Конспект урока по теме «Дня игрушки наших прабабушек и прадедушек»

Конспект занятий «Дня игрушки наших прабабушек и прадедушек»

Составитель: Сиджах Г.Д. (воспитатель)

Цели: прививать интерес детей к старинному укладу жизни россиян; закреплять знания детей о предметах утвари в древней Руси; знакомить детей с историей игрушек Древней Руси; информировать детей о старинных забавах и играх; рассказать детям о разнообразии материалов, из которых делали игрушки; активизировать словарь детей (изба, лавка, печь, люлька, ухват, ручник, оберег, славяне); развивать интерес к русским традициям и промыслам; воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа; воспитывать чувство патриотизма, национальной привязанности к историческим корням; развивать фантазию, творческое воображение; создавать положительный эмоциональный настрой.

Утро

Сюрпризный момент

Цели: формировать у детей интерес к театрализованной деятельности; познакомить детей с героем русского народного театра – Петрушкой, многообразием кукол; содействовать развитию любознательности, познавательного интереса, эмоциональной сферы ребенка; воспитывать любовь к народной культуре, доброжелательность, коммуникативные качества личности;

Оборудование: магнитофон, запись народных песен и музыки.

Ход:

Звучит народная музыка. В гости к ребятам приходит петрушка и приносит с собой игрушки, в которые играли наши дедушки и бабушки. Во время рассказа педагог надевает на руку куклу Петрушки.



Утренняя гимнастика

Цели: поднять эмоциональный и мышечный тонус детей.

Ход гимнастики:

Кукла Петрушка предлагает детям выполнить следующие движения:


Руки вверх поднимем - раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться. не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два - теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!


Беседа с детьми « Игрушки древней Руси»

Цели: знакомить детей с историей игрушек Древней Руси; информировать детей о старинных забавах и играх; рассказать детям о разнообразии материалов, из которых делали игрушки, обогащать словарь детей

Оборудование: презентация «Игрушки древней Руси», иллюстрации, игрушки наших прадедушек и прабабушек.


Дидактическая игра «Из чего сделано?»

Цели: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровой материал: тканевый мешочек; предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Ход игры:

До начала игры педагог проводит короткую беседу и уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а так же сделанные из них вещи.

Затем предлагается поиграть в новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его. Мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.

Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, взрослый вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические - положить на поднос, сделанный из металла, пластмассовые - на пластмассовый и т.д.

В конце игры взрослый отмечает тех разведчиков, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли товарищам найти нужный предмет.

Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а так же их не ярко выраженное качество.


Изобразительная деятельность «Укрась наряд матрешки»


Цели: учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя все пространство листа бумаги, продолжать учить детей находить красивые цветовые сочетания ( в зависимости от фона бумаги), закреплять формировать умение использовать в своем рисунке элементы узора, орнамента декоративно-прикладного искусства (растительные, геометрические), совершенствовать технические навыки рисования кистью (кончиком кисти или всем ворсом), поощрять целеустремленность и усидчивость на занятии, воспитывать любовь к народному творчеству.

Оборудование: вырезанные из бумаги матрешки, гуашь, кисточки разного размера, ватные палочки, иллюстрации, матрешки, аудиозапись «народные песни и музыка».



Физкультминутка «Веселые матрешки»

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,

мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.

Ход:

Дети выполняют легкие плясовые движения. Дыхание свободное. Следите за осанкой. Взрослый поет вместе с детьми.


Прогулка утренняя

Народная подвижная игра «Краски»
Ход игры:

Играющие сидят на скамейке.  Выбираются продавец и покупатель,  покупатель отходит в сторону. Дети договариваются с продавцом, кто какой краской будет. Приходит покупатель и говорит:  «Стук, стук, стук». -  «Кто там?» - спрашивает продавец.  Покупатель называет свое имя (Вова, Катя). «Зачем пришел?» - «За краской». - «За какой?» - «За красной (синей, желтой и пр.)». Если такая краска есть, продавец говорит, сколько она стоит (в пределах 10), и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой вперед ладони.  С  последним  хлопком  ребенок,  изображающий названную краску, убегает, а покупатель его догоняет и, поймав, отводит в условленное место.

Если названной краски не окажется, продавец говорит покупателю: «Скачи по красной (синей и т. д.) дорожке на одной ножке». Покупатель прыгает на одной ноге до условленного места и возвращается. Игра продолжается. Дети меняются ролями по очереди.



Народная подвижная игра «Коршун и наседка»

 Ход игры:

В игре участвуют несколько  детей. Один из играющих выбирается коршуном, другой -   наседкой. Остальные дети - цыплята, они становятся за наседкой, держась друг за друга, а стоящий впереди - за наседку. На противополож­ной стороне площадки очерчивается кружок - гнездо коршуна. По сигналу взрослого  «Коршун!»  ребенок-коршун  вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне.  Наседка,  распустив  крылья   (вытянув  руки  в  стороны), защищает своих цыплят, не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями коршуна и двигаются за наседкой, не отрываясь друг от друга, стараясь помешать коршуну поймать последнего.

Пойманного цыпленка коршун отводит к себе и гнездо. Когда он поймает 2 - 3 цыплят, на роли коршуна и наседки выбираются другие дети. Если играющих больше 10 человек, можно играть двумя группами по очереди. Можно играть и одновременно (при наличии достаточного места) двумя группами.

Напоминать детям правила игры: наседка не должна хватать коршуна руками, она может только преграждать ему путь; коршун вылетает из гнезда только после сигнала взрослого; во время ловли цыпленка коршун не должен хватать наседку за руки.

Игры самостоятельные:

  • с игрушками:

  • с выносным материалом (мячи разного размера и назначения; кольцеброс; лопатки, формочки и ведра пластмассовые для игры с песком)


Вечер

«Сделаем древнюю игрушку своими руками»

Цели: развивать мелкую моторику; способствовать росту интереса к культуре и традиции народного творчества; развивать творческую фантазию.

Оборудование: иллюстрации, игрушка (пример того, что дети будут делать, ткань, нитки, рис, пшено, деревянные палочки.

Ход:

Воспитатель предлагает на выбор сделать игрушку: (примеры)


Дидактическая игра «Утварь Древней Руси»

Цели: продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей; закреплять знания детей о предметах утвари в древней Руси; обогащать словарь детей; воспитывать чувство патриотизма, национальной привязанности к историческим корням; прививать интерес детей к старинному укладу жизни россиян; развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Игровой материал: иллюстрации предметов обихода, утвари Древней Руси, картинки с изображением россиян в национальной одежде, а так же иллюстрации их времяпрепровождения (девочка готовит кашу, мальчик играет на гуслях, девочка танцует с платочком, мальчик идет за дровами и так далее), фишки.

Ход игры:

Вначале детям предлагается просмотреть картинки и определить, что они иллюстрируют, как жили наши предки: прапрапрапрабабушки и прапрапрапрапрадедушки или это иллюстрации современной жизни.

Затем предлагается показывать детям карточки с иллюстрациями, и называть предметы, которые на них нарисованы. Кто правильно ответил, получает фишку, кто больше набрал фишек, тот и выигрывает.

Можно предложить ребенку классифицировать картинки по признаку: из чего сделано: деревянное или железное (например, кочерга и деревянная ложка). Дети могут составить связный рассказ по картинкам « Чем в те времена занимались? Что ты видишь на картинке, что делает девочка\мальчик? Какие предметы ты видел и у вас в деревне у бабушки, или на даче есть.


Дидактическая игра «Росписи»

Цели: закреплять полученные ранее знания детей; вызывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.


Прогулка вечерняя

Подвижная народная игра «Гуси, гуси!»

Ход игры:

На одной стороне обозначается дом, в нем находятся гуси. На противоположном краю луга стоит пастух. Сбоку находится логово, в котором живет волк. Остальное место — луг. На него пастух выгоняет гусей, они щиплют травку, машут крыльями.

Пастух. Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором).Га, га, га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да, да, да.

Пастух. Так летите. 

Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой Не пускает нас домой.

Пастух.   Так летите, как хотите, Только крылья берегите.

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово.

После нескольких перебежек назначаются новые волк и пастух.

Народная игра «Ключи»

Ход игры:

Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле. Водящий подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к Саше (Сереже) постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время перебежки. Если он долго не сможет занять кружка, то может крикнуть:  «Нашел ключи!»  Все играющие должны  при  этом   поменяться  местами,  и  водящий  занимает чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.




Литература:


7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ