Конспект урока по теме «Дня игрушки наших прабабушек и прадедушек»
Конспект занятий «Дня игрушки наших прабабушек и прадедушек»
Составитель: Сиджах Г.Д. (воспитатель)
Цели: прививать интерес детей к старинному укладу жизни россиян; закреплять знания детей о предметах утвари в древней Руси; знакомить детей с историей игрушек Древней Руси; информировать детей о старинных забавах и играх; рассказать детям о разнообразии материалов, из которых делали игрушки; активизировать словарь детей (изба, лавка, печь, люлька, ухват, ручник, оберег, славяне); развивать интерес к русским традициям и промыслам; воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа; воспитывать чувство патриотизма, национальной привязанности к историческим корням; развивать фантазию, творческое воображение; создавать положительный эмоциональный настрой.
Утро
Сюрпризный момент
Цели: формировать у детей интерес к театрализованной деятельности; познакомить детей с героем русского народного театра – Петрушкой, многообразием кукол; содействовать развитию любознательности, познавательного интереса, эмоциональной сферы ребенка; воспитывать любовь к народной культуре, доброжелательность, коммуникативные качества личности;
Оборудование: магнитофон, запись народных песен и музыки.
Ход:
Звучит народная музыка. В гости к ребятам приходит петрушка и приносит с собой игрушки, в которые играли наши дедушки и бабушки. Во время рассказа педагог надевает на руку куклу Петрушки.
Утренняя гимнастика
Цели: поднять эмоциональный и мышечный тонус детей.
Ход гимнастики:
Кукла Петрушка предлагает детям выполнить следующие движения:
Руки вверх поднимем - раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться. не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два - теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!
Беседа с детьми « Игрушки древней Руси»
Цели: знакомить детей с историей игрушек Древней Руси; информировать детей о старинных забавах и играх; рассказать детям о разнообразии материалов, из которых делали игрушки, обогащать словарь детей
Оборудование: презентация «Игрушки древней Руси», иллюстрации, игрушки наших прадедушек и прабабушек.
Дидактическая игра «Из чего сделано?»
Цели: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Игровой материал: тканевый мешочек; предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.
Ход игры:
До начала игры педагог проводит короткую беседу и уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а так же сделанные из них вещи.
Затем предлагается поиграть в новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его. Мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.
Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, взрослый вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические - положить на поднос, сделанный из металла, пластмассовые - на пластмассовый и т.д.
В конце игры взрослый отмечает тех разведчиков, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли товарищам найти нужный предмет.
Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а так же их не ярко выраженное качество.
Изобразительная деятельность «Укрась наряд матрешки»
Цели: учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя все пространство листа бумаги, продолжать учить детей находить красивые цветовые сочетания ( в зависимости от фона бумаги), закреплять формировать умение использовать в своем рисунке элементы узора, орнамента декоративно-прикладного искусства (растительные, геометрические), совершенствовать технические навыки рисования кистью (кончиком кисти или всем ворсом), поощрять целеустремленность и усидчивость на занятии, воспитывать любовь к народному творчеству.
Оборудование: вырезанные из бумаги матрешки, гуашь, кисточки разного размера, ватные палочки, иллюстрации, матрешки, аудиозапись «народные песни и музыка».
Физкультминутка «Веселые матрешки»
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,
мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.
Ход:
Дети выполняют легкие плясовые движения. Дыхание свободное. Следите за осанкой. Взрослый поет вместе с детьми.
Прогулка утренняя
Народная подвижная игра «Краски»
Ход игры:
Играющие сидят на скамейке. Выбираются продавец и покупатель, покупатель отходит в сторону. Дети договариваются с продавцом, кто какой краской будет. Приходит покупатель и говорит: «Стук, стук, стук». - «Кто там?» - спрашивает продавец. Покупатель называет свое имя (Вова, Катя). «Зачем пришел?» - «За краской». - «За какой?» - «За красной (синей, желтой и пр.)». Если такая краска есть, продавец говорит, сколько она стоит (в пределах 10), и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой вперед ладони. С последним хлопком ребенок, изображающий названную краску, убегает, а покупатель его догоняет и, поймав, отводит в условленное место.
Если названной краски не окажется, продавец говорит покупателю: «Скачи по красной (синей и т. д.) дорожке на одной ножке». Покупатель прыгает на одной ноге до условленного места и возвращается. Игра продолжается. Дети меняются ролями по очереди.
Народная подвижная игра «Коршун и наседка»
Ход игры:
В игре участвуют несколько детей. Один из играющих выбирается коршуном, другой - наседкой. Остальные дети - цыплята, они становятся за наседкой, держась друг за друга, а стоящий впереди - за наседку. На противоположной стороне площадки очерчивается кружок - гнездо коршуна. По сигналу взрослого «Коршун!» ребенок-коршун вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка, распустив крылья (вытянув руки в стороны), защищает своих цыплят, не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями коршуна и двигаются за наседкой, не отрываясь друг от друга, стараясь помешать коршуну поймать последнего.
Пойманного цыпленка коршун отводит к себе и гнездо. Когда он поймает 2 - 3 цыплят, на роли коршуна и наседки выбираются другие дети. Если играющих больше 10 человек, можно играть двумя группами по очереди. Можно играть и одновременно (при наличии достаточного места) двумя группами.
Напоминать детям правила игры: наседка не должна хватать коршуна руками, она может только преграждать ему путь; коршун вылетает из гнезда только после сигнала взрослого; во время ловли цыпленка коршун не должен хватать наседку за руки.
Игры самостоятельные:
с игрушками:
с выносным материалом (мячи разного размера и назначения; кольцеброс; лопатки, формочки и ведра пластмассовые для игры с песком)
Вечер
«Сделаем древнюю игрушку своими руками»
Цели: развивать мелкую моторику; способствовать росту интереса к культуре и традиции народного творчества; развивать творческую фантазию.
Оборудование: иллюстрации, игрушка (пример того, что дети будут делать, ткань, нитки, рис, пшено, деревянные палочки.
Ход:
Воспитатель предлагает на выбор сделать игрушку: (примеры)
Дидактическая игра «Утварь Древней Руси»
Цели: продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей; закреплять знания детей о предметах утвари в древней Руси; обогащать словарь детей; воспитывать чувство патриотизма, национальной привязанности к историческим корням; прививать интерес детей к старинному укладу жизни россиян; развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Игровой материал: иллюстрации предметов обихода, утвари Древней Руси, картинки с изображением россиян в национальной одежде, а так же иллюстрации их времяпрепровождения (девочка готовит кашу, мальчик играет на гуслях, девочка танцует с платочком, мальчик идет за дровами и так далее), фишки.
Ход игры:
Вначале детям предлагается просмотреть картинки и определить, что они иллюстрируют, как жили наши предки: прапрапрапрабабушки и прапрапрапрапрадедушки или это иллюстрации современной жизни.
Затем предлагается показывать детям карточки с иллюстрациями, и называть предметы, которые на них нарисованы. Кто правильно ответил, получает фишку, кто больше набрал фишек, тот и выигрывает.
Можно предложить ребенку классифицировать картинки по признаку: из чего сделано: деревянное или железное (например, кочерга и деревянная ложка). Дети могут составить связный рассказ по картинкам « Чем в те времена занимались? Что ты видишь на картинке, что делает девочка\мальчик? Какие предметы ты видел и у вас в деревне у бабушки, или на даче есть.
Дидактическая игра «Росписи»
Цели: закреплять полученные ранее знания детей; вызывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Прогулка вечерняя
Подвижная народная игра «Гуси, гуси!»
Ход игры:
На одной стороне обозначается дом, в нем находятся гуси. На противоположном краю луга стоит пастух. Сбоку находится логово, в котором живет волк. Остальное место — луг. На него пастух выгоняет гусей, они щиплют травку, машут крыльями.
Пастух. Гуси, гуси!
Гуси (останавливаются и отвечают хором).Га, га, га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да.
Пастух. Так летите.
Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой Не пускает нас домой.
Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите.
Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово.
После нескольких перебежек назначаются новые волк и пастух.
Народная игра «Ключи»
Ход игры:
Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле. Водящий подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к Саше (Сереже) постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время перебежки. Если он долго не сможет занять кружка, то может крикнуть: «Нашел ключи!» Все играющие должны при этом поменяться местами, и водящий занимает чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.
Литература:
Асташина И.В. Лучшие игры для детей 3-7 лет. – М.: Владис, 2000. – 408 с
Дмитриев В.Н. Игры на свежем воздухе. – М.: Издательский Дом МСП, 2005.
Мечникова Т.Развивающие игры и упражнения для детей 4-5 лет. У меня растут года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. –110 с
Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 5-7 лет. – М: Мозаика-Синтез, 2011
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ