Проектная задача по литературному чтению и окружающему миру «Загадки» для 1 класса

Проектная задача по литературному чтению и окружающему миру «Загадки»

Разработала: учитель начальных классов МБОУ «Бикбардинская основная общеобразовательная школа» Бадртдинова Р. А.

Данная проектная задача рассчитана на учащихся 1 класса и проводится в течение 1-2 уроков в конце учебного года, после изучения по литературному чтению темы «Устное народное творчество». Связана данная задача с освоением учащимися предметных способов и средств действий из учебных дисциплин литературное чтение и окружающий мир.

Характеристика задачи

Название проектной задачи

«Загадки»

Предмет

Литературное чтение, окружающий мир

Класс

1

Вид задачи

Межпредметная, одновозрастная

Время проведения

Задача может использоваться в качестве обобщающего урока литературного чтения по теме «Устное народное творчество» в конце учебного года (апрель)

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения.

2. Сотрудничество учащихся.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Литературное чтение:

- умение анализировать художественные произведения разной видо-жанровой принадлежности;

- умение сравнивать и ранжировать фольклорные произведения малых форм (загадка, считалка, небылица, скороговорка;

- владение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового) чтения.

Окружающий мир:

- владение понятиями «неживая и живая природа», «изделия человека», «звери», «птицы», «насекомые».

- знание зверей, птиц, насекомых, явлений природы своего края в пределах программы 1 класса.

Метапредметные:

- чтение, анализ, классификация, обобщение, умение разгадывать загадки.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • степени освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях

  • умения работать в малой группе

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

  • владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации;

  • правильность выполнения задания;

  • способность на протяжении всего решения задачи удерживать её специфику;

  • умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями;

  • перенос способов действий, освоенных в одном учебном предмете или теме, на другие предметы или темы;

  • умение работать с предложенным текстовым материалом, выделять из него загадки, отсеивать лишнее, не имеющее отношения к решению данной задачи;

  • коммуникативные умения при работе в малой группе и их влияние на конечный результат.

Этапы решения задачи

1. Целеполагание и формулировка задач.

2. Выполнение задания.

3. Оценка выполнения работы.

4. Рефлексия.

Показатели правильности выполнения работы (ключ)

Загадки о птицах: 9, 13, 23, 24, 26, 27, 28, 31, 32, 33, 34.

Загадки о зверях: 3, 8, 11, 12, 17, 18, 20, 22, 39.

Загадки о насекомых: 6, 21 ,25, 30, 37, 38, 35, 52.

Загадки о неживой природе: 2, 5, 10, 43, 46, 49, 51.













Замысел проектной задачи

Детям предлагается помочь воспитателю детского сада отобрать из предложенных текстов только загадки для проведения занятия в детском саду «Встреча с бабушкой Загадушкой», и разделить их на четыре группы по темам: «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых», «Загадки о неживой природе». Впоследствии ученики первого класса с отобранным и оформленным материалом пойдут в гости в детский сад и примут участие в мероприятии, смогут сами загадать ребятам старшей группы загадки (необходимо будет выучить или прочитать выразительно, целыми словами). Решая данную проектную задачу, преследуем не только образовательные цели, но решаем вопросы социализации, преемственности. Данная проектная задача позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют литературными понятиями «загадка», «считалка», «небылица», «скороговорка»; понятиями из курса окружающего мира «неживая природа», «живая природа», «изделия человека», «звери», «птицы», «насекомые». Умеют анализировать, классифицировать и обобщать.

Оборудование: тексты, ножницы, четыре листа формата А4 с заголовками: «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых» «Загадки о неживой природе».


Описание проектной задачи.

Учащиеся получают письмо от воспитателя детского сада Мальцевой Ирины Васильевны:

Дорогие ребята! Вы уже заканчиваете первый класс и научились внимательно, правильно читать, многое знаете об окружающем мире. Мне нужна ваша помощь. К занятию в детском саду под названием «Встреча с бабушкой Загадушкой» необходимо подобрать загадки по темам: «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых» «Загадки о неживой природе». Надеюсь, вы с успехом справитесь с заданием, и примите участие на этом занятии. Ждём вас в гости!

Ирина Васильевна и воспитанники детского сада.



Задание.

Ребята, разделитесь на пары. Каждая пара возьмите листочек с текстом. Внимательно прочитайте предложенные тексты. Вам необходимо отобрать только загадки, вырезать, распределить их на группы по темам и приклеить под соответствующим заголовком : «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых», «Загадки о неживой природе».






Тексты:

1. Стою на крыше –

всех труб выше.


2. Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.


3. Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки; боится кошки

4. Шёл баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил её под лавку,

Тот, кто водит,

Пусть выходит.


5. На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина.


6. Летела птица,

Не крылата,

Не перната,

Носик долгий,

Голос тонкий.

Кто её убьет,

Человечью кровь прольёт.

7. Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик – овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

8. Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек?

9. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

10. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле.

11. Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

12. Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины

13. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.


14. Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.


15. Ткачи ткали ткани на платье Тане.




16. Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

17. Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу.

18. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.


19. Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди.

Мы играем, ты води!


20. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.


21. Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

22. Я, друзья, подземный житель.

Землекоп я и строитель.

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем.


23. Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут

24. Кто эта птица?

Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

25. На лугу живет скрипач,

Носит фрак

И ходит вскачь.


26. Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.



27. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? …


28. Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна.

Брюхо белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Подымает стрекот-крик.



29. От топота копыт пыль по полю летит.


30. Восемь ног,

Как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке

Знает толк.

Покупайте,

Мухи, шелк!


31. Черный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор,

Хвост, как упор.


32. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет.


33. У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем.

34. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.


35. Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица.


36. Кто проходит,

Кто уходит –

Все её за ручку водят.

37. На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это? …

38. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

39. Мой белый брат

во льдах живет

И рыбу ест морскую,

А я люблю пчелиный мед

И ягоду лесную.


40. Покатилось колесо,

Укатилось далеко,

И не в рожь, и не в пшеницу,

Катит в саму столицу.

Колесо кто найдёт,

Тот ведёт!

41. Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон.

Выходи из круга вон.


42. Кукушка кукушонку сшила капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

43. Светит, сверкает,

Всех согревает.


44. Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы.


45. Лисичка-сестричка

Сидит за кустом,

Лисичка – сестричка

машет хвостом.

А бедный зайчишка

Глядит из куста.

У зайчика нет такого хвоста.

46. Пушистая вата

плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

тем дождик ближе.

47. Тоя в клетку, то в линейку,

Написать во мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?


48. Начинается считалка:

На дубу – скворец и галка.

Улетел домой скворец.

И считалочке конец!

49. Одеяло белое

не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось.

С неба на землю свалилось.


50. Рады, рады, рады

Светлые берёзы.

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады,

Темные осины.

И на них от радости

Растут апельсины.

51. Что видно только ночь?

52. Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит.

Упадёт – землю роет.





«Загадки о птицах»







































«Загадки о зверях»







































«Загадки о насекомых»







































«Загадки о неживой природе»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ