Литературная композиция «А.С. Пушкин и его произведения»

Литературная композиция

«А.С. Пушкин и его произведения»


I. Вступительное слово учителя.

Начинаем путешествовать по Лукоморью. А это значит, мы будем сегодня говорить об А.С. Пушкине и его произведениях. Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта.

Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». И мы можем добавить к словам современников А.С. Пушкина еще одно слово и сказать: «А.С. Пушкин - незаходящее солнце русской поэзии».

  1. Вспомним интересные факты из жизни А.С. Пушкина.

  1. Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные сказки великого русского поэта А.С. Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии».

  2. Родился А.С. Пушкин в 1799 году в Москве. Отец, Сергей Львович, офицер гвардии, майор. В семье говорили только на французском языке.

  3. В семье Пушкиных было трое детей: Ольга, Александр, Лев. Дети дружили между собой. Их воспитанием занимались гувернеры- иностранцы. Но были и русские воспитатели, которые оставили большой след в их жизни.

  4. Бабушка по матери - Мария Алексеевна - человек образованный, чисто русского облика, языка, ума. Она научила Сашу читать, писать по-русски. Ее деревенька Захарово под Москвой стала для мальчика той страной Детства, которая вспоминалась всю жизнь.

  5. В детстве Александр был белокур, но потом волосы потемнели, стали вьющимися, блестящими, каштанового цвета.

  6. До 6-летнего возраста Александр не обнаруживал ничего особенного,

напротив, своей неповоротливостью, происходившей от тучности тела и всегдашней молчаливостью, приводил мать в отчаянье.

  1. Достигнув 7-летнего возраста, он стал резв и шаловлив, рано обнаружил охоту у чтению и уже к 9 годам прочитал сложные произведения: «Илиаду» и «Одиссею», - писала его сестра Ольга.

  2. Бабушка его матери - Мария Алексеевна, - человек образованный, чисто русского облика, языка, ума. Она научила внука читать, писать по-русски. Ее деревенька Захарово под страной Детства вспоминалась поэту всю жизнь.

  3. Дом Пушкиных дышал стихами. О стихах говорили, стихи читали, стихи сочиняли (отец - Сергей Львович и его брат - Василий Львович (дядя)). Мальчик любил находиться среди взрослых, слушал их стихи и споры о литературе. Здесь, в доме, Александр постигает тайны стихосложения, тайны языка. Огромную роль сыграла отличная отцовская библиотека. Мальчик часто забирался в кабинет отца и читал тайком.

  4. Вкус к литературе воспитывали чудесные сказки, которые ему рассказывала няня - Арина Родионовна, и дядька - Никита, да песни, которые пели крестьяне в деревне Захарово, глее маленький Александр часто бывал у своей бабушки.

  5. Пушкин был горячо привязан к няне: откликался на ее заботу и ласку, доверял ей свои секреты, ценил ее преданность. Она заменила ему мать. Он очень переживал, когда ей вдруг занеможется. Часто няня спасала мальчика от гнева родителей, утешая, совала в руки лакомства.

  6. Арина Родионовна была человеком не только добрым, но и талантливым. Она знала много преданий, сказок, хорошо пела северные песни. Мальчик с ее помощью осознал себя русским, узнал древнюю культуру своего народа. Без няни, возможно, не было бы Пушкина, того Пушкина, без которого невозможна наша литература.

  7. Многие из своих сказок Пушкин написал по сюжетам, которые подсказала ему няня. «У моря - лукоморья», - нараспев сказывала няня вечерами, - стоит дуб, а на том дубу - золотые цепи и по цепям ходит кот: вверх идет

  • сказки сказывает, вниз — песни поет». Позже Пушкин напишет:

«У Лукоморья - дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.»

  1. Позже, поэт по приказу царя был сослан в село Михайловское. Вместе с ним в ссылку поехала и няня. В длинные зимние вечера Арина Родионовна, как в детстве, рассказывала поэту сказки. Поэт, брызгая гусиным пером, записывал их. «Что за прелесть эти сказки», - говорил он». Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено няни, и сказочный мир расцветал вокруг Пушкина.

  1. Конкурсная программа.

  1. Конкурс.

  • Вспомните строки из разных произведений А.С. Пушкина, которые вам

запомнились.

  1. Конкурс.

  • Из каких сказок и кто прибыл к нам в гости?

  1. «Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царица - мачеха.)

Б) «Да, такая есть девица,

Но жена не рукавица.

С белой ручки не стряхнешь,

Да за пояс не заткнешь.

Услужу тебе советом - Слушай: обо всем об этом Пораздумай ты путем Не раскаяться б потом.»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царевна-лебедь.)

  1. «Ой, вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные, - Коли лгу, пусть бог велит,

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? Ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно.»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Молодая царевна.)

Г) «Здравствуй, барыня - сударыня дворянка,

Чай, теперь твоя душенька довольна?»

(«Сказка о рыбаке и рыбке». Старик.)

Д) «Воротись, поклонись рыбке:

Не хочу быть столбовой дворянкой,

А хочу быть вольною царицей.»

(«Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха.)

  1. Конкурс.

  • Назовите положительных героев.

  • Какими хорошими человеческими качества обладают эти герои?

(Доброта, отзывчивость, скромность.)

  • Назовите отрицательных героев. Какими человеческими пороками обладают эти герои. (Жадность, зависть, властность.)

4. «Знатоки сказок».

  • Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете содержание сказок.

А) - Узнайте сказку по следующим словам: путь, дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)

  • Как звали сенную девушку? (Чернавка.)

  • Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей.)

  • У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей.)

  • Как звали собаку семи богатырей? (Соколко.)

  • Как богатыри называли царевну? («Коли красная девица, / Будь нам милая сестрица»),

  • К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру.)

-Где братья похоронили молодую царевну? (Понесли в пустую гору.)

  • Что сказала царевна, когда ожила? («Как же долго я спала»).

Б) - Узнайте сказку по следующим словам: откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

  • Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года).

  • Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза).

  • Что поймал старик в первый и во второй раз? (первый раз - тину, второй - морскую траву).

  • Что просила старуха? (корыто и избу).

  • Кем она хотела стать и стала? (Столбовой дворянкой, вольной царицей.)

  • Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морской.)

В) - Узнайте сказку по следующим словам: базар, работа, оброк, море, веревка, наказание. (Сказка о попе и работнике его Балде.)

  • За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно? (год за три щелчка по лбу).

  • Какой предмет помог Балде собрать с чертей оброк? (вревка).

  • Кто бегал на перегонки с бесенком вместо Балды? (заяц).

  1. Конкурс.

  • Из каких сказок взяты данные предметы:

  1. кораблик,

  2. зеркало,

  3. яблоко,

  4. заяц,

  5. лебедь,

  6. белка,

  7. рыбка?

  1. Конкурс.

  • Кто отправил телеграммы:

  1. Глупый ты бес,

Куда ж ты за нами полез?

И руками-то снести не смог,

А я, смотри, снесу промеж ног. (Балда.)

Б) Бог с тобой, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо,

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе. (Старик.)

  1. Не хочу быть вольной царицей,

Хочу быть владычицей морскою. (Старуха.)

Г) Жизнь моя, в чем,

Скажи, виновна, я.

Не губи меня, девица,

А как буду я царица,

Я, пожалую тебя. (Царевна.)

  1. конкурс.

  1. Здесь лежит предмет, который является символом печали, зла, ссор, горечи. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках Пушкина, но и в мифологии, в христианской легенде (упоминается в Библии). Назовите этот предмет.

  2. Здесь лежит вещь, принадлежащая лично Гвидону. Благодаря ей, он заслужил расположение, дружбу, а затем и любовь царевны-лебеди. Назовите этот предмет. (Со креста снурок шелковой натянул на сук дубовый.)

  1. Заключение

Вот и все. Последней сказки Закрываем мы страницу.

В путешествии волшебном Очень быстро время мчится! Были вы, друзья, отважны,

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно За друзей стоять горою!

Ну, а если захотите,

В Лукоморье возвратиться, То чудесные мгновенья, Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга! Стоит в руки ее взять,

И любимые герои С вами встретятся опять!

До новых встреч!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ