Урок русского языка во 2 классе по теме «Знакомство с понятием имя существительное»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Серебровская основная общеобразовательная школа Камешковского района Владимирской области

Урок русского языка во 2 классе по теме «Знакомство с понятием имя существительное»



«Путешествие на остров Кточто»


необит сотров 3.jpg


Учитель начальных классов: Гришанова Ольга Николаевна





г. Владимир, 2014 год.


Урок: русский язык

Класс: 2

УМК: «Гармония»

Тема урока: Знакомство с понятием имя существительное.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок – путешествие

Имя урока: Путешествие на остров Кточто.

Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме « Знакомство с понятием имя существительное».

Задачи урока:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- формирование положительной мотивации к учению и познанию;

- развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока;

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, учебнике);

- формирование умения работать в парах, группах;

- формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её;

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов

- познакомить учащихся с понятием «имя существительное»;

- учить выделять имена существительные из других частей речи;

Методы обучения:

  1. Словесные методы: беседа, коллективное обсуждение, учебный диалог, работа с учебником и словарём;

  2. Наглядные методы: презентация, карточки со словами, бортовые журналы;

  3. Практические методы: письменные упражнения, практическая работа по составлению памятки по теме урока.



Оборудование урока:

  • Компьютер;

  • Проектор;

  • презентация к уроку;

  • карточки со словами;

  • бортовые журналы (по количеству учащихся);

  • листы для работы в группах (с дифференцированными заданиями по степени сложности) по количеству групп;

  • орфографический словарь;

  • выполненные в технике оригами бумажные белые кораблики (по количеству учащихся);

  • сундучок;

  • у учащихся – ручки, простые и цветные карандаши.



Ход урока:

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

2’

































1’











1’



















1’











2’











































2’























































1’













































1’

















5’





































































1’

























































































6









































Прочитайте. Выпишите только имена существительные , которые отвечают на вопрос КТО?

ЛУННАЯ, ЯКОРЬ, МАТРОС , ПЛАВАТЬ, ХРАБРЫЙ, ХРАБРЕЦ




















Найдите ошибки, которые допустил житель острова Кточто. Подчеркните имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО?

КАРАБЛЬ, ЛОТКА , ЧАЙКА, ДРУГ , МИР, ПРОЧНЫЙ




















Прочитайте. К каждому слову подберите и запишите противоположное по смыслу слово (смотри образец).


Антонимы

Жара

война

друг


Холод






Подчеркните имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?

вопрос

.





























































2’























































3’



































1’

















































1’

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Ольга Николаевна!

Слайд 1. И Слайд 2.

Я учу таких же, как вы, ребят, в Серебровской школе. Они прислали вам огромный привет!!! И очень хотят с вами познакомиться.

Слайд 3.

- Посмотрите на экран и отгадайте, чем увлекаемся мы с ребятами?



2 . Актуализация знаний

- Да мы очень любим путешествовать, а вы любите путешествовать?

Слайд 4. 3. Выход на тему урока

- Сегодня мы с вами совершим путешествие на остров «Кточто».

- Как вы думаете, почему так называется остров? Кто на нём живёт? Да, остров получил своё название, благодаря двум племенам, живущим на нём, племени Кто и племени Что.

- Предположите тему урока (сегодня на уроке мы будем изучать слова, которые отвечают на вопрос КТО и на вопрос ЧТО)

Эвристическая беседа.

- Ребята, чтобы увидеть эти племена, мы должны подобраться к этому острову. На чём мы совершим наше морское путешествие?

Слайд 5. 4. Выход к учебной проблеме

Итак, мы отправляемся в путешествие на КОРАБЛЕ. А кто управляет кораблём? КАПИТАН.

К . РАБЛЬ КАПИТАН

- На какой вопрос отвечает слово корабль? (что?) Слово капитан? (кто?)

ЧТО? КТО?

- А вы заметили, что на нашем корабле пробоина? Нельзя отправляться на таком судне, надо её залатать. Какую букву надо вставить? Как проверить, правильно ли вы считаете? Можно воспользоваться орфографическим словарём. (предлагаю 1 ученику найти слово в толковом словаре Ожегова, а в это время работаю с классом)

- Чтобы подняться на борт корабля мы должны составить слова.

ша

ры

ба

ран

ка

мыш

ка

Слайд 6. Камыш мышка

ранка на доске

баран вывешиваю

рыба карточки

шары со словами









- Давайте понаблюдаем: на какой вопрос отвечает каждое слово?

- Как одним словом можно сказать? «мышка, баран, рыба – это…. Животные», а капитан – это … человек.

- Мы можем сказать, что эти слова обозначают живые предметы?

ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ





- А слова ШАРЫ, РАНКА, КАМЫШ – они тоже обозначают предметы…..только какие? Живые? (неживые предметы). На какой вопрос они отвечают? (ЧТО?)

НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ

-Может быть кто– нибудь из вас уже знает, как в русском языке называются слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос КТО или ЧТО? (имя сущ.).



ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ





5. Отработка полученных знаний на практике.

Слайд 7.

- Итак, пробоину залатали, по трапу корабля поднялись, отправляемся в путешествие…

- Добраться до острова нам поможет карта.

Кточто

img2.JPG

Слайд 8.

Физкультминутка.(под минусовку песни О.Газманова «Морячка»)





- Как только мы отплыли была получена телеграмма. Слайд 9.

Здравствуйте, дарогие ребята.

мы жытели острова Кточто ждём вас.

подарки уже готовы.

среда, 5 марта.

Ваша задача расшифровать текст телеграммы и исправить ошибки. Кто закончит работу, должны будут поднять вверх руки (показ учителем).

















Слайд 10.

- Какие правила не знают островитяне? (начало предложения с заглавной буквы; правописание жи - ши, безударная гласная)

- В этой телеграмме встретились имена существительные. Найдите их (ребята, жители, острова, подарки, среда, март).

- Подчеркните их в телеграмме простым карандашом. На какой вопрос отвечает каждое слово?





- Пока мы с вами расшифровывали телеграмму, с нами и нашим кораблём что-то случилось. Посмотрите на слайд. Что случилось с нашим кораблём? (попал в шторм)





Слайд 11.

- Да, наш корабль попал в шторм и все предметы на палубе разбросало. Необходимо навести порядок. Давайте поможем юнге расставить слова в предложении в правильном порядке. Скажите, а как легче справиться с заданием: одному или с помощью друга.

Давайте попросим помощи у соседа по парте. Сейчас каждый по-очереди скажет волшебные слова, «тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь». (Показываю образец :ИМЯ, помоги мне , пожалуйста)

в, парусник, шторм, Маленький, попал, сильный.



















- Проверьте правильно ли вы выполнили задание (сверяемся с экраном). Слайд 12



- Найдите а предложении имена существительные. На какой вопрос они отвечают?





Что такое парусник (судно с парусами)

А знаете ли вы, что у слова парусник есть ещё одно значение? (бабочка парусник)



6. Творческое воспроизведение знаний



Слайд 13.

- Итак, мы доплыли до острова, но корабль не может подплыть к самому берегу, так как может сесть на мель. Необходимо пересесть на лодки, каждая лодка вмещает не более 5 человек. По моему сигналу (хлопок в ладоши) вы должны объединиться в группы. Когда работа будет закончена, ваша команда должна будет взяться за руки и поднять их вверх.















































































Слайд 14.

- Вот мы и на острове Кточто.

Слайд 15.

7. Обобщение знаний и составление памятки.

- Как же нам понять, где какое племя живёт?



дом аборигена 2.jpg дом аборигена.jpg

D:\Документы\учитель года\картинки для открытого урока\ребус что.JPG

D:\Документы\учитель года\картинки для открытого урока\ребус кто.JPGребусы.jpg

















- Необходимо разгадать ребусы.

- Как мы теперь будем называть слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос КТО или ЧТО? (Имена существительные)

- Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться домой. Давайте заполним посадочные билеты. (На партах у каждого лежат карточки-кораблики, заполнив которые, учащиеся изготовят для себя памятки по теме урока).

___________







_____________________





_________ __________



























Слайд 16. Домашнее задание (дифференцированное)

- А чтобы вы не забыли наше путешествие и обитателей острова Кточто, предлагаю вам дома на выбор выполнить следующие задания:

1. Выполнить задание на карточке.

  1. Написать своё имя полностью и на каждую букву своего имени записать по 2 существительных, одно – должно отвечать на вопрос КТО, другое – на вопрос ЧТО.

  2. Придумать интересное задание для своих одноклассников по имени существительному (кроссворды, ребусы и т.д.)

Слайд 17. 7.Рефлексия и итог урока.











Сегодня вы работали отлично. И на память об этом уроке я хочу подарить вам подарки – бумажные кораблики, которые смастерили для вас мои ученики. Скоро наступит весна, и я думаю, что вы запустите эти кораблики по ручейкам. (дарю на память кораблики из сундучка)













































Анализ картинок на слайде,



вывод













диалог











диалог









Выбор транс-портного средства (диалог)

























Проверка безударной гласной





Работа с орфографическим словарём





Составление слов из слогов (коллектив-ная работа) и распределе-ние сразу же на 2 группы



































Мини – вывод совместно с учителем

























































Физкульми-нутка для глаз и ОДА





















Работа в парах

























Коллективная

проверка .





Рефлексия своей деятельности











































Работа в парах











































Проверка своей деятельности, рефлексия

















Повторяем правила работы в группе.













Работа в группах (по 4 человека)







































































































Проверка и рефлексия своей деятельности













Коллективное разгадывание ребусов





































Составление и заполнение памяток по теме урока







формирование положитель-ной мотивации к учению и познанию;





















Формирова-ние умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её



Формирова-ние уважительного отношения к иному мнению;



формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;





формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, учебнике);

























познакомить учащихся с понятием «имя существительное»









































































Чтение текста с его редактированием



















формирование умения контролировать и оценивать свою деятельность































развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока







работа с деформированным предложенем





учить

выделять имена существительные с опорой на вопрос кто? что? из других слов.



Работа с многозначным словом





























Отрабатывать умение выделять имена существительные из других слов





















































































































Создавать совместно с учителем и одноклассниками собственный информаци-онный объект (памятку)



















Развитие творческих способнос-тей

























Формирова-ние положитель-ной мотивации к учению;














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ