Конспект выступления «Проектная деятельность в начальной школе»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9» с углубленным изучением английского языка Ново-Савиновского района г. Казани
Конспект выступления
«Проектная деятельность в начальной школе»
подготовила
учитель начальных классов
Степанова Ирина Яковлевна
г. Казань
2013
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектной работы, смысл которой заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками материала в процессе выполнения проектов.
Проект – это особая деятельность, которая ведёт за собой развитие учащегося.
СЛАЙД: 2
Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребёнка: она выполняет разные функции, служит разным целям, строится
по – разному.
Целью проектной деятельности школьника является формирование умения интегрировать знания по различным учебным дисциплинам и представлять их в конкретном продукте.
В процессе работы над проектной деятельностью решаются такие задачи:
Обучение планированию
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
Умение анализировать
Умение составлять письменный отчет
Формировать позитивное отношение к работе
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект, то есть поставить цель, определить перспективы, наметить план действий, задействовать нужные ресурсы и в результате провести анализ собственных действий. Сегодня в школе есть все возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка с помощью особого вида деятельности – проектной технологии.
Этапы работы над проектом
1.Поисковый (определение и анализ проблемы, сбор, изучение и анализ информации)
2.Аналитический (постановка цели проекта, определение задач, пошаговое планирование работы, анализ ресурсов, планирование продукта)
3. Практический.(выполнение плана работ, текущий контроль
4.Презентационный
5. Контрольный.
На мой взгляд, проектная деятельность - это уникальное средство обеспечения сотрудничества детей и взрослых. При этом учитель выступают в роли тьютора.
Одним из достоинств технологии проектирования является то, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит свои результаты и результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, доклад, альбом, сообщение, сочиненная сказка, книга, газета и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Как же организовать работу учащихся начальных классов?
Роль учителя на начальном этапе весьма значительна, учащемуся нужно не только объяснить, показать, а самое главное его нужно научить создавать «проект». На первых этапах ребенок при помощи взрослого должен выстроить свой алгоритм построения проекта, запомнить его и самое главное научиться его создавать и защищать (презентовать).
Обозначив роли участников проектной деятельности, необходимо остановиться на требованиях, предъявляемых к организации работы над проектом.
Требования к учебному проекту:
- активно использовать современные технологии
- выполняться работа может как индивидуально, так и группами
- работа представляется в напечатанном виде
- проект выполняется с правилами элементарного дизайна
- проект должен быть посильным для выполнения
- в групповом проекте каждый учащийся должен показать свой вклад в выполнение проекта, получая индивидуальную оценку своей работы.
СЛАЙД № 9. Для успешного выполнения работы необходимо придерживаться определенных этапов.
СЛАЙД № 10,11 За 6 лет работы над проектами на нашей кафедре учителей начальных классов была разработана циклограмма работы.
Сентябрь
Выбор тем исследований.
Ознакомление с требованиями к исследовательской работе.
Закрепление руководителей.
Теоретические занятия.
Индивидуальные консультации.
Октябрь
Работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме.
Индивидуальные консультации.
Составление плана исследования.
Ноябрь-Январь
Сбор материала по теме
Февраль
Систематизация материала по проблеме.
Начало оформления работы.
Март
Завершение оформления работы.
Рецензирование исследования
Апрель
Защиты творческих работ.
Оформление и выпуск брошюры исследовательских работ.
Проект обязательно развёртывается во времени. Это важнейшая его характеристика: автор проекта обязан держать его относительно времени реализации. СЛАЙД № 12 . Ключевые моменты в работе намечаются и описываются учащимся в дневнике проекта.
Дневник проекта
Ф.И. учащегося:
Класс:
Учебный год:
Ф.И.О. координатора:
Ведущая кафедра:
Название проекта:
График работы над проектом:
-
Дата
Этап работы
Краткое содержание
Возникшие вопросы (трудности)
Рекомендации и замечания тьютора
Сведения об авторах проекта
Приложение
Работая над проектом, каждый ученик ведёт дневник. На этом этапе он участвует в деятельности, но не может быть самостоятельным в ней. Учитель привлекает внимание детей к тому, что должно быть сделано (цель).
СЛАЙД 6
Для этого составляется циклограмма исследовательской деятельности
СЛАЙД 7
Сентябрь
Выбор тем исследований.
Ознакомление с требованиями к исследовательской работе.
Закрепление руководителей.
Теоретические занятия.
Индивидуальные консультации.
Октябрь
Работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме.
Индивидуальные консультации.
Составление плана исследования.
Ноябрь-Январь
Сбор материала по теме
Февраль
Систематизация материала по проблеме.
Начало оформления работы.
Март
Завершение оформления работы.
Рецензирование исследования
Апрель
Защиты творческих работ.
Оформление и выпуск брошюры исследовательских работ.
Проект имеет творческую составляющую. Решая ее, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт.
В данной работе ученику, учителю и родителю отводится определённая роль.
СЛАЙД 8,9,10
Роль ученика
Выбирает(принимает решение, принимает на себя ответственность)
Выстраивает систему взаимоотношений с людьми(я- человек, делающий конкретное дело, несущий за него ответственность)
Оценивает (продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности, продукт чужой деятельности и значимости его для проекта)
Роль учителя (помощник)
Консультировать (удерживаться от подсказок)
Мотивировать (ситуация выбора и свободы самоопределения для учащихся)
Наблюдать(продуктивная работа во время консультаций)
Роль родителя
Помните: главное действующее лицо- ваш ребенок
Обсудите возможные результаты по теме проекта.
Посодействуйте в нахождении разнообразных источников информации.
Подскажите основные правила оформления
Прорепетируйте вместе выступление.
Присутствуйте на защите. поддержите ребенка. У Вас есть повод им гордиться
Виды презентаций
Доклад
Видеофильм
Беседа
Иллюстрированный информационный стенд
Тематический сборник
Информационный бюллетень, газета.
Устный журнал
Викторина.
Критерии защиты и оценки проекта
Степень творчества, оригинальность, новизна
Социальная значимость проекта
Трудоемкость, уровень реализации темы
Умение представить работу
Аргументация ответов на вопросы
Оформление работы
Ведение дневника
А сегодня на уроке мы изготавливали краткий исторический справочник. Перед собственно постановкой задачи была описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксировалась в формулировке задачи и реализовалась через систему заданий. Проектная задача принципиально носила групповой характер. (слайд2)
Итак, урок с применением проектных задач:
-задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении задачи.
-учит способу проектирования через специально разработанные задания
-даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию. (слайд3)
В ходе решения проектных задач у младших формируются универсальные учебные действия :
- рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-целеполагать (ставить и удерживать цели);
-планировать (составлять план своей деятельности);
-моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Основная идея системы проектных задач (речь идет не об отдельных задачах, а именно об их системе, задающей узловые точки этого процесса) заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной и средней школе.
Именно поэтому организация учебной деятельности на данном уроке выбрана мной как наиболее соответствующая учебной теме, конкретному классу и имеющейся в школе материальной базе. Творческий потенциал учащихся, уровень их знаний, умений и навыков позволили сформировать учебные пособия нового поколения в подтверждение педагогической значимости метода проектов.
Выполненная проектная задача помогла актуализировать знания, умения и навыки учащихся не только по окружающему миру, но и по литературе и искусству.
Анализируя проведённый урок, хочу отметить, что решение проектных задач позволяет мне на таких уроках как данный, вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем - уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества.
Использование этой педагогической технологии позволило активно и плодотворно изучить сложный учебный материал, выйти за рамки школьной программы, подготовить учеников к восприятию следующей темы. (слайд4)
На основании вышеизложенного я считаю задачи проекта вполне реализованными, а решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного материала.
Список используемых источников:
В.В.Давыдов «Теория развивающего обучения».: М «Интор»,1996.
А.Б.Воронцов «Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности».: М «РассказовЪ»,2002.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ