в последнее время стала очень важной и престижной. В нашем постоянно развивающемся городе, где много различных предприятий, эта профессия просто необходима.
У. Значит, включим в наш план еще один пункт.
Учитель вывешивает карточку на доску.
На доске: 4. В чем заключается деятельность человека?
- Чем занимаются люди этих профессий.
Игра «Моя профессия – самая важная»
– А сейчас предлагаю выбрать необходимые предметы труда для представителей разных профессий. Сейчас я буду читать стихотворение Дж. Родарри «Чем пахнут ремесла» и выберу трех человек, по одному с каждого ряда.
Учитель читает стихотворение, как считалку.
1-й ряд. У каждого дела
Запах особый.
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
2-й ряд. Пахнет кондитер
Орехом мускатным,
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
3-й ряд. Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Выбранные дети выходят к столу и выступают в роли повара, электрика, врача.
– Перед вами на столе лежат предметы, относящиеся к разным профессиям. Выберите вещи, необходимые для вас: повар, врач, электрик. А мы проследим, правильно ли ребята выбирают себе предметы.
Дети выбирают предметы.
– Назовите сначала профессию, а потом предметы труда, которые вы выбрали.
Дети отвечают.
У. А теперь докажите одноклассникам, что именно ваша профессия самая важная. А вы, ребята, слушайте внимательно и дополняйте ответ.
Дети приводят по 2–3 доказательства.
Ученик-врач. Профессия врача – самая важная, так как эти люди лечат нас, делают прививки от болезней, следят за нашим здоровьем.
Ученик-милиционер. Профессия электрика– самая важная, так как эти люди делают нашу жизнь светлее, сейчас без электричества невозможно прожить. Ученик-повар. Профессия повара – самая важная, так как эти люди готовят нам еду, пекут пироги.
У. Спасибо, ваши ответы очень убедительны. Ребята, встречали ли вы представителей этих профессий в нашем городе ? Где?
– Что нужно для того, чтобы стать мастером своей профессии?
Д. Нужны знания.
У. Знания каких наук нужны во всех профессиях? Уточните.
– Врач должен знать строение организма человека, химический состав лекарств, математику, чтобы рассчитать дозировку лекарств.
– Повар должен знать математику, чтобы рассчитать норму расхода продуктов.
- Электрик – физику, математику.
У. Прочитайте следующий пункт плана.
Учитель вывешивает карточку на доску.
На доске: 5. Знания, используемые в профессии.
– Можно быть прекрасным, знающим врачом, водителем, грузчиком. Но человек в любой профессии должен обладать необходимыми качествами, чтобы своим трудом приносить радость. Выберите из списка черты характера, которыми, как вы считаете, должен обладать человек.
На доске:
добрый, добросовестный, эгоистичный, ответственный, злой, внимательный, терпеливый, сознательный
Дети отвечают.
– Что вы не выбрали, почему?
Д. Не выбрали слова эгоистичный, злой – они обозначают отрицательные качества человека.
VII. Закрепление полученных знаний
У. Вы любите мечтать? Давайте помечтаем о ваших будущих профессиях. Подумайте, кем бы хотели стать вы? Расскажите о своей профессии по плану, составленному на доске. Кто желает рассказать?
Выслушиваются ответы детей.
VIII. Итог урока
У. Да, ребята, много на свете разных профессий, каждая необходима и важна. В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Когда в небе падает звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У нас в классе есть звезды. Они лежат у вас на партах. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках: с одной стороны – будущую профессию, с другой – фамилию. Это ваша мечта. Мы сохраним звезды до 11-го класса. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание.
Дети пишут на звездочках.
– А сейчас вы прикрепите свои звездочки возле фотографии с видом нашего города. Вы прикрепили здесь звездочки потому, что именно вы – наше будущее, надежда и опора города Северобайкальск.
Много здесь профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться!
У. Что необходимо делать сейчас, чтобы ваши мечты сбылись?
Д. Учиться хорошо.
У. Как можно назвать сегодня вашу профессию?
Д. Ученик.
У. Оцените свою работу на уроке.
Д
ети показывают значки:
Зеленый– «работал очень хорошо»;
Желтый– «работал хорошо»;
Красный– «могу работать лучше».
VIII. Домашнее задание
У. Дома каждый из вас еще раз подумает о выборе профессии 1 группа - нарисует, кем бы хотел быть, приготовит рассказ по плану; 2 группа - подберет пословицы, поговорки, загадки, связанные с профессиями.
А я оцениваю вашу работу следующим образом.
(Оценка учителем работу каждого ученика на уроке.
Источники материалов:
http://www.webrain.ru/gallery.php?p=67&gallery=1&g_page=0&img=30
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA
http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=2.1270670968662307
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ