Урок русского языка во 2 классе по теме «Знакомство с понятием имя существительное»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Серебровская основная общеобразовательная школа Камешковского района Владимирской области
Урок русского языка во 2 классе по теме «Знакомство с понятием имя существительное»
«Путешествие на остров Кточто»
Учитель начальных классов: Гришанова Ольга Николаевна
г. Владимир, 2014 год.
Урок: русский язык
Класс: 2
УМК: «Гармония»
Тема урока: Знакомство с понятием имя существительное.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок – путешествие
Имя урока: Путешествие на остров Кточто.
Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме « Знакомство с понятием имя существительное».
Задачи урока:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- формирование положительной мотивации к учению и познанию;
- развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока;
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, учебнике);
- формирование умения работать в парах, группах;
- формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её;
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов
- познакомить учащихся с понятием «имя существительное»;
- учить выделять имена существительные из других частей речи;
Методы обучения:
Словесные методы: беседа, коллективное обсуждение, учебный диалог, работа с учебником и словарём;
Наглядные методы: презентация, карточки со словами, бортовые журналы;
Практические методы: письменные упражнения, практическая работа по составлению памятки по теме урока.
Оборудование урока:
Компьютер;
Проектор;
презентация к уроку;
карточки со словами;
бортовые журналы (по количеству учащихся);
листы для работы в группах (с дифференцированными заданиями по степени сложности) по количеству групп;
орфографический словарь;
выполненные в технике оригами бумажные белые кораблики (по количеству учащихся);
сундучок;
у учащихся – ручки, простые и цветные карандаши.
Ход урока:
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
2’
1’
1’
1’
2’
2’
1’
1’
5’
1’
6’
Прочитайте. Выпишите только имена существительные , которые отвечают на вопрос КТО? ЛУННАЯ, ЯКОРЬ, МАТРОС , ПЛАВАТЬ, ХРАБРЫЙ, ХРАБРЕЦ
Найдите ошибки, которые допустил житель острова Кточто. Подчеркните имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? КАРАБЛЬ, ЛОТКА , ЧАЙКА, ДРУГ , МИР, ПРОЧНЫЙ
Прочитайте. К каждому слову подберите и запишите противоположное по смыслу слово (смотри образец).
Антонимы
Жара
война
друг
Холод
Подчеркните имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?
вопрос
.
2’
3’
1’
1’
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Ольга Николаевна!
Слайд 1. И Слайд 2.
Я учу таких же, как вы, ребят, в Серебровской школе. Они прислали вам огромный привет!!! И очень хотят с вами познакомиться.
Слайд 3.
- Посмотрите на экран и отгадайте, чем увлекаемся мы с ребятами?
2 . Актуализация знаний
- Да мы очень любим путешествовать, а вы любите путешествовать?
Слайд 4. 3. Выход на тему урока
- Сегодня мы с вами совершим путешествие на остров «Кточто».
- Как вы думаете, почему так называется остров? Кто на нём живёт? Да, остров получил своё название, благодаря двум племенам, живущим на нём, племени Кто и племени Что.
- Предположите тему урока (сегодня на уроке мы будем изучать слова, которые отвечают на вопрос КТО и на вопрос ЧТО)
Эвристическая беседа.
- Ребята, чтобы увидеть эти племена, мы должны подобраться к этому острову. На чём мы совершим наше морское путешествие?
Слайд 5. 4. Выход к учебной проблеме
Итак, мы отправляемся в путешествие на КОРАБЛЕ. А кто управляет кораблём? КАПИТАН.
К . РАБЛЬ КАПИТАН
- На какой вопрос отвечает слово корабль? (что?) Слово капитан? (кто?)
ЧТО? КТО?
- А вы заметили, что на нашем корабле пробоина? Нельзя отправляться на таком судне, надо её залатать. Какую букву надо вставить? Как проверить, правильно ли вы считаете? Можно воспользоваться орфографическим словарём. (предлагаю 1 ученику найти слово в толковом словаре Ожегова, а в это время работаю с классом)
- Чтобы подняться на борт корабля мы должны составить слова.
ша ры ба ран ка мыш ка
ранка на доске
баран вывешиваю
рыба карточки
шары со словами
- Давайте понаблюдаем: на какой вопрос отвечает каждое слово?
- Как одним словом можно сказать? «мышка, баран, рыба – это…. Животные», а капитан – это … человек.
- Мы можем сказать, что эти слова обозначают живые предметы?
ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ
- А слова ШАРЫ, РАНКА, КАМЫШ – они тоже обозначают предметы…..только какие? Живые? (неживые предметы). На какой вопрос они отвечают? (ЧТО?)
НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ
-Может быть кто– нибудь из вас уже знает, как в русском языке называются слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос КТО или ЧТО? (имя сущ.).
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
5. Отработка полученных знаний на практике.
Слайд 7.
- Итак, пробоину залатали, по трапу корабля поднялись, отправляемся в путешествие…
- Добраться до острова нам поможет карта.
Кточто
Слайд 8.
Физкультминутка.(под минусовку песни О.Газманова «Морячка»)
- Как только мы отплыли была получена телеграмма. Слайд 9.
Здравствуйте, дарогие ребята. мы жытели острова Кточто ждём вас. подарки уже готовы. среда, 5 марта.
Слайд 10.
- Какие правила не знают островитяне? (начало предложения с заглавной буквы; правописание жи - ши, безударная гласная)
- В этой телеграмме встретились имена существительные. Найдите их (ребята, жители, острова, подарки, среда, март).
- Подчеркните их в телеграмме простым карандашом. На какой вопрос отвечает каждое слово?
- Пока мы с вами расшифровывали телеграмму, с нами и нашим кораблём что-то случилось. Посмотрите на слайд. Что случилось с нашим кораблём? (попал в шторм)
Слайд 11.
- Да, наш корабль попал в шторм и все предметы на палубе разбросало. Необходимо навести порядок. Давайте поможем юнге расставить слова в предложении в правильном порядке. Скажите, а как легче справиться с заданием: одному или с помощью друга.
Давайте попросим помощи у соседа по парте. Сейчас каждый по-очереди скажет волшебные слова, «тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь». (Показываю образец :ИМЯ, помоги мне , пожалуйста)
в, парусник, шторм, Маленький, попал, сильный.
- Проверьте правильно ли вы выполнили задание (сверяемся с экраном). Слайд 12
- Найдите а предложении имена существительные. На какой вопрос они отвечают?
Что такое парусник (судно с парусами)
А знаете ли вы, что у слова парусник есть ещё одно значение? (бабочка парусник)
6. Творческое воспроизведение знаний
Слайд 13.
- Итак, мы доплыли до острова, но корабль не может подплыть к самому берегу, так как может сесть на мель. Необходимо пересесть на лодки, каждая лодка вмещает не более 5 человек. По моему сигналу (хлопок в ладоши) вы должны объединиться в группы. Когда работа будет закончена, ваша команда должна будет взяться за руки и поднять их вверх.
Слайд 14.
- Вот мы и на острове Кточто.
Слайд 15.
7. Обобщение знаний и составление памятки.
- Как же нам понять, где какое племя живёт?
- Необходимо разгадать ребусы.
- Как мы теперь будем называть слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос КТО или ЧТО? (Имена существительные)
- Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться домой. Давайте заполним посадочные билеты. (На партах у каждого лежат карточки-кораблики, заполнив которые, учащиеся изготовят для себя памятки по теме урока).
___________
_____________________
_________ __________
Слайд 16. Домашнее задание (дифференцированное)
- А чтобы вы не забыли наше путешествие и обитателей острова Кточто, предлагаю вам дома на выбор выполнить следующие задания:
1. Выполнить задание на карточке.
Написать своё имя полностью и на каждую букву своего имени записать по 2 существительных, одно – должно отвечать на вопрос КТО, другое – на вопрос ЧТО.
Придумать интересное задание для своих одноклассников по имени существительному (кроссворды, ребусы и т.д.)
Слайд 17. 7.Рефлексия и итог урока.
Сегодня вы работали отлично. И на память об этом уроке я хочу подарить вам подарки – бумажные кораблики, которые смастерили для вас мои ученики. Скоро наступит весна, и я думаю, что вы запустите эти кораблики по ручейкам. (дарю на память кораблики из сундучка)
Анализ картинок на слайде,
вывод
диалог
диалог
Выбор транс-портного средства (диалог)
Проверка безударной гласной
Работа с орфографическим словарём
Составление слов из слогов (коллектив-ная работа) и распределе-ние сразу же на 2 группы
Мини – вывод совместно с учителем
Физкульми-нутка для глаз и ОДА
Работа в парах
Коллективная
проверка .
Рефлексия своей деятельности
Работа в парах
Проверка своей деятельности, рефлексия
Повторяем правила работы в группе.
Работа в группах (по 4 человека)
Проверка и рефлексия своей деятельности
Коллективное разгадывание ребусов
Составление и заполнение памяток по теме урока
формирование положитель-ной мотивации к учению и познанию;
Формирова-ние умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её
Формирова-ние уважительного отношения к иному мнению;
формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, учебнике);
познакомить учащихся с понятием «имя существительное»
Чтение текста с его редактированием
формирование умения контролировать и оценивать свою деятельность
развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока
работа с деформированным предложенем
учить
выделять имена существительные с опорой на вопрос кто? что? из других слов.
Работа с многозначным словом
Отрабатывать умение выделять имена существительные из других слов
Создавать совместно с учителем и одноклассниками собственный информаци-онный объект (памятку)
Развитие творческих способнос-тей
Формирова-ние положитель-ной мотивации к учению;
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ