Программа краеведческого кружка «Мой родной край»











Программа

краеведческого кружка

«Мой родной край»

Руководитель Туликова Д.Д.

МКОУ «Осыпнобугорская СОШ»

































Пояснительная записка


В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования.

История- это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.

Занятие краеведением помогает юным понять смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.



В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Мой родной край».

Цели программы:

Обучающие:

- Знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических и природно- географических факторах Астрахани.

-Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.

Развивающие:

- Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного края.

-Формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность.



Воспитывающие:

Привить детям интерес к истории культуре родного края, его природе и географии.

Выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать, самостоятельно мыслить.

Воспитывать любовь к родному краю.



Задачи:

 

1.Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям.

2. Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях.

3.Знакомить учащихся с историей школы.

4.Обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий.

5.Принимать участие на районной олимпиаде по краеведению

6. Вести сбор материалов об истории школы и села.

8. Составить исследовательскую работу по теме: « Моя родословная».



Методы и формы познавательной деятельности учащихся

 

- организация походов, путешествий и экспедиций;
- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
- подготовка Книг Памяти;
- формирование музейных коллекций;
- выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;
- участие на конференциях, олимпиадах и конкурсах;
Краеведом может быть ученик, заинтересованный историей своего села, своей родословной, стремящийся к новым знаниям.

















Задача первого года занятий в кружке – Ввести понятия «семья , родословная, древо семьи, родной край, родина», накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своей семье, городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие уважения к старшим,родным,понятие бережного отношения к земле.



п/п

Тема

Содержание.

Количество часов

Дата

Тема 1. Родословная семьи.

1.       

Знакомство с планом работы краеведческого кружка.

1.Человек и его окружение. Что изучает краеведение. 2.Источники изучения родного края.

2



2.

Мой дом. Моя семья.

1.Где мой дом?

2.Что такое семья. Кто такие родственники. 3.Родные, двоюродные, троюродные. 4.Почитание старших.

5.,6.Мои права и обязанности в семье.

6



3.

Родословная семьи.

1.Что такое родословная?

2..История моей семьи.(из рассказов родителей)

3.Встреча с бабушками и дедушками.

4.В музей школы от моей семьи.

5. Что я внесу в историю своей семьи.

5



4.

Древо семьи.

1.Что такое древо семьи.

2.Как собрать информацию о семье.

3,4. Составляем древо семьи.

4



Тема2.Моя малая Родина.

4.       

Родная школа. Ее история и традиции.

1.Первая школа в моём селе.

2.История моей школы.

3,4.Наша гордость.(знаменитые учителя и ученики школы.)

5.Встреча с заслуженным учителем.

6.Встреча со старшеклассниками.

7.Традиции школы.

8.Здесь учились мои родители.

9.Я рисую свою школу.


9



5.       

Село: прошлое, настоящее.

1.Почему «Осыпной Бугор»?

2.История моего села.

3.Наше дружное село.

4.Что есть в моём селе?

5.Улицы бывают разные.

6.Берегите свою малую Родину!

7.Каким я вижу Осыпной Бугор.

7



 

Формы занятий кружка:

  • рассказ учителя;

  • беседы с учащимися;

  • экскурсии в музей;

  • работа с документами, фотографиями;

  • встречи с интересными людьми.

Планируемые результаты на выходе из первого класса.

1.Знание понятий : семья, родословная, древо семьи, Родина.

2.Знание истории своей семьи.

3.Умение составлять родословную семьи.

4.Понимание семейных ценностей, а именно: взаимоуважение, почитание старших, внимание к младшим, любовь к ближним.

5. Осознание своих прав и обязанностей в семье.

6.Овладение начальными знаниями школы, села.







2 класс- Приобщение к национальной культуре «Наши традиции».Изучение истории села, фольклора, народных праздников, структуры села, национального состава села.



Формы занятий кружка:



  • рассказ учителя;

  • беседы с учащимися;

  • экскурсии;

  • работа в библиотеке;

  • встречи с интересными односельчанами;

  • работа с фотографиями.





Планируемые результаты на выходе из второго класса.

1.Знание истории своего села.

2.Умение работать с фотоаппаратом и делать фоторепортажи.

3.Знание структуры села.

4.Знание традиций и обычаев своего села.

5.Понимание общечеловеческих ценностей: взаимоуважение, почитание старших, внимание к истории своего села, к своим односельчанам, любовь к ближним.

6.Участие на школьной конференции.

7.Овладение начальными навыками подготовки проекта поэтапно.

8.Овладение навыками ведения блога в интернете





№ п\п

Тема

Содержание

Количество часов

Дата

2 а

2 б

1.

Моё многонациональное село.

1.Национальный состав села.

2.Душа в душу (о дружбе народов в селе.)

3.Что же есть в моём селе.

4. По улицам моего села.

5.Чего не хватает в моём селе.

6,7,8.Фоторепортаж о селе.(создание блога «Кружка краеведение.»)

9,10.По страницам истории моего села.

11,12,13..Расскажу о жизни деда в селе нашем родном.(пополнение школьного музея; подготовка к итоговому проекту)




13



2.

Наши праздники.

1,2,3,4.Национальные праздники.

5,6. Праздники села.

7,8,9,10.Мастера и мастерицы нашего села.(Встречи с односельчанами; пополнение школьного музея

; подготовка к итоговому проекту)

10.



3.

Таланты в моём селе.

1,2 Поэты в моём селе.

3. Музыканты на Бугре.

5,6.Мы танцуем и поём в селе своём.(подготовка к итоговому проекту)

6.




4.

Что на свете всего вкуснее.

1.Национальные блюда.

2.Что пекут у нас в селе.

2.



5.

Что нужно нашему селу?

1,2,3 Итоговый проект.

3.





























Список используемой литературы.

1. http://www.dobrieskazki.ru

2. Маленькая родина, автор Володихин Дмитрий.

3.Рассказы о Родине, Данкова Р.Е.

4. "Школа вежливости для маленьких гостей" ,Галина Шалаева.

5. http://www.osbugor.ru





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ