Литературная композиция «Детство, опаленное войной»
«Детство,
опалённое
войной»
Литературно-поэтическая композиция.
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №6 г.Владимира
Ведехина О.Н.
Литературная композиция
«Детство, опаленное войной».
Цели:
- расширить знания детей о Великой Отечественной войне;
- привлечь к чтению художественной литературы о войне;
- способствовать развитию интереса школьников к истории Великой Победы;
- воспитывать чувство сострадания, непримиримости к фашизму, патриотизма, сознания ценности мирной жизни.
Учитель: Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о Великой Отечественной войне.
О войне мы с вами, если уж говорить честно, знаем не так много. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо потому, что нас миновало это горе. Плохо потому, что нельзя забывать героев, отстоявших нашу свободу, жизнь.
Чтец(1): Вспомним сегодня хотя бы немного,
Давние грозные дни страны,
Вспомним мы с вами, дети и внуки,
Не перенесшие той войны!
С. Кочуров
Учитель: Великая Отечественная война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Все меньше ветеранов мы встречаем на улицах в День Победы 9 мая. Почему же мы, вновь и вновь вспоминаем о ней?
Чтец(2): Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы
Нам нужно
Чтобы наши дети
Об этом помнили
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память- наша совесть.
Она - как сила нам нужна.
Чтец(3): Не обожжённые сороковыми
Сердцами, вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс.
Конечно, мы смотрим иными глазами-
Такими же, полными слёз.
Учитель: Лето 1941г. Началось замечательно для тысяч мальчиков и девочек. Июнь 41-го был тёплый, солнечный, мирный…
Чтец(4): Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Чтец(5): Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово «война»!
Чтец(6): Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом году.
Учитель: Грозный 41-й… Как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты.
Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому, что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает… Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребёнка до 16 лет истребили фашисты.
Чтец(7): Нет! Об этом нельзя словами…
Тут надо рычать! Рыдать!
Семь тысяч расстрелянных в мёрзлой яме,
Заржавленной, как руда.
Кто эти люди? Бойцы? Нисколько.
Может быть партизаны? Нет.
Вот лежит лопоухий Колька-
Ему одиннадцать лет,
…
Чтец (8): Рядом истерзанная еврейка,
При ней ребёнок. Совсем как во сне.
С какой заботой детская шейка
Повязана маминым серым кашне.
Матери сердцу не изменили:
Идя на расстрел, под пулю идя,
За час, за полчаса до могилы
Мать от простуды спасала дитя.
Но даже и смерть для них не разлука:
Не властны теперь над ними враги-
И рыжая струйка
из детского уха
Стекает в горсть
материнской
руки.
( И.Сельвинский )
Учитель: На войне детей не бывает. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Война обрушилась на детей так же безжалостно, как и на взрослых- бомбами, разлуками, холодом и голодом.
На выезде из Санкт-Петербурга ( ранее Ленинграда) сейчас стоит памятник- «Цветок жизни». На его каменных лепестках начертано: «Пусть всегда будет солнце». Это памятник детям блокадного Ленинграда, прошедшим сквозь холод и голод военных ночей.
Несмотря на героизм и отвагу советских воинов, в сентябре 1941г. врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Зимой 1941-1942г. город сковала лютая стужа. Истощённые голодом и измученные непрерывными бомбёжками и обстрелами ленинградцы жили в не отапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лёд, брать воду в прорубях, а потом под обстрелом доставлять её домой.
Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Основным «транспортом» жителей города стали детские саночки. На них возили скарб из разрушенных домов, воду из проруби, тяжело больных и умерших, завёрнутых, завёрнутых в простыни.
Чтец (9): Склонившись над мглой снеговою,
Девчонка с ведёрком пустым
Чуть движется… А за Невою
Клубится пожарища дым.
А там, средь сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мёртвую мать. (Ю.Андрушенко)
Учитель: Смерть входила во все дома. Изнурённые люди умирали прямо на улицах, у станков, в школах.
Чтец(10): Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла…
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья –
После похорон. (Ю.Воронов)
Чтец(11): Блокада – далеко как это слово
От наших с вами мирных светлых дней,
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмерзли на пути
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Учитель: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой (прикрепляется на доску её портрет). Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких трагических записей, сделанных детской рукой.
(Выходят дети. В руках у них по листку из дневника Тани, переписанные или переснятые и увеличенные копии, взятые из книги И.Миксона «Жила-была» (Приложение №1) и по магниту. Дети по очереди читают записи, прикрепляют магнитами листки на доску вокруг портрета Т.Савичевой и по одному садятся. У доски остается одна девочка, которая читает стихотворение от имени Т.Савичевой).
Чтец(12): Я к ним подойду, одеялом укрою,
О чем-то скажу, но они не услышат.
Спрошу – не ответят. А в комнате – трое.
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю – не встанут, я все понимаю.
Зачем же я хлеб на три части ломаю…
Учитель: Таню удалось вывезти из блокадного Ленинграда, но она не на много пережила своих близких. Она умерла в 1944г., не смогла перенести крайнее истощение и нервное потрясение от ужаса войны и блокады.
Чудовищные преступления творили фашисты на оккупированных территориях. Расстреливали, сжигали, угоняли в рабство в Германию и концлагеря, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. О чем свидетельствует письмо Кати Сусаниной, 15-летней белорусской девочки, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведённая до отчаяния, Катя в день своего 15-летия решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью она написала последнее письмо отцу, бывшему на фронте.
(Выходит девочка, читает письмо. Приложение №2).
Учитель: Это письмо нашли в 1944г. при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов г. Лиозно. На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №… Сусанину Петру». На другой стороне карандашом написаны слова: «Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на верёвке». Номер полевой почты, написанный на конверте устарел, и письмо не могло попасть к адресату, но оно дошло до сердца советских людей. Опубликовано в газете «Комсомольская правда» 27 мая 1944г.
Но самыми обездоленными детьми войны были малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. Послушайте воспоминания бывшей узницы.
(Выходит девочка и читает. Приложение №3)
Учитель: Над узниками концлагерей издевались, сжигали в печах, морили в газовых камерах.
Чтец(13): Ночью ходит мать по Хиросиме,
Бухенвальд проходит и Освенцим.
И скорбит о дочери, о сыне
Горстку пепла прижимая к сердцу.
Учитель: Послушайте отрывок из книги Николая Тычкова «Маленькие пленники Бухенвальда». (Приложение №4) Нелегко жилось и там, где не гремели бои, куда не добрались фашисты. В тылу женщины и дети заменили мужей и отцов. Выполняли тяжёлую мужскую работу. Надрывались, работая сутками.
Чтец(14): Отца забрали на войну.
Мальчишка – шпингалет,
Но в раз прибавила ему
Война так много лет.
Чтец(15): Зачем ты, война у мальчишек их детство украла –
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
Чтец(16): По десять часов у станка
Голод, бессонница тело рвут.
Любая минута сладка
Сна провального прямого тут.
Чтец(17): Мы косили с бабами травы,
Кашляли от натуги,
И огрубели рано
Наши губы и руки.
Учитель: Да, мальчишки и девчонки здорово помогали в тылу. Но тысячи их было и на фронтах, вместе с бойцами. Они были детьми, а воевали как взрослые. Тысячи юных совершали в те годы подвиги: связные и разведчики, маленькие подпольщики, сыновья партизанских отрядов, полков, юнги боевых кораблей.
(Выходят дети с портретами пионеров-героев, зачитывают о них краткие строки. (См. приложение №5) и затем читают отрывок из стихотворения «Реквием» Р.Рождественского).
Чтец(18): Разве погибнуть
Ты нам завещала,
Родина?
Чтец(19): Жизнь обещала,
Любовь обещала
Родина.
Чтец(20): Разве для смерти
Рождаются дети,
Родина?
Чтец(21): Разве хотела ты
Нашей смерти
Родина?
Чтец(22): Пламя
Ударило в небо! –
Ты помнишь?
Родина?
Чтец(23): Тихо сказала:
«Вставайте
На помощь…»
Родина.
Чтец(24): Славы
Никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Чтец(25): Просто был выбор у каждого…
Я или Родина!
Чтец(26): Не щадя себя в огне войны
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны,
Были настоящими героями!
Учитель: Они пали за мир, за жизнь, за нас! Почтим их память стоя минутой молчания. (Минута молчания)
Учитель: Дети войны… Те, кто выжил стали стариками, ветеранами, а память хранит все в сердце. И каждый из них мог бы сказать:
«Я родом не из детства – из войны.
И потому, наверное, дороже
Ценю, чем ты, и счастье тишины
И каждый лишний день,
Что мною прожит!»
Мы с вами тоже должны научиться ценить наступившее утро, весенний дождь, шум деревьев, каждое прожитое мгновение, ценить и беречь это.
Чтец(27): Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых.
Чтец(28): Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью сняться сны.
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны.
Учитель: И если сегодня у вас хоть раз защемило сердце, я надеюсь, что вы никогда не встанете в один ряд с теми, кто разрушает памятники советским воинам, оскверняет их память и рисует свастики на их могилах. Не станете варварами, не помнящими свою историю.
(В заключении учитель проводит обзор книг, представленных на книжной выставке и даёт задание на следующее занятие. Прочитать и подготовить отзыв о книге, нарисовать рисунки).
Приложение №1
Из дневника Т.Савичевой:
- Женя умерла 25 дек. в 12:00 час. Утра 1941г.
- Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942г.
- Лека умер 17 марта в 5 час. Утра 1942г.
- Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942г.
- Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942г.
- Мама умерла 13 мая в 7:30 час. Утра 1942г.
- Савичевы умерли.
- Умерли все.
- Осталась одна Таня.
Приложение №2
Письмо Кати Сусаниной.
«Дорогой добрый папенька!
Пишу тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Её расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил её плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется и вышвырнет вас, подлых захватчиков отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот…
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие. А помнишь, папа, 2 года назад, когда мне исполнилось 13 лет, какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню… А теперь, папа, когда гляну на себя в зеркало – платье рваное, в лоскутах, номер на мне, как у преступницы, сама худая, как скелет, - соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди ни кому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают, да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарляна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья», - сказал он. Я очень боюсь Клары – это большая и жирная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная, полька Юзефа, дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и по спине. Два раза я убегала от хозяев, но меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собой. Нет, я не поеду в эту трижды проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь: Катя Сусанина.
Моё сердце верит: письмо дойдет.
Приложение №3
Из воспоминаний рабочей из города Таллина.
«В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, двенадцатилетнюю отправили в лагерь «Балтийский».
Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли. Когда я вконец обессилила, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога». Выжила чудом.»
Приложение №4
«…Поравнявшись с ребятами, эсэсовцы остановились, таинственно подмигнули друг другу. Один из них наклонился, поднял худое, помятое ведро, валяющееся на насыпи, с силой надел его Коле на голову и захохотал. Другой спустил на мальчика овчарку, чтобы проверить, защитит ли ведро от укусов. Большой, откормленный и специально натренированный пес с визгом набросился на мальчика. Коля слышал, как лязгнули зубы собаки, но схватить его за горло овчарке не удалось: помешало ведро.
Вторую собаку тоже освободили от поводка.
Коля всячески, как только мог, отбивался от двух разъярённых псов и одновременно пытался снять с головы ведро. Эсэсовцы не спешили позвать овчарок назад.
Коля окончательно потерял силы, перестал сопротивляться. Ведро слетело с головы, обнажив горло,- и собачьи зубы впились в него.
…
Коли Науменко больше не стало.»
(Н.Тычков «Маленькие пленники Бухенвальда»)
Приложение №5
- Валя Котик, 14 лет. Сражался плечом к плечу со взрослыми. Погиб в бою. Герой Советского Союза.
- Володя Дубинин, 12 лет. Храбрый подпольщик, наравне со взрослыми боролся с фашистами. Подорвался на мине, помогая сапёрам расчистить подступы к каменоломням.
- Нина Куковерова, 14 лет. Партизанская разведчица. Ушла в разведку и не вернулась. Предатель выдал её врагам.
- Юта Бондаровская, 13 лет. Партизанка. Пала смертью храбрых в жестоком бою. Награждена посмертно медалью «Партизану Отечественной войны».
- Зина Портнова. В 1941г. перешла в 8 класс. Герой Советского Союза. Зверски замучена фашистами.
- Лара Михеенко. Летом 1941г. закончила 6 класс. Отважная партизанка. Расстреляна фашистами.
- Валерий Волков. В 1941г. перешел в 5 класс. Юный боец легендарной морской пехоты. Сын полка. Погиб в бою при обороне Севастополя.
- Люся Герасименко, 11 лет. Связная у партизан и подпольщиков. Расстреляна фашистами.
- Марат Казей, 14 лет. Партизан. Герой Советского Союза. Погиб в бою, подорвав себя и фашистов последней гранатой.
- Галя Комлева. В 1941г. перешла в 7 класс. Связная в партизанском отряде. Расстреляна фашистами. Награждена орденом Отечественной войны.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ