«Приставка, её роль в слове. (Повторение) Различение приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки» 3 класс
Учитель: Работина Светлана Викторовна
Предмет: русский язык Класс: 3 «Д»
Тема урока: «Приставка, её роль в слове. (Повторение) Различение приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах
приставки»
Цели урока:
совершенствовать знания учащихся о приставках, об их роли, основных правилах правописания приставок,
формировать умение применять на практике правила правописания приставок, проверить знания учащихся в словарно – орфографической работе,
развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, творческую фантазию, интерес к русскому языку;
воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой; формировать самостоятельность, умение работать в паре, в коллективе.
Тип урока: урок повторения изученного материала.
Вид: урок решения познавательных задач – урок путешествие.
Метод: продуктивный.
Оснащение: учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева « Русский язык» 3 класс
Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя
Этапы урока
Содержание этапа
1
Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
подготовить детей к работе на уроке;
проверить подготовленность рабочего места учащихся к уроку,
организовать внимание класса к работе на уроке,
включить в учебный ритм,
создать у учащихся положительный, эмоциональный настрой.
Метод: создание игрового момента
Форма работы: фронтальная
Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Сегодня мы будем исследователями.
Выводы по результатам исследований сделаем в конце урока.
- Откроем тетради, запишем:
Шестое декабря.
Классная работа.
Результат: готовность класса и оборудования к уроку, включение учащихся в деловой ритм.
2
Постановка проблемы
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
Определить проблему, осознать, принять и предложить способы её решения.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
организовать деятельность учащихся на поиск решения проблемы, стоящей перед уроком,
нацелить на познавательную активность через прием создания проблемной ситуации.
Форма работы: фронтальная
Метод: проблемно-поисковый
На доске кроссворды:
По горизонтали:
Сшили их из чёрной кожи,
В них теперь ходить не можем.
И на слякотной дороге
Не прмокнут наши ноги. (Сапоги)
- С какой гласной напишем это слово? (С гласной а)
Какое стихотворение для запоминания вы придумали?
( Сапоги ты с а пиши,
Я желаю от души!
И тогда получишь 5 -
Грамоты и не унять! (Записываю в кроссворд: сапоги)
Куда бежит – сама не знает.
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнётся у порога.
Что это? (Дорога, пишу с о: здесь сочетание – оро))
Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное русское любить. (Ученик, главное для него: учение, поэтому буду писать с е) (Записываю ученик)
Что за комната такая!
Очень светлая, большая.
Парты ровными рядами,
А за партами мы сами. (Класс, пишу с двумя сс, запомнил, потому что в классе много парт, вот и много с)
Рядом с дворником всегда я.
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата пишу с о – ассоциация со словом лопасть)
По вертикали:
Перед корнем подставляем
Эту часть как называем? (Приставка) (Записываю)
1 с
а
6 п
о
г
и
2 д
о
р
о
г
а
3 у
ч
е
н
и
к
с
т
4 к
л
а
с
с
в
к
5 л
о
п
а
т
а
По горизонтали:
В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, кисти, скрепки, кнопки –
Что угодно для души. (Пенал)
- С какой гласной напишем это слово? (С гласной е)
Какое стихотворение для запоминания вы придумали?
(Пенал купили мне,
Пишу я в слове е!) (Записываю в кроссворд: пенал)
Многолюден, шумен, молод,
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут. (Метро с е)
- Какое стихотворение нам поможет?
(Метро и метр не похожи,
В метро есть е и в метре тоже.)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт.
Мы встречаем новый год. (Декабрь, пишу с е)
(Где напишем букву е?
Ну, конечно, в декабре! (Записываю в кроссворд)
Сверху ряска,
А наступишь – вязко. (Болото, здест сочетание – оло)
По вертикали:
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает. (Предлог)
-
1 п
е
н
а
л
р
2
м
е
т
р
о
3 д
е
к
а
б
р
ь
4
б
о
л
о
т
о
о
г
Кто может назвать тему урока? (Правописание приставок и предлогов)
Сегодня мы отправляемся в необыкновенное путешествие в один из городов Грамматики, город Приставок и Предлогов.
Какая проблема будет выполняться? (Правописание предлогов и приставок) В городе есть остановки: чтобы доехать до следующей остановки, нужно выполнить задание. У вас есть проездные билеты – тесты, которые в конце путешествия вы должны будете сдать заполненными.
Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы, путём словарно-орфографической работы.
3
Сообщение темы и целей урока
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
сформулировать тему и цели урока;
учиться сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
создать условия для формулирования темы и целей урока обучающимися.
Принятые задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения.
Форма работы: фронтальная
Метод: словесный (беседа)
1.– Итак, тема нашего урока (тему формулируют учащиеся: Во время путешествия мы будем учиться различать приставки и предлоги, правильно писать их со словами.)
2. - Какие бы вы поставили перед собой задачи? (Наблюдать за приставками и предлогами, правильно писать их со словами, развивать речевую деятельность, формировать умение применять на практике правила правописания приставок.)
Результат: цели и задачи сформулированы учащимися в сотрудничестве с учителем.
4
Повторение
Цель которая должна быть достигнута обучающимися:
в процессе работы над текстами упражнений выяснить, что такое приставка,
что такое предлог, найти сходство и различие их место в слове, тексте, употребление в речи.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока.:
формировать умение применять на практике правила правописания приставок и предлогов.) Выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.
Форма работы: фронтальная, словесная, самостоятельная, практическая, работа в парах, тестирование, игровая.
Метод: проблемно-поисковый
Поиграл да поплясал,
Посчитал да помечтал,
Поел, полежал, пошил, попел,
А потом порисовал да в тетрадке пописал,
А потом пошёл, поспал.
А приставки ты узнал? (Ответы…)
-Почему по, а не па? (Приставки па не бывает)
- Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка пишется со словом слитно, т.к. это часть слова)
- Что такое предлог?
(предлог – это часть речи. Предлог пишется со словом раздельно, т.к. это часть речи)
-Со словами какой части речи предлоги никогда не употребляются? (С глаголами).
- Как отличить приставку от предлога? Между предлогом и словом можно вставить вопрос, либо другое слово).
Правописание приставок и предлогов – это орфограмма. А теперь будем упразняться различать приставки и предлоги.
Работа по учебнику: № 143.
Спишите с комментированием…
На доске: ____________________+ приставка = новое слово. Расшифруйте.
№ 144. По заданию.
Остановка «Отдыхай-ка» Физминутка
Я зачитываю слова, если слово с приставкой, то вы встаёте, если с предлогом, то садитесь.
Долить, до школы, подводный, под стулом, забегу, вышел, подошёл.
Едем дальше.
Остановка: «Выбирай-ка»
На ваших столах стихотворение А.Барто «Морковный сок» Прочитайте про себя.
- О чём этот текст?
Найдите 5 слов с приставками и обозначьте в тексте.
Едем дальше.
Остановка «Исправляйка» (Взаимопроверка этого текста)
Отправляемся дальше…
Остановка «Поиграй-ка»
На доске: зашёл, забег, запад, заход (запишите слова – выделите приставку). Найдите лишнее слово.
Едем.
Остановка «Поработай-ка»
Учебник №145. Осложнённое списывание, самостоятельная работа с комментированием.
№146. К заданию поставили проблемный вопрос – Почему авторы учебника предложили понаблюдать за этими словами?(Приставка и корень).
У вас есть проездные билеты – тесты, которые в конце путешествия должны быть заполненными. Возьмите их в руки и заполните, ведь наше путешествие подошло к концу, т.е. правильный вариант обводите в кружок.
Приставка служит для:
А) связи слов в предложении,
Б) для образования новых слов.
2. Предлог со словами пишется:
А) слитно,
Б) раздельно.
3. Приставка стоит:
А) перед корнем,
Б) после корня.
4. Приставка – это…
А) часть слова,
Б) часть речи.
5. В каких из этих слов есть приставка:
А) замок,
Б) записка.
(Взаимопроверка)
- Кто справился с заданием, помашите мне проездными билетами. И сдайте мне их. А кто не справился? Вам необходимо будет ещё совершить поездку в город Приставок и Предлогов.
- Уважаемые исследователи, что мы можем добавить в копилку знаний о приставках и предлогах? (Они различаются:…)
Результат: в процессе работы над текстами упражнений выяснили, что такое приставка,
что такое предлог, нашли сходство и различие, их место в слове, тексте, вспомнили, как употреблять их в речи, развивали умение логически строить цепь собственных суждений
7
Рефлексия.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
оценить значимость учебных действий для самого себя.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
формировать осознанность и критичность учебных действий;
осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям
Форма работы: фронтальная
- В конце любого исследования необходимо сделать выводы, как ученые вы должны поделиться с миром своими открытиями.
- Что интересного вам запомнилось в нашем путешествии и о чем вы бы хотели рассказать своим родителям, друзьям?
- Что удалось открыть?
- О чём хотелось бы ещё узнать?
Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.
Результат: осознание обучающимися значимости учебных действий.
8
Итог урока.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
получить информацию о результатах учения
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Метод: устный опрос
Форма работы: фронтальная
Вот и закончилось наше путешествие по городу Приставок и Предлогов. Много остановок было на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку. Жители города Приставок и Предлогов довольны вами, ведь вы чаще всего верно их различали и правильно писали со словами. Обычно после путешествия рассказывают, что видели, делали, запомнили.
- Кому было легко выполнять задания?
- Что вам помогало?
- У кого возникли трудности?
- Что было непонятным?
- Над чем еще предстоит поработать?
- какую работу мы провели вначале урока(Словарно-орфографическую.)
Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений.
Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку.
Организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанном на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.
Результат: адекватность самооценки обучающегося оценке учителя. Получение обучающимися информации о результатах учения.
9
Задание на дом
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания;
записать домашнее задание
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
Метод: словесный .
Форма работы: фронтальная.
Информация о домашнем задании, проверка того, как обучающиеся поняли содержание работы и способы её выполнения, соответствие содержания домашней работы уровню развития учащихся. Д/з: Упр. 1, стр.110
Результат: применение учащимися полученных знаний на практическом уровне.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ