Открытое заседание секции «Первые шаги» "Использование различных методов исследования и способов сбора материала по теме «Птицы»"
Открытое заседание секции «Первые шаги» школьного НОУ
Мотурняк А.Г. учитель начальных классов
Аленькина Т. Г. учитель начальных классов
МБОУ СОШ №7 г. Ярцева Смоленской области
Тема.
Использование различных методов исследования и способов сбора материала по теме «Птицы».
Цели:
- показать способы управления развитием познавательной деятельностью учащихся начальных классов;
- развивать интеллектуальные способности;
- научить пользоваться разными методами исследования и способами сбора материала по теме;
- организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения личности;
- определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.
Оборудование: компьютер, карточки с символами; изображения птиц; таблички с названиями методов исследования; магнитики с изображением настроения; карточки с текстом о птицах; карточки с изображением птиц.
Ход занятия.
Руководитель НОУ: Добрый день, уважаемые гости! Сегодня вы присутствуете на открытом заседании секции «Первые шаги» школьного НОУ. Напоминаю, что все заседания посвящены подготовке к школьной научной конференции «Школьная весна». Я передаю слово председателю нашей секции Маренковой Юлии.
Председатель НОУ: Здравствуйте ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Прослушайте повестку заседания.
Повестка заседания:
Творческий отчет члена НОУ Маренковой Юлии «Мир моих увлечений»;
Изучение различных методов исследования и способов сбора материала по теме;
Составление модели, выполнение исследовательской работы.
Председатель: Начнем заседание традиционно. Возьмемся за руки и произнесем девиз:
Вот шагают НОУчата,
Очень умные ребята!
Новое изобретем,
Лишь немного подрастем!
Руководитель: Первый вопрос заседания творческий отчет. Дадим слово Юлии.
(презентация 7 минут)
Руководитель: Ребята, есть ли у вас вопросы к Юле?
- Понравилось ли тебе заниматься исследовательской деятельностью? (Было трудно, но интересно, многое узнала).
- Что было для тебя самым сложным? (…….)
- Дальше ты хотела бы продолжить работу по этой теме? (….)
Руководитель: А сейчас предоставим слово научному руководителю Мотурняк Алле Геннадьевне. (Посмотрите, какой у Юли богатый мир увлечений и взаимоотношений. Она проделала большую и интересную работу и т.д.)
Председатель: Переходим ко второму вопросу. Беремся за руки, произносим слова разминки.
Покорять вершины наук,
Знаем мы, не всем суждено.
Научиться идти вперед
Получиться у нас должно
Звучат голоса птиц.
Руководитель: Что это были за звуки? (Голоса птиц). Издревле птицы привлекали внимание людей
Своей красотой, способностью летать. Образ птиц часто присутствует в легендах и сказках.
- Назовите птиц-сказочных персонажей. ( Жар-птица, Птица-Феникс, Синяя птица) и даже герб России это двуглавый орел на своих мощных крыльях взмывающий над страной. И символом нашего заседания будет птица. Ученые смогли подметить в жизни птиц ценные для науки явления. Вот и мы на заседаниях часто представляем себя учеными. Как вы догадались, разговор пойдет о птицах. На примере этой темы мы рассмотрим как можно использовать различные методы исследования и способы сбора информации.
- Какие способы сбора информации нам известны?
Подумать;
Спросить у взрослых;
Узнать из книг и энциклопедий;
Узнать из интернета и телевидения;
На прошлом занятии вы получили задание подготовить краткое сообщение о птицах из различных источников информации.
Подумать.
Спросить у взрослых.
Мама мне рассказала. Птицы-животные, тело которых покрыто перьями. В нашей местности обитают: голуби, летом прилетает много озерных чаек, а зимой у нас гостят снегири. Часто во дворе можно услышать пение синичек. Мама отметила, что птиц надо беречь, они уничтожают вредителей садов и огородов.
Узнать из книг и энциклопедий.
Ученым известно 8600 видов птиц. Есть много удивительных вещей, которые мы не знаем о наших удивительных друзьях-птицах. Я сама очень удивилась, готовя
Этот материал. Каждая из синиц съедает за день столько же насекомых, сколько весит сама. За 10 секунд она разыскивает и съедает 10 гусениц. Вы очень удивитесь как быстры и неутомимы птицы в полете. Например ворона летает со скоростью 80 км/ч, стриж 110-150 км/ч. Давайте же удивимся возможностям наших пернатых, и будет еще внимательнее и бережнее относиться к ним.
Где зимуют наши птицы?
Я узнал из дополнительной литературы, что перелетные птицы зимуют во многих частях света. Наш знаменитый певец соловей зимует в средней Африке. Жаворонок живет в Египте. А скворцы разделились и путешествуют по Южной Франции, Италии и Англии. Там они песен не поют, заботятся только о своем пропитании. И гнезд не вьют, и птенцов не выводят. Они ждут весны, когда наступит весна возвращаться на Родину, потому что в гостях хорошо, а дома лучше. Многие птицы зимуют в Египте. Это зимний рай для птиц, там наряду с пеликанами и фламинго ловят рыбу наши утки и в воздух взлетают гуси, чайки и кулики.
Узнать из интернета и телевидения.
Руководитель: А кто подготовил наблюдение «Птицы нашего двора»
Наблюдение.
Мы провели наблюдение в начале декабря, за птицами, которые прилетали к кормушкам во дворе. Среди птиц оказались: синицы, воробьи, снегири, галки. Часто прилетала одна птичка, название которой я не знала. Понаблюдав несколько дней, пользуясь памяткой, а затем сверившись с атласом-определителем я пришла к выводу, что это поползень. Определила я это по внешнему виду.
Воробьи отличаются нахальством: даже у голубей могут отнять крошки. А синицу приметила за воровство. В одном из окон висел пакет с продуктами, так синичка обязательно полюбопытствует что там съедобного. Было замечено, как она подлетала к окну и расклевывала пакет.
Птицы сильно страдают от холода и голода. Многое люди вывешивают из окна кормушки, в них кусочки хлеба, семена, крупа. Многие наши зимние гости целыми стайками посещают эти столовые.
Физкультминутка.
У птичьей кормушки.
РИ-РИ-РИ прилетели снегири
РА-РА-РА подкрепиться нам пора
ПА-ПА-ПА очень вкусная крупа
ЛО-ЛО-ЛО будет нам теперь тепло.
Руководитель: Ребята, своими сообщениями вы подтвердили свои предположения о том, как можно собрать материал по теме и как пользоваться разными источниками.
- А в каком из сообщений источником информации были вы сами? (наблюдение. Смотрели, анализировали, записывали)
- Наблюдение мы относим к методам исследования.
- Какие еще методы исследования вы знаете?
Наблюдение;
Опрос;
Анкетирование;
Опыт;
Анализ;
Интервью.
Сейчас мы проведем небольшой опрос о жизни птиц зимой. Нам интересно, что по этому поводу думают наши гости.
Кто у нас составлял вопросы?
Как вы думаете, нуждаются ли в помощи птицы в зимнюю пору?
ДА НЕТ
Вы подкармливаете птиц зимой?
ДА НЕТ ИНОГДА
Чем вы подкармливаете птиц?
Семена и плоды, собранные осенью;
Хлебные крошки;
Кусочки сала.
Просим гостей и членов клуба ответить на них. Галочками выбираем ответ, а ребята сейчас быстренько проверят и подсчитают голоса.
Делаем вывод: птиц надо беречь и помогать им, многие люди помогают птицам зимой.
Обратим внимание на следующий метод исследования – опыт (эксперимент).
Вообще-то опыты проводят в научно-исследовательских лабораториях. Это очень ответственная работа и допускаются до нее только внимательные и эрудированные сотрудники. Опыт будут проводить только некоторые ребята. Наденьте халаты и займите места. А фиксировать результаты и делать выводы будем вместе.
-Вспомним, как называют птиц, которые живут на водоемах (водоплавающие).
Почему водоплавающие птицы выходят сухими их воды? Перья их покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается. А что будет, если этот слой жира уменьшится? Давайте проверим это, проведя опыт.
В миску с водой добавьте немного синей краски. С помощью пинцета аккуратно опустите на поверхность воды первое перо. Через минуту достаньте перо и осторожно проведите по нему ватным шариком. Посмотрите на шарик. Положите перо на бумажное полотенце. Добавьте в воду две столовые ложки (30г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешайте, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опустите на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достаньте перо и осторожно проведите по нему ватным шариком. Посмотрите на шарик. Положите перо на бумажное полотенце. Сделайте вывод, ребята.
- эти опыты показывают, как загрязнение воды влияет на плавучесть водоплавающих птиц. Загрязненная вода попадает в природную среду. Через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы. Мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде «тяжелой».
-Ребята как вы думаете, что нужно сделать человеку, чтобы спасти водоплавающих птиц? (Выводы делают дети. Показываю иллюстрации о загрязнении водного пространства)
Вывод: нельзя загрязнять среду, к птицам нужно относиться бережно.
Руководитель: Мы продолжаем составлять модель научной работы.
-Из каких двух основных частей она состоит? (теория и практика)
На занятии мы рассмотрели способы сбора информации и различные методы исследования. Предметом нашего исследования были птицы. Что из нашего материала отнесем к теоретической, а что к практической части работы.
Теория Практика
Сведения из книг Наблюдение
Интернета, телевидения Опыт
(наши сообщения) Опрос
-Как можно сформулировать темы будущих научных работ?
Птицы нашего города.
Водоплавающие птицы нашего края.
Как помочь птицам зимой?
Где еще мы можем применить собранный нами материал?
Сообщение на классном часе;
Выступление в ГПД;
Сообщение на уроке окружающего мира;
В создании проектов;
В научной работе.
Руководитель: На следующем занятии мы дополним модель научной работы таким понятием, как «гипотеза». Посмотрите в словаре, что означает это слово.
Председатель: Наше заседание подошло к концу, нам нужно подвести итоги.
Продолжить подготовку к школьной научной конференции;
Творческий отчет члена НОУ Маренковой Юлии считать хорошим;
Принять участие в школьной акции «Покормите птиц».
Руководитель: Ребята, вам понравилось занятие? Если у вас во время нашей встречи сохранилось хорошее настроение, украсим нашу птицу яркими цветами: красным, синим, желтым. А если у вас было другое настроение, возьмите белый цвет.
-Какая красивая получилась птица! Птица счастья и удачи.
Пусть удача с нами идет
С нею нам всегда по пути
Если знания с собой возьмешь
Путь сумеешь всегда найти.
Подарим частицу хорошего настроения нашим гостям. (Дарим птиц )
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ