Конспект внеклассного мероприятия во 2 классе «Весёлая ярмарка»
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 733 г. Москвы
Конспект внеклассного мероприятия
во 2 классе
Декоративно-прикладное искусство России
«Весёлая ярмарка»
подготовила: Афиногенова Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы
Москва 2014 г.
Цель: Обобщить знания детей о декоративно - прикладном искусстве России.
Задачи.
Образовательные:
закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве: дымковской игрушке, матрёшке, хохломской, городецкой, жостовской, гжельской росписи;
вызвать интерес у детей к народному творчеству;
учить видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки, матрёшки, хохломской, городецкой, жостовской, гжельской росписи;
научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Развивающие:
развитие познавательной активности детей;
развивать чувство цвета, композиционные умения;
развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память;
Воспитательные:
воспитание стремления к совершенствованию своих знаний;
воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству;
воспитывать любовь к народному творчеству;
воспитывать уважение к работе народных мастеров;
воспитывать эстетические и этические чувства;
сделать данное мероприятие ярким и незабываемым.
Оформление: класс украшен рисунками учеников; выставка книг о народных промыслах, декоративно-прикладном искусстве.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентации «Гжель», «Хохлома», «Городец», костюмы для выступления: матрёшки, дымковские игрушки.
Участники: ученики 2-го класса, ученики 6-го класса, педагоги.
Ход мероприятия.
Входят два мальчика в костюмах скоморохов (ученики 6-го класса).
1-й скоморох:
По дорожке, по тропиночке идём,
Разудалую мы песенку поём.
Нынче ярмарка весёлая у нас,
Приглашаем всех на ярмарку сейчас!
Просим в гости к нам на ярмарку друзей.
Приезжайте, приходите поскорей!
2-й скоморох:
Почтеннейшие господа!
Пожалуйте к нам сюда!
Выставляйте свой товар
На наш ярмарочный базар.
Товарец важный!
Похвалит его каждый!
Выходит девочка в русском народном костюме (ученица 6-го класса).
Ведущая:
Посмотрите! Это вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди – мастера!
Здравствуйте, ребята, приглашаем вас в город Мастеров на ярмарку. К нам на ярмарку сегодня прибыли купцы из разных городов России. Узнайте, из какого города приехали первые купцы.
1-й скоморох:
Есть на Волге город древний, настоящий он творец.
Славится на всю Россию этот город – удалец.
Распускаются букеты, ярко красками горя.
2-й скоморох:
Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Кто сегодня нам расскажет, сразу станет молодец,
Отвечайте дружно хором. Это город ….
Ученики 2-го класса (вместе): Городец.
Выходят купцы из города Городец (ученики 6-го класса) берут свои изделия, подходят к ведущей, кланяются, рассказывают про свой товар.
1-й купец из Городца:
Есть на Волге город древний
По названью – Городец
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
2-й купец из Городца:
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
3-й купец из Городца: Палитра городецкой росписи красочна и разнообразна. Зелёные, золотые, жёлтые, голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаются с белыми и чёрными.
4-й купец из Городца: Самое примечательное в городецкой росписи – это конь и диковинные птицы, в окружение ярких сказочных цветов. И получается, как будто живут они в сказочных садах. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.
«Сказка о славном городе Городце, знаменитом мастере Даниле и невесте его Любаше» (исполняют ученики 2-го класса).
1-й купец из Городца: Давным-давно, в старинном городе Городце, что стоит на берегу Волги, жил-был мастер Данила.
(Выходит Данила-мастер, садится на лавку в мастерской и работает).
2-й купец из Городца: Лучше всех он умел делать различные изделия из дерева. И была у него невеста Любаша - такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
(Выходит Любаша и садится рядом с Данилой.)
3-й купец из Городца: Она тоже была большая мастерица - расписывала деревянные прялки, доски, блюда. И захотели Данила с Любашей превратить жизнь своего городка в сказку. Разукрасили дома, игрушки, посуду невиданными узорами: цветами, волшебными птицами. А назвали свое искусство Городецкой росписью.
4-й купец из Городца: Работали мастер и его невеста радостно и весело, поэтому и изделия у них получались светлые, согревали душу людям. Поработав, любили и отдохнуть.
Любаша: Эй, девчоночки-девчушки, веселушки, хохотушки!
Данила: Эй, мальчишки-молодцы, озорные удальцы!
Вместе: Приходите поплясать, долгий вечер скоротать!
Выходит девочка и мальчик (ученики 2-го класса). Исполняют частушки.
Данила:
Наши доски расписные,
Посмотрите вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
Тушки - татушки,
Про них споём частушки.
Друг Данилы:
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
Любаша:
Три девицы молодые
Под розанами стоят.
“Где же хлопцы удалые? ”
Во все стороны глядят.
Подружка Любаши:
Вот по улочке Петрушка
Едет на коне верхом.
Верный пес его послушный
За ним весело бежит.
Тушки - татушки,
Вот и все частушки.
1-й купец из Городца: Так и жил мастер Данила. Жил, не тужил, но прослышала об умельце Даниле Баба Яга, захотела его ремеслу научиться и пришла к нему в мастерскую.
Заходит Баба Яга (ученица 6-го класса)
Баба Яга: Здравствуй, Данила – мастер!
Данила: Здравствуй, бабушка!
Баба Яга: Хочу твоему ремеслу научиться!
Данила: Чтоб с деревом работа получалась, надо, чтоб оно тебя слушалось.
Баба Яга: А как этого добиться?
Данила: Если душа у тебя добрая, то и изделие хорошим будет. Доброта-то, она в дерево вкладывается. А у тебя, Баба Яга, душа недобрая, не получится у тебя ничего!
2-й купец из Городца: Рассердилась Баба Яга, решила похитить мастера, чтобы люди не узнали Городецкого искусства. Заколдовала она Данилу и спрятала в дремучем лесу ( Баба Яга с Данилой уходят).
3-й купец из Городца: Стала Любаша искать своего жениха – нет его нигде. Догадалась она тогда, что случилась с суженым беда. Как помочь Даниле, как его выручить? А у мастера был конь вороной, быстрый, как ветер, хозяина своего за сто верст чуял. Поняла Любаша, кто поможет мастера найти. Села она на вороного коня и поспешила жениха выручать (Любаша уходит).
4-й купец из Городца: Не удалось Бабе Яге отобрать у народа Городецкую роспись. Отыскал Конь своего хозяина, помог Любаше найти Данилу. И поспешили жених с невестой в свой родной город Городец.
Входят Данила с Любашей.
1-й купец из Городца: Обрадовались жители, что вернулись домой их знаменитые мастер Данила и невеста его Любаша, а вороному коню – особый почет и слава! Стал чудо – конь символом городецких художников.
Данила:
Городецкая роспись, как ее нам не знать!
Здесь горячие кони, молодецкая стать!
Любаша:
Здесь такие букеты, что нельзя описать,
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Друг Данилы:
Здесь ромашки, купавки, словно в каплях росы,
Расцветают розаны небывалой красы.
Подружка Любаши:
Городецкая роспись, как ее нам не знать!
Городецкая роспись, для души благодать!
Городецкие купцы и герои сказки уходят.
1-й скоморох:
Большой, как скатерть, с пышными кистями,
Молочно-белый, русский, набивной.
Платок с павловопосадскими цветами
Лежал, красуясь предо мной.
2-й скоморох:
И был в нём запах трав и ветер,
Узор по краю кружевной,
Поляны маков в красном цвете,
И облаками над землёй
Танец «Кадриль» с платками исполняют девочки (ученицы 2-го класса).
Ведущая: К нам в город Мастеров на ярмарку прибыли купцы из подмосковной деревни. Узнайте, откуда прибыли купцы?
1-й скоморох:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
2-й скоморох:
Видно с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Ученики 2-го класса (вместе): Гжель.
Выходят купцы из Гжели (ученики 6-го класса) берут свои изделия, подходят к ведущей, кланяются, рассказывают про свой товар.
1-й купец из Гжели: А деревня наша Гжель не за тридевять земель. Под Москвою мы живём.
2-й купец из Гжели: Небо у нас в Гжели синее-синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Всё голубое да синее – и цветы, и люди, и трава.
На фоне слайд-шоу «Сказочная Гжель».
1-я девочка (ученица 2-го класса):
Есть в России такое местечко, где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая, и дыхание ветра слышней;
Расцветает Гжель васильковая, незабудковая Гжель.
2-я девочка (ученица 2-го класса):
Синие птицы по белому небу, море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье, русская звонкая Гжель!
Входят купцы из Хохломы (ученики 6-го класса).
1-й купец из Хохломы:
Низко кланяемся вам, дорогие гости!
2-й купец из Хохломы:
Кому посуда для кашки, окрошки,
Чудо-блюдо да чашки, ложки?
3-й купец из Хохломы:
К вам приехала сама
Купцы (вместе): Золотая Хохлома!
1-й купец из Хохломы: Ребята, что вы знаете о Хохломской росписи?
1-й ученик (2-го класса): Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак.
2-й ученик (2-го класса):
Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи, перелески, шёлковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
3-й ученик (2-го класса): Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому. Вот оттуда и пошло название хохломских изделий.
4-й ученик (2-го класса):
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама
И негде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
Девочки исполняют песню «Золотая Хохлома».
Ведущая: В нашей ярмарке принимают участие купцы из села Жостово.
Выходят купцы из Жостово (ученики 2-го класса) берут свои изделия, подходят к ведущей, кланяются, рассказывают про свой товар.
1-й купец Жостово:
Мы приехали к вам в гости
На весёлый праздник ваш.
Посмотрите на подносы –
Это просто вернисаж.
2-й купец Жостово: Мы приехали из подмосковного села Жостово. С давних пор у нас изготавливают расписные лакированные подносы. Созданные руками народных мастеров, они прославились повсюду своей красотой.
3-й купец Жостово:
Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит,
Есть поднос, плоды дарящий.
4-й купец Жостово: Уже два столетия существует наш промысел. Подносы бывают круглые, овальные, прямоугольные. По чёрному фону художники рисуют узоры мягкой кистью масляными красками. И расцветают пионы, розы, георгины, маки, незабудки. Затем подносы лакируют, и перед вами такое чудо (показывает свою работу).
5-й купец Жостово:
Чёрный фон сияет лаком –
А на нём цветов краса.
Алых, жёлтых, с красным маком –
Это ж просто чудеса.
В мире нет таких подносов,
Они просто вешний сад.
Лучше нет таких подносов –
Покупайте, стар и млад.
Ведущая: На нашу ярмарку прибыли купцы из слободы что под городом Кировом.
1-й скоморох:
Там любили песни, пляски.
В селе рождалась чудо-сказка.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
2-й скоморох:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Казалось бы, простой узор,
Но отвести не в силах взор!
Вы скажите мне, откуда
Появилось это чудо?
Ученики 2-го класса (вместе): Дымково.
Выходят купцы из Дымково (ученики 6-го класса) берут свои изделия, подходят к ведущей, кланяются, рассказывают про свой товар.
1-й купец Дымково: Приехали мы их из заречной слободы Дымково, что под городом Кировом. Зимой, когда топим печки, летом, когда туман в пасмурные дни, слобода вся - будто в дыму, дымке. Здесь у нас в далёкую старину и зародилась игрушка, которую нежно и ласково называем – дымка.
2-й купец Дымково: Узор дымковской игрушки проще простого: кружочки, полосочки, клеточки, точечки. Краски яркие, яркие. Весёлая игрушка выходит, всем на радость.
3-й купец Дымково:
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки вятские
На все манеры,
Вот вам барышни,
А вот кавалеры.
Выходят две девочки и один мальчик (ученики 2-го класса).
1-я девочка:
Мы игрушки расписные
Хохотушки всякие,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
2-я девочка:
С лентами, да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами
Проплываем павами.
Исполняется танец «Дымковская игрушка».
Ведущий: Ребята, покажите купцам, какие у вас получились дымковские игрушки.
Выходят ученики 2-го класса, берут игрушку, читают стихотворение.
1-й ученик:
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная – индюк.
2-й ученик:
За студеною водицей Водоноска-молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Водоноска так красива,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
3-й ученик:
А вот девица в венце,
Румянец на лице,
Собою хороша,
Стоит не дыша.
4-й ученик:
Стоит олень на стройных ногах,
Вся краса у оленя в ветвистых рогах.
5-й ученик:
Уточка-крылатка,
У неё повадка,
У неё походка –
Качается как лодка.
6-й ученик:
А вот баран.
Бока крутые,
Рога золотые,
Копытца с оборкой,
На спине – Егорка
7-й ученик:
Что за конь
Только тронь!
Со всадником вместе
Ускачет верст на двести.
8-й ученик:
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню, когда подрастёшь.
1-й купец Дымково:
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
2-й купец Дымково:
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного и серости дождей.
В ней что-то есть от радуги, от капелек росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!
3-й купец Дымково:
Она глядит так прянично - ликующе и празднично!
В ней молодость- изюминка, в ней удаль и размах.
Сияйте, охра с суриком, по всей земле в домах!
И злость, и хмурость льдинкою без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова растают навсегда!
Купцы из Дымкова прощаются и уходят.
Ведущий:
Есть для вас ещё игрушка.
Не лошадка, не Петрушка
Красавица – девица она.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это?
Ученики 2-го класса (вместе): Русская матрёшка
Выходит мальчик в костюме японского старика (ученик 2-го класса) Японская игрушка Фукурума.
Фукурума: Здравствуйте, ребята, я прибыл из Японии. Не удивляйтесь, ведь я прадедушка русской матрёшки, а зовут меня Фукурума.
Эй, матрешки — хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Выходят девочки в костюмах матрёшек, исполняют частушки.
1-я матрёшка:
Ставьте ушки на макушки,
Пропоём мы вам частушки.
Наши руки крендельком
Щёки будто яблоки.
2-я матрёшка:
Ой, спасибо тебе, мастер,
Руки золотые!
Получились мы на славу
Яркие такие!
3-я матрёшка:
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки - невелички.
Как пойдем плясать, да петь,
Вам за нами не успеть!
4-я матрёшка:
Наши руки — крендельки,
Щеки - будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке!
5-я матрёшка:
Деревянные сестрички,
От большой до невелички, -
Изнутри мы все пусты,
Кроме младшенькой сестры.
6-я матрёшка:
Мы матрешки, мы кругляшки,
Нам похлопайте в ладошки,
Чтобы лучше нам плясалось,
Чтобы скуки не осталось!
Матрёшки (вместе):
Мы игрушки знатные
Складные, да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
Фукурума: Ребята, как вы думаете, почему Матрёшку, назвали Матрёшкой.
Ученица 2-го класса: Видимо, от русского имени Матрёна возникло название игрушки. Образ женщины-матери большого семейства символизирует изобилие, бесконечность жизни.
Ведущая: У нас сегодня в городе мастеров прошла чудесная ярмарка, на которой мы вместе с вами увидели чудесные товары разных городов. Узнали о чудесных мастерах и их промыслах, и традициях.
1-й Скоморох: Хохлома, Дымка, Городец…. Это названия не только российских сел, но и народных промыслов.
2-й Скоморох: Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.
Входят купцы.
Купец из Городца: Мы на ярмарке побывали?
Купец из Хохломы: Товар свой показали?
Купец из Гжели: Все рассказали.
Купец из Дымкова: А теперь мы проверим, как вы запомнили, названия росписи, которую используют мастера.
Купцы показывают рисунки, ученики 2-го класса должны назвать, какая использована роспись.
Купец из Жостова: Молодцы ребята, ничего не забыли? Ну, а теперь прощайте.
Купец из Павлова-Посада: В следующем году на ярмарке нас встречайте.
Матрёшка: Чтобы вы не забыли о нашей ярмарке, мы хотим подарить вам подарки.
Купцы дарят подарки и грамоту участника ярмарки.
Список литературы.
1. Мировая художественная культура. 5 кл.: Учебник для общеобраз. заведений/ Т.И. Бакланова, Н.М. Сокольнткова – М.: Издательство «Интербук», 2001. – 240 с.:
2. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Горяева – М.: «Просвещение», 2002. – 176 с.
Стихотворения: М. Г. Смирнова «Дымка»; А. Дьякова «Весёлая дымка»; Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
http://nsportal.ru «Сказка о славном городе Городце, знаменитом мастере Даниле и невесте его Любаше». Автор Баринова Елена Николаевна.
http://www.maam.ru. Проект «Декоративно-прикладное искусство»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ