ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА «Монастырь» 4 Класс




ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА


Ф.И.О.: Зорина Татьяна Григорьевна

Место работы: Татищевский район. Саратовская область. МОУ «СОШ с. Широкое».

Должность: учитель начальных классов

Предмет ОРКСЭ

Класс: 4

Тема и номер урока в теме: «Монастырь», урок 25

Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»

Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.

Задачи:

-дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;

- развитие представлений о нравственных и духовных ценностях;

- актуализация знаний и представлений учащихся о поведении в монастыре;

- развивать коммуникативные, информационные компетенции;

- развитие интереса к изучению предмета.

Формирование УУД

Личностные

Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.

Метапредметные

Познавательные

Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы.

Регулятивные

Работать по плану, сверять свои действия с целью.

Коммуникативные

Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.

Предметные

Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России; формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы учащихся: беседа, театрализация, выборочное комментированное чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника).

Необходимое техническое оборудование:

Мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.

Диск с материалами урока. Электронное приложение к учебнику. Презентация.

Индивидуальный раздаточный материал








СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока



Деятельность учителя



Деятельность учащихся

Время

(в мин.)


1

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Включение в деловой ритм урока.

- Добрый день! Улыбнитесь друг другу с пожеланием любви, здоровья и добра. Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками.

( Слайд 1)

«Я слышу- я забываю,

Я вижу - я запоминаю,

Я делаю -я понимаю»

- гласит китайская пословица.Мы будем и слушать,и запоминать,и рассуждать.

Садитесь, пожалуйста.

(Звуки колокольного звона)

Учащиеся настраиваются на урок

1

2


Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения):

- Где могут зазвонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре).



Учащиеся отвечают на вопросы учителя

2

3

Постановка учебной задачи.

Учитель: Но речь сегодня на уроке пойдет не о храме. А вот о чем…

(Звучит 1 купле песни А.Волкова «Монастырь над рекой»)

- О чем поётся в песне? (О монастыре)

- Кто из вас может определить тему урока?

(Слайд 2)

- Что вы сегодня узнаете на уроке? (Кто живёт в монастырях? Почему люди идут в монахи. Отчего отказываются монах?)

- Как вы думаете, когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке?

- Бездомные люди бывают очень несчастны. Но доводилось ли вам слышать или читать о таких людях, которые добровольно ушли из дома и избрали образ жизни странников?

Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов.

- А есть ли у монахов свой дом?


(Презентация)

-Молодцы, а теперь смотрите и запоминайте монастыри Саратовской области, места, где они находятся –Иргизско-Воскресенский монастырь (Криволучье), Свято-Алексиевский (Саратов), Свято-Никольский мужской монастырь (Саратов), Свято-Никольский монастырь (пос. Мопр), Свято-Сергиевский монастырь (с.Алексеевка).

И невосстановленные - Крестовоздвиженский Саратовский женский монастырь (Саратов), Владимирский монастырь (г.Вольск), Свято Троицкий мужской монастырь (г.Хвалынск).

- Запомнили, ребята, куда путь держать? В каких городах поблизости расположены монастыри? Может, запомнили названия? Какой вам больше понравился?



Мотивация учащихся к изучению темы урока

Учащиеся ставят цели формулируют тему урока

Называют тему «Монастырь»






Ответ

Том Сойер











- Ответ: Нет. Они живут в монастырях.



















Ответы учащихся.


10

4

Построение исследования

Учитель: Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди?

Учитель делит класс на три группы, которые получают задания:

  1. Возникновение монастырей.

  2. Кто такие монахи?

(работа по учебнику с.80)

Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога .

  1. Главное правило монашеской жизни. ( Трудись и молись.)

Давайте разберёмся, что значит «монашеское призвание» - тренажер (диск)

Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят презентацию



Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники


Учащиеся работают с учебником и находят ответы.
















Учащиеся работают с интерактивной доской

5

5

Самостоятельная работа.

Откройте страницу 81 учебника и найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь. (Предполагаемый ответ: 1. Послушание; 2. Монашеский обет; 3. Постриг; 4. Получение нового имени.


Используют материал учебника, рабочую тетрадь.


4

6

Усвоение новых знаний.

-Давайте создадим словесный портрет монашеского облачения, используя текст учебника и диск. (интерактивный момент ,готовятся по учебнику, при ответе используется материал диска)

Клобук  - именуется шлемом спасения и напоминает  о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей

Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

Пояс -  является символом того, что монах  постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве

Издревле на Руси в монастырях жили Святые Старцы. Это – монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога заслужили дар предвидения или исцеления.

Старец Божий, старец кроткий,
В лаптях, с палкою простой,
На руке иссохшей четки,
Взор, горящий добротой.
Сколько дивного смиренья
Встрастотерпческих чертах,
Дивный дар богомоленья
Лег улыбкой на устах
Тяжким подвигом согбенный
Он идет, гонец небес,
Прозорливый, вдохновенный
Полный благостных чудес.
Благодатной силой веет
На молящих от Него.
Гордый разум цепенеет
Перед святостью Его.
(1933. г. Ницца, 
А. Ладыгин)

- Каких известных Святых Старцев вы знаете?


Отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом






Смотрят интерактивный момент, анализируют ситуацию

















Ученик выходит и читает стихотворение















Ответы учащихся).


6

7

Физминутка.

А сейчас мы с вами, дети,
Отдохнём и разомнёмся.

Покажите где носят клобук, пояс, мантию, чётки,

(руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок)



Учитель называет слова - учащиеся выполняют действия.


2

8

Самостоятельная работа в группах

Организует деятельность по применению новых знаний. (Работа по учебникус. 82 – 83) 1. Рассказ о царевиче Иоасофе.

2. Рассказ о святом Луке.

3. Сценка «Два монаха»

- Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер «Монастырь». (Приложение 2.) Дети выбирают из набора разных терминов те, которые относятся к теме, строят кластер в рабочей карте урока; один ученик прикрепляет кластер на доске).


Мы сегодня узнали новые слова, перечислите их.(Монах, настоятель, игумен, обет, святыня, призвание. послушание)



работа в группах с последующим показом результатов



Выполнение заданий в рабочих листах


Строят кластер




Запись в тетради, словарная работа,

8

9

Закрепление изученного материала.

Выполнение тестов

(Приложение 1)



Выполнение заданий

4

10

Домашнее задание.

Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Составьте дома, вместе со своими родными, правила поведения в монастыре.

Или можно подготовить сообщение об одном из монастырей Саратова, путеводитель. (по выбору)




1

11

Рефлексия деятельности «Комплимент».

Мы успешно трудились на уроке и можем себя похвалить.

За что можем похвалить товарища, группу, себя?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,

соотносят цель и результаты.

2








Приложение 1


Тестовые задания:

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.


2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.


3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1) так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.


4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1) узнать, что такое унижение;

2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3) просто всех слушаться.




Приложение 2

Рабочий лист урока



Кластер «Монастырь».





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ