Проект «Мы друзья природы»



МБОУ «Первомайская СОШ»


















Проект

«Мы друзья природы»





Пархатская Ольга Александровна

учитель начальных классов















Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Н. Луконин





Обоснование актуальности проекта







Современная экологическая ситуация - результаты неразумной, безответственной деятельности людей по отношению к природе.

Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Начальная школа – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.

Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе, начиная с первого этапа обучения. В нашей школе организована работа по формированию экологической культуры учеников среднего и старшего звеньев, а работа с младшими школьниками не находит широкого применения в практике. Уровень экологической культуры младших школьников недостаточно высокий. А ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность.

Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, интерес к природе угаснет. Необходимо заинтересовывать, привлекать учеников к разгадыванию загадок природы, включая его в практическую деятельность во внеурочное время.

.








Проблемное поле проекта







1.Низкий уровень знаний у младших школьников о природе.

2. Недопонимание школьниками взаимосвязи живой и неживой природы.

3.Отсутствие у младшего школьника активно-действенного отношения к природе.

4.Возрастает необходимость накопления опыта в природоохранной деятельности с младшего школьного возраста.

5. Недостаточность примера взрослых, а то и отсутствие его.

Теоретическое обоснование проекта


Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах академика Н.Н. Моисеева. Он утверждает, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Психолог А.Н. Леонтьев отмечает, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Младший школьник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, в альтруистической деятельности. Младшему школьнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, я решила разработать проект экологического воспитания младших школьников.










Идея проекта:



Формирование активно-действенного отношения к природе, личной ответственности за состояние окружающей среды с младшего школьного возраста.



Цель проекта:



Создание системы работы с младшими школьниками, направленной на оптимальное развитие экологической культуры учащихся.





Задачи проекта:



  • Разработать наиболее приемлемые средства, формы и методы, обеспечивающие познавательную, творческую и деятельностную активность младших школьников.

  • Создать условия для практической и исследовательской деятельности учащихся.

  • Вовлечь в посильные природоохранные дела.

  • Содействовать формированию у младших школьников экологического сознания, т.е. осознания и представления последствий нарушения связи в природе.

  • Разработать планы-конспекты мероприятий.

  • Проанализировать результаты проведённой работы над проектом.



Объектобразовательный процесс деятельности младших школьников по экологическому воспитанию.

Предметсодержание, формы и методы работы учителя с учениками.



Ресурсное обеспечение







  • нормативно-правовое

  • учебный класс, оснащённый ПК

  • медиатека

  • литература (журналы, энциклопедии)

  • видеозаписи познавательных фильмов

  • демонстрационный материал

  • школьный учебно-опытный участок





Организационно-диагностические мероприятия



  • изучение интересов учащихся

  • комплектование группы





Основные принципы обучения и воспитания

  • принцип личностно-ориентированного подхода в обучении

  • принцип непрерывности, систематичности

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей

  • принцип межпредметных связей

  • принцип эмоционально-ценностных ориентаций

  • принцип учёта возрастных особенностей



Педагогические технологии



Личностно-ориентированные



Здоровьесберегающие

Исследовательские

Игровые

Информационные





Основные формы



  • экскурсии

  • целевые прогулки

  • экологические и интерактивные игры в природе

  • экологические акции

  • практическая деятельность в природе: подкормка в зимнее время птиц изготовление кормушек

  • экологические викторины

  • заочное путешествие

  • экологические праздники



Методы



  • наблюдения и практические работы

  • дидактические игры

  • беседы

  • работа с различными источниками краеведческой информации исследовательский метод

  • экологическое моделирование

  • прогнозирование и проектирование

  • фиксирование результатов (дневник наблюдения)





Типы занятий



  • практические

  • состязания

  • КВНы

  • путешествия

  • экскурсии

  • Классные часы

  • Трудовые десанты

  • Исследовательская деятельность



Ожидаемый конечный результат







Ученики:



  • В результате проведения мероприятий ученики повысят качество знаний о природе, взаимосвязях в природе;



  • ученик будет не только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будет пытаться оценить их состояние с позиции хорошо-плохо;





  • будет стараться выполнять правила поведения во время экскурсий, прогулок;



  • будет проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;





  • будет пытаться контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;



  • научатся делать простейшие опыты и эксперименты, проводить исследования;





  • создадут сборник творческих работ, портфолио;



  • будут принимать участие в конкурсах экологического направления.





















Учитель:



  • В результате будет создана развивающая среда для организации экологических мероприятий;

  • разработаны мероприятия по охране и улучшению природной среды;

  • созданы условия для практической и исследовательской деятельности;

  • организованы экскурсии, походы;

  • привлечены к совместной работе родители, педагоги, люди, связанные с природоохранной деятельностью;







Условия успешной реализации проекта

(педагогическая копилка)





  • Изучение нормативно-правовых документов;

  • знание психоэмоциональных и возрастных особенностей учащихся;

  • изучение педагогического опыта российских и зарубежных коллег;

  • освоение новых педагогических технологий;

  • применение накопленного опыта на практике;

  • рефлексия.

























Основные направления деятельности







ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ



ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

БЛОК



ПОЗНАВАТЕЛЬНО-

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

БЛОК

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ-СКИЙ

БЛОК



ПРАКТИЧЕС-КИЙ

БЛОК

ПРИРОДООХРАН-НЫЙ

БЛОК









































Календарно-тематическое планирование

реализации проекта

«Мы друзья природы»


2011-2012 гг.



Сроки

п/п

Мероприятие

Ответственные

Сентябрь


1.

Конкурс выставка цветов «Фантазии осени»


Пархатская О.А

2.

Экскурсия в природу «Здравствуй осень»

Пархатская О.А

Октябрь

3

Классный час «Охрана природы твоя обязанность» (создание отряда «Зеленый патруль»).

Пархатская О.А

4

Акция «Поможем птицам зимой»


Пархатская О.А

Ноябрь

5

Конкурс рисунков «Берегите природу – наш дом»


Пархатская О.А

Декабрь

6.

Классный час «Спешите делать добро»


Пархатская О.А

Январь

7.

Классный час «Вода в жизни человека»


Пархатская О.А

8.

Трудовая операция: уход за комнатными растениями в классе.

Пархатская О.А

Февраль

9.

Классный час природа в музыке и поэзии


.Пархатская О.А

10.

Пархатская О.А


Пархатская О.А

Март

11.

Классный час «Планета заболела»

Пархатская О.А

12.

Беседа на тему «Осторожно на водоёмах»


Пархатская О.А

Апрель

13.

Экологическая беседа «Поможем природе»


Пархатская О.А

14

Исследовательская деятельность: посадка помидор и огурцов, ведение дневников наблюдения.


Пархатская О.А

15

Трудовой десант «Борьба с Королём Мусора»


Пархатская О.А

Май

16

Акция «Забота»


Пархатская О.А



C:\Documents and Settings\Ольга\Мои документы\фото школьные\Лучший букет\SDC13685.JPG

Поделка на конкурсе «Фантазии осени» - «Планета цветов»



C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\SDC13903.JPG

Открытый кл.час

«Охрана природы твоя обязанность»



E:\3 классн. час\SDC14321.JPG

Открытый кл.час «Вода для жизни человека».







C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\3 клллл\3 клллл 016.jpg

Поделки из природного материала





C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\З класс - фото\DSCN0535.jpg

Трудовой десант: «Борьба с Королём Мусора»





C:\Documents and Settings\Ольга\Мои документы\3 кл 24.04\3 кл 24.04 005.jpg



Исследовательская деятельность: посадка помидор и огурцов

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ