Методическая разработка "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Методическая разработка

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Авторы: Максимова Г.С.

Лукинская Н.А.


Детство всегда с надеждой обращено в будущее,

как бы ни было беспощадно настоящее.

И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые

 показали им путь, который определит им жизнь.


Введение


Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или  умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственного воспитания, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.

 

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, которая найдёт своё воплощение в  таких задачах:

  1. содействие самореализации, саморазвитию и, в конечном счете, самоутверждению личности каждого ребенка;

  1. создание условий для развития у школьников ценностного отношения к духовным традициям русского народа, русским святыням, природе родного края;

  2. обеспечение развития художественного мышления и творческих способностей ребенка, умения ставить перед собой цель и планировать свою деятельность;

  3. формирование у ребенка сознания собственного «я»;

  4. повышение эффективности системы мер, направленных на предупреждение правонарушений среди подростков; широкое использование в воспитательном процессе в соответствии с программой развития учреждения информационно – коммуникационных технологий.





Более подробно рассмотрим реализацию данного вопроса на примере внеклассного мероприятия в 4»В» классе

Аннотация

Нами представлено мероприятие по теме «Род и семья – источник нравственных отношений». Главной целью данного мероприятия является укрепление семейных отношений, коллективных классных отношений среди детей и между родителями учащихся класса. Мы надеемся, что дети осознают ценность семьи и постараются украсить жизнь своих близких.



























Встреча в семейной гостиной

Род и семья – источник нравственных отношений

Цель мероприятия:

укрепление семейных отношений, коллективных классных отношений среди детей и между родителями учащихся класса. Познакомить с понятием «семья», как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа.

Задачи:

- воспитание интереса и любви к семейным традициям.

- развитие творческой активности, умение работать с пословицами, развитие речи.

- актуализировать знания детей о семье, роде, о ценности семейных отношений;

  • развивать внимание, речь, умение анализировать и делать выводы;

  • воспитывать уважение и любовь к родным людям.

  • - познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность;

Участники: учащиеся 4 «В» класса

Оборудование: компьютер, аудиозаписи: «Гимн семье» (группа «Инь-Ян»), детская песня «Про Мою Семью», Аубакиров И. - песня о семье, кирпичики, свечки, генеалогическое древо. 



Ход занятия

Звучит песня «Гимн семье» (группа «Инь-Ян») 

Как вы думаете, о чем сегодня мы будет говорить. Правильно о семье.

(слайд 1)

 Хорошая семья - это удивительный мир, где всё пополам, и горе, и радость, и соль, хлеб. И если говорить о семье, как начале начал, то естественно возникает вопрос:

Как же возникло слово семья?

Когда-то о нём не слыхала Земля,

Но Ева, сказал перед свадьбой Адам.

Сейчас я тебе семь вопросов задам

-Кто деток родит мне, подруга моя?

И Ева тихонько ответила: «Я»

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

-И Ева всё так же ответила: «Я»

-Кто платье сошьёт, постирает бельё?

Меня приласкает, украсит жильё?

Ответь на вопросы, подруга моя.

«Я, Я»- тихо молвила Ева

«Я, Я» - сказала она знаменитых семь Я

Вот так на Земле появилась семья.

Зачем человеку нужна семья?

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Так что же нужно для того, чтобы в нашей семье было хорошо.

(любовь, уважение, дружба и т.д.)   На доске выкладываются "кирпичики", на которых написаны слова. В результате выстроен "дом". На "крыше" написано слово тепло.

- Выделите, самые главные слова, на которых строится семья? (Слайд 2)

- Все ли семьи одинаковые? А чем они отличаются? (Дети отвечают)

- Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит:

"Ищи добра на стороне, а дом люби по старине".

- Как понимаете эту пословицу? (Слайд 3)

  • Посмотрите на слайд. Что видите? (Дерево)

  • В жизни каждого человека есть свое дерево.

  • Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом».

Родословное древо — что это значит?

- Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.

- Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние.

- Давайте поговорим о ближних.

- Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)

А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)

Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.

Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)

А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)

Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее? Конечно, настоящее. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Эта традиция возвращается в современные семьи.

- А какие записи вносят в окошки древа? (Фамилии, имена, отчества, даты жизни, степень родства, кем были при жизни)

- Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?

(Учащиеся рассказывают о своих именах.)

- Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. (Слайд 4) А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

- Знает ли кто-нибудь из вас об истории образования вашей фамилии?

А сейчас давайте составим генеалогическое древо своей семьи (звучит детская песня «Про Мою Семью» ) слайд 5

-Послушайте притчу (слайд 6)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.

Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни больше упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди.

Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

СТО РАЗ ЛЮБОВЬ,

СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ,

СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: "И все?"

- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И МИРА тоже.

- Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке? (слайд 7)

- Ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём  символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции  и  ценности.

Рассматривают гербы на слайде (слайд 8) и пытаются определить, чем отличалась тот или другой род.

Рефлексия. Игра «Свеча любви» (Аубакиров И. - песня о семье)(слайд 9)

Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви»

Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была - большой или маленькой, полной или не полной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их - и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом - о том, как дороги вам ваши близкие.



Описание игры.

Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи, а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.

Заключение.

(слайд10)

- Сегодня мы ещё раз убедились, что создать хорошую семью  нелегко, что крепкие семьи строятся на добрых отношениях. Не зря говорили в старину: там, где лад, там и клад.

Домашнее задание

1. Нарисовать герб своей семьи.

2. Подобрать пословицы о семье

Краткие выводы

Разработка такого мероприятия требует большой затраты сил, энергии и времени, но с лихвой окупается позитивной мотивацией и интересом учащихся к учебно-познавательной деятельности. Оболочка мероприятия проста и понятна и нам очень хочется надеяться, что разработанное нами мероприятие будет востребовано.





Библиография

Комплексный учебный курс

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы религиозных культур и светской этики 4-5кл. (учебник)

Издательство Просвещение, 2012 г.

Презентация к уроку Семья1.pptx









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ