Конспект выступления «Проектная деятельность в начальной школе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №9» с углубленным изучением английского языка Ново-Савиновского района г. Казани










Конспект выступления


«Проектная деятельность в начальной школе»






подготовила

учитель начальных классов

Степанова Ирина Яковлевна











г. Казань

2013

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

        В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектной работы, смысл которой заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками материала в процессе выполнения проектов.

Проект – это особая деятельность, которая ведёт за собой развитие учащегося.

СЛАЙД: 2

Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребёнка: она выполняет разные функции, служит разным целям, строится

по – разному.

Целью проектной деятельности школьника является формирование умения интегрировать знания по различным учебным дисциплинам и представлять их в конкретном продукте.

В процессе работы над проектной деятельностью решаются такие задачи:

  • Обучение планированию

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов

  • Умение анализировать

  • Умение составлять письменный отчет

  • Формировать позитивное отношение к работе

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект, то есть поставить цель, определить перспективы, наметить план действий, задействовать нужные ресурсы и в результате провести анализ собственных действий. Сегодня в школе есть все возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка с помощью особого вида деятельности – проектной технологии.


Этапы работы над проектом

1.Поисковый (определение и анализ проблемы, сбор, изучение и анализ информации)
2.Аналитический (постановка цели проекта, определение задач, пошаговое планирование работы, анализ ресурсов, планирование продукта)
3. Практический.(выполнение плана работ, текущий контроль
4.Презентационный
5. Контрольный.


На мой взгляд, проектная деятельность - это уникальное средство обеспечения сотрудничества детей и взрослых. При этом учитель выступают в роли тьютора.

Одним из достоинств технологии проектирования является то, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит свои результаты и результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, доклад, альбом, сообщение, сочиненная сказка, книга, газета и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Как же организовать работу учащихся начальных классов?

Роль учителя на начальном этапе весьма значительна, учащемуся нужно не только объяснить, показать, а самое главное его нужно научить создавать «проект». На первых этапах ребенок при помощи взрослого должен выстроить свой алгоритм построения проекта, запомнить его и самое главное научиться его создавать и защищать (презентовать).

Обозначив роли участников проектной деятельности, необходимо остановиться на требованиях, предъявляемых к организации работы над проектом.

Требования к учебному проекту:
-
активно использовать современные технологии
- выполняться работа может как индивидуально, так и группами
- работа представляется в напечатанном виде
- проект выполняется с правилами элементарного дизайна
- проект должен быть посильным для выполнения
- в групповом проекте каждый учащийся должен показать свой вклад в выполнение проекта, получая индивидуальную оценку своей работы.

СЛАЙД № 9. Для успешного выполнения работы необходимо придерживаться определенных этапов.

СЛАЙД № 10,11 За 6 лет работы над проектами на нашей кафедре учителей начальных классов была разработана циклограмма работы.

  • Сентябрь

Выбор тем исследований.

Ознакомление с требованиями к исследовательской работе.

Закрепление руководителей.

Теоретические занятия.

Индивидуальные консультации.

  • Октябрь

Работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме.

Индивидуальные консультации.

Составление плана исследования.

  • Ноябрь-Январь

Сбор материала по теме

  • Февраль

Систематизация материала по проблеме.

Начало оформления работы.

  • Март

Завершение оформления работы.

Рецензирование исследования

  • Апрель

Защиты творческих работ.

Оформление и выпуск брошюры исследовательских работ.

Проект обязательно развёртывается во времени. Это важнейшая его характеристика: автор проекта обязан держать его относительно времени реализации. СЛАЙД № 12 . Ключевые моменты в работе намечаются и описываются учащимся в дневнике проекта.

Дневник проекта

  • Ф.И. учащегося:

  • Класс:

  • Учебный год:

  • Ф.И.О. координатора:

  • Ведущая кафедра:

  • Название проекта:

  • График работы над проектом:





Дата

Этап работы

Краткое содержание

Возникшие вопросы (трудности)

Рекомендации и замечания тьютора







Сведения об авторах проекта

Приложение

Работая над проектом, каждый ученик ведёт дневник. На этом этапе он участвует в деятельности, но не может быть самостоятельным в ней. Учитель привлекает внимание детей к тому, что должно быть сделано (цель).

СЛАЙД 6

Для этого составляется циклограмма исследовательской деятельности

СЛАЙД 7

  • Сентябрь

Выбор тем исследований.

Ознакомление с требованиями к исследовательской работе.

Закрепление руководителей.

Теоретические занятия.

Индивидуальные консультации.

  • Октябрь

Работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме.

Индивидуальные консультации.

Составление плана исследования.

  • Ноябрь-Январь

Сбор материала по теме

  • Февраль

Систематизация материала по проблеме.

Начало оформления работы.

  • Март

Завершение оформления работы.

Рецензирование исследования

  • Апрель

Защиты творческих работ.

Оформление и выпуск брошюры исследовательских работ.

  

Проект имеет творческую составляющую. Решая ее, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт.

В данной работе ученику, учителю и родителю отводится определённая роль.

СЛАЙД 8,9,10

Роль ученика

  • Выбирает(принимает решение, принимает на себя ответственность)

  • Выстраивает систему взаимоотношений с людьми(я- человек, делающий конкретное дело, несущий за него ответственность)

  • Оценивает (продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности, продукт чужой деятельности и значимости его для проекта)

Роль учителя (помощник)

  • Консультировать (удерживаться от подсказок)

  • Мотивировать (ситуация выбора и свободы самоопределения для учащихся)

  • Наблюдать(продуктивная работа во время консультаций)

Роль родителя

  • Помните: главное действующее лицо- ваш ребенок

  • Обсудите возможные результаты по теме проекта.

  • Посодействуйте в нахождении разнообразных источников информации.

  • Подскажите основные правила оформления

  • Прорепетируйте вместе выступление.

  • Присутствуйте на защите. поддержите ребенка. У Вас есть повод им гордиться

Виды презентаций

  • Доклад

  • Видеофильм

  • Беседа

  • Иллюстрированный информационный стенд

  • Тематический сборник

  • Информационный бюллетень, газета.

  • Устный журнал

  • Викторина.

Критерии защиты и оценки проекта

  • Степень творчества, оригинальность, новизна

  • Социальная значимость проекта

  • Трудоемкость, уровень реализации темы

  • Умение представить работу

  • Аргументация ответов на вопросы

  • Оформление работы

  • Ведение дневника

А сегодня  на уроке мы изготавливали краткий исторический справочник. Перед собственно постановкой задачи  была описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксировалась в формулировке задачи и реализовалась через систему заданий. Проектная задача принципиально носила групповой характер. (слайд2)

        Итак, урок с применением проектных задач:

-задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении задачи.

-учит способу проектирования через специально разработанные задания

-даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию. (слайд3)

В ходе решения проектных задач у младших формируются универсальные учебные действия :

- рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

-целеполагать (ставить и удерживать цели);

-планировать (составлять план своей деятельности);

-моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Основная идея системы проектных задач (речь идет не об отдельных задачах, а именно об их системе, задающей узловые точки этого процесса) заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной и средней школе.

        Именно поэтому организация учебной деятельности  на данном уроке выбрана мной как наиболее соответствующая учебной теме, конкретному классу и имеющейся в школе материальной базе. Творческий потенциал учащихся, уровень их знаний, умений и навыков позволили сформировать учебные пособия нового поколения в подтверждение педагогической значимости метода проектов.

   Выполненная проектная задача помогла  актуализировать знания, умения и навыки учащихся не только по окружающему миру, но и по литературе и искусству.

     Анализируя проведённый урок, хочу отметить, что решение проектных задач позволяет мне на таких уроках как данный, вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем - уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества.

     Использование этой педагогической технологии  позволило активно и плодотворно изучить сложный учебный материал, выйти за рамки школьной программы, подготовить учеников к восприятию следующей темы. (слайд4)

     На основании вышеизложенного я считаю задачи проекта вполне реализованными, а решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного материала.













Список используемых источников:


  1. В.В.Давыдов «Теория развивающего обучения».: М «Интор»,1996.

  2. А.Б.Воронцов «Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности».: М «РассказовЪ»,2002.

  3. http://www.shkola-dlya-vseh.ru




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ