Открытое заседание секции «Первые шаги» "Использование различных методов исследования и способов сбора материала по теме «Птицы»"

Открытое заседание секции «Первые шаги» школьного НОУ

Мотурняк А.Г. учитель начальных классов
Аленькина Т. Г. учитель начальных классов
МБОУ СОШ №7 г. Ярцева Смоленской области



Тема.

Использование различных методов исследования и способов сбора материала по теме «Птицы».

Цели:

- показать способы управления развитием познавательной деятельностью учащихся начальных классов;

- развивать интеллектуальные способности;

- научить пользоваться разными методами исследования и способами сбора материала по теме;

- организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения личности;

- определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Оборудование: компьютер, карточки с символами; изображения птиц; таблички с названиями методов исследования; магнитики с изображением настроения; карточки с текстом о птицах; карточки с изображением птиц.

Ход занятия.

Руководитель НОУ: Добрый день, уважаемые гости! Сегодня вы присутствуете на открытом заседании секции «Первые шаги» школьного НОУ. Напоминаю, что все заседания посвящены подготовке к школьной научной конференции «Школьная весна». Я передаю слово председателю нашей секции Маренковой Юлии.

Председатель НОУ: Здравствуйте ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Прослушайте повестку заседания.

Повестка заседания:

  1. Творческий отчет члена НОУ Маренковой Юлии «Мир моих увлечений»;

  2. Изучение различных методов исследования и способов сбора материала по теме;

  3. Составление модели, выполнение исследовательской работы.

Председатель: Начнем заседание традиционно. Возьмемся за руки и произнесем девиз:

Вот шагают НОУчата,

Очень умные ребята!

Новое изобретем,

Лишь немного подрастем!

Руководитель: Первый вопрос заседания творческий отчет. Дадим слово Юлии.

(презентация 7 минут)

Руководитель: Ребята, есть ли у вас вопросы к Юле?

- Понравилось ли тебе заниматься исследовательской деятельностью? (Было трудно, но интересно, многое узнала).

- Что было для тебя самым сложным? (…….)

- Дальше ты хотела бы продолжить работу по этой теме? (….)

Руководитель: А сейчас предоставим слово научному руководителю Мотурняк Алле Геннадьевне. (Посмотрите, какой у Юли богатый мир увлечений и взаимоотношений. Она проделала большую и интересную работу и т.д.)

Председатель: Переходим ко второму вопросу. Беремся за руки, произносим слова разминки.

Покорять вершины наук,

Знаем мы, не всем суждено.

Научиться идти вперед

Получиться у нас должно

Звучат голоса птиц.

Руководитель: Что это были за звуки? (Голоса птиц). Издревле птицы привлекали внимание людей

Своей красотой, способностью летать. Образ птиц часто присутствует в легендах и сказках.

- Назовите птиц-сказочных персонажей. ( Жар-птица, Птица-Феникс, Синяя птица) и даже герб России это двуглавый орел на своих мощных крыльях взмывающий над страной. И символом нашего заседания будет птица. Ученые смогли подметить в жизни птиц ценные для науки явления. Вот и мы на заседаниях часто представляем себя учеными. Как вы догадались, разговор пойдет о птицах. На примере этой темы мы рассмотрим как можно использовать различные методы исследования и способы сбора информации.

- Какие способы сбора информации нам известны?

Подумать;

Спросить у взрослых;

Узнать из книг и энциклопедий;

Узнать из интернета и телевидения;

На прошлом занятии вы получили задание подготовить краткое сообщение о птицах из различных источников информации.

  1. Подумать.

  2. Спросить у взрослых.

Мама мне рассказала. Птицы-животные, тело которых покрыто перьями. В нашей местности обитают: голуби, летом прилетает много озерных чаек, а зимой у нас гостят снегири. Часто во дворе можно услышать пение синичек. Мама отметила, что птиц надо беречь, они уничтожают вредителей садов и огородов.

  1. Узнать из книг и энциклопедий.

Ученым известно 8600 видов птиц. Есть много удивительных вещей, которые мы не знаем о наших удивительных друзьях-птицах. Я сама очень удивилась, готовя

Этот материал. Каждая из синиц съедает за день столько же насекомых, сколько весит сама. За 10 секунд она разыскивает и съедает 10 гусениц. Вы очень удивитесь как быстры и неутомимы птицы в полете. Например ворона летает со скоростью 80 км/ч, стриж 110-150 км/ч. Давайте же удивимся возможностям наших пернатых, и будет еще внимательнее и бережнее относиться к ним.

Где зимуют наши птицы?

Я узнал из дополнительной литературы, что перелетные птицы зимуют во многих частях света. Наш знаменитый певец соловей зимует в средней Африке. Жаворонок живет в Египте. А скворцы разделились и путешествуют по Южной Франции, Италии и Англии. Там они песен не поют, заботятся только о своем пропитании. И гнезд не вьют, и птенцов не выводят. Они ждут весны, когда наступит весна возвращаться на Родину, потому что в гостях хорошо, а дома лучше. Многие птицы зимуют в Египте. Это зимний рай для птиц, там наряду с пеликанами и фламинго ловят рыбу наши утки и в воздух взлетают гуси, чайки и кулики.

  1. Узнать из интернета и телевидения.

Руководитель: А кто подготовил наблюдение «Птицы нашего двора»

  1. Наблюдение.

Мы провели наблюдение в начале декабря, за птицами, которые прилетали к кормушкам во дворе. Среди птиц оказались: синицы, воробьи, снегири, галки. Часто прилетала одна птичка, название которой я не знала. Понаблюдав несколько дней, пользуясь памяткой, а затем сверившись с атласом-определителем я пришла к выводу, что это поползень. Определила я это по внешнему виду.

Воробьи отличаются нахальством: даже у голубей могут отнять крошки. А синицу приметила за воровство. В одном из окон висел пакет с продуктами, так синичка обязательно полюбопытствует что там съедобного. Было замечено, как она подлетала к окну и расклевывала пакет.

Птицы сильно страдают от холода и голода. Многое люди вывешивают из окна кормушки, в них кусочки хлеба, семена, крупа. Многие наши зимние гости целыми стайками посещают эти столовые.

Физкультминутка.

У птичьей кормушки.

РИ-РИ-РИ прилетели снегири

РА-РА-РА подкрепиться нам пора

ПА-ПА-ПА очень вкусная крупа

ЛО-ЛО-ЛО будет нам теперь тепло.

Руководитель: Ребята, своими сообщениями вы подтвердили свои предположения о том, как можно собрать материал по теме и как пользоваться разными источниками.

- А в каком из сообщений источником информации были вы сами? (наблюдение. Смотрели, анализировали, записывали)

- Наблюдение мы относим к методам исследования.

- Какие еще методы исследования вы знаете?

Наблюдение;

Опрос;

Анкетирование;

Опыт;

Анализ;

Интервью.

Сейчас мы проведем небольшой опрос о жизни птиц зимой. Нам интересно, что по этому поводу думают наши гости.

Кто у нас составлял вопросы?

  1. Как вы думаете, нуждаются ли в помощи птицы в зимнюю пору?

ДА НЕТ

  1. Вы подкармливаете птиц зимой?

ДА НЕТ ИНОГДА

  1. Чем вы подкармливаете птиц?

    1. Семена и плоды, собранные осенью;

    2. Хлебные крошки;

    3. Кусочки сала.



Просим гостей и членов клуба ответить на них. Галочками выбираем ответ, а ребята сейчас быстренько проверят и подсчитают голоса.

Делаем вывод: птиц надо беречь и помогать им, многие люди помогают птицам зимой.

Обратим внимание на следующий метод исследования – опыт (эксперимент).

Вообще-то опыты проводят в научно-исследовательских лабораториях. Это очень ответственная работа и допускаются до нее только внимательные и эрудированные сотрудники. Опыт будут проводить только некоторые ребята. Наденьте халаты и займите места. А фиксировать результаты и делать выводы будем вместе.

-Вспомним, как называют птиц, которые живут на водоемах (водоплавающие).

Почему водоплавающие птицы выходят сухими их воды? Перья их покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается. А что будет, если этот слой жира уменьшится? Давайте проверим это, проведя опыт.

В миску с водой добавьте немного синей краски. С помощью пинцета аккуратно опустите на поверхность воды первое перо. Через минуту достаньте перо и осторожно проведите по нему ватным шариком. Посмотрите на шарик. Положите перо на бумажное полотенце. Добавьте в воду две столовые ложки (30г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешайте, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опустите на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достаньте перо и осторожно проведите по нему ватным шариком. Посмотрите на шарик. Положите перо на бумажное полотенце. Сделайте вывод, ребята.

- эти опыты показывают, как загрязнение воды влияет на плавучесть водоплавающих птиц. Загрязненная вода попадает в природную среду. Через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы. Мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде «тяжелой».

-Ребята как вы думаете, что нужно сделать человеку, чтобы спасти водоплавающих птиц? (Выводы делают дети. Показываю иллюстрации о загрязнении водного пространства)

Вывод: нельзя загрязнять среду, к птицам нужно относиться бережно.

Руководитель: Мы продолжаем составлять модель научной работы.

-Из каких двух основных частей она состоит? (теория и практика)

На занятии мы рассмотрели способы сбора информации и различные методы исследования. Предметом нашего исследования были птицы. Что из нашего материала отнесем к теоретической, а что к практической части работы.

Теория Практика

Сведения из книг Наблюдение

Интернета, телевидения Опыт

(наши сообщения) Опрос

-Как можно сформулировать темы будущих научных работ?

Птицы нашего города.

Водоплавающие птицы нашего края.

Как помочь птицам зимой?

Где еще мы можем применить собранный нами материал?

Сообщение на классном часе;

Выступление в ГПД;

Сообщение на уроке окружающего мира;

В создании проектов;

В научной работе.

Руководитель: На следующем занятии мы дополним модель научной работы таким понятием, как «гипотеза». Посмотрите в словаре, что означает это слово.

Председатель: Наше заседание подошло к концу, нам нужно подвести итоги.

  1. Продолжить подготовку к школьной научной конференции;

  2. Творческий отчет члена НОУ Маренковой Юлии считать хорошим;

  3. Принять участие в школьной акции «Покормите птиц».

Руководитель: Ребята, вам понравилось занятие? Если у вас во время нашей встречи сохранилось хорошее настроение, украсим нашу птицу яркими цветами: красным, синим, желтым. А если у вас было другое настроение, возьмите белый цвет.

-Какая красивая получилась птица! Птица счастья и удачи.

Пусть удача с нами идет

С нею нам всегда по пути

Если знания с собой возьмешь

Путь сумеешь всегда найти.

Подарим частицу хорошего настроения нашим гостям. (Дарим птиц )

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ