Программа краеведческого кружка «Мой родной край»
Программа
краеведческого кружка
«Мой родной край»
Руководитель Туликова Д.Д.
МКОУ «Осыпнобугорская СОШ»
Пояснительная записка
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования.
История- это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Занятие краеведением помогает юным понять смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Мой родной край».
Обучающие:
- Знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических и природно- географических факторах Астрахани.
-Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.
Развивающие:
- Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного края.
-Формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность.
Воспитывающие:
Привить детям интерес к истории культуре родного края, его природе и географии.
Выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать, самостоятельно мыслить.
Воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
1.Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям.
2. Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях.
3.Знакомить учащихся с историей школы.
4.Обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий.
5.Принимать участие на районной олимпиаде по краеведению
6. Вести сбор материалов об истории школы и села.
8. Составить исследовательскую работу по теме: « Моя родословная».
Методы и формы познавательной деятельности учащихся
- организация походов, путешествий и экспедиций;
- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
- подготовка Книг Памяти;
- формирование музейных коллекций;
- выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;
- участие на конференциях, олимпиадах и конкурсах;
Краеведом может быть ученик, заинтересованный историей своего села, своей родословной, стремящийся к новым знаниям.
Задача первого года занятий в кружке – Ввести понятия «семья , родословная, древо семьи, родной край, родина», накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своей семье, городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие уважения к старшим,родным,понятие бережного отношения к земле.
№ п/п
Тема
Содержание.
Количество часов
Дата
1а
1б
Тема 1. Родословная семьи.
1.
Знакомство с планом работы краеведческого кружка.
1.Человек и его окружение. Что изучает краеведение. 2.Источники изучения родного края.
2
2.
Мой дом. Моя семья.
1.Где мой дом?
2.Что такое семья. Кто такие родственники. 3.Родные, двоюродные, троюродные. 4.Почитание старших.
5.,6.Мои права и обязанности в семье.
6
3.
Родословная семьи.
1.Что такое родословная?
2..История моей семьи.(из рассказов родителей)
3.Встреча с бабушками и дедушками.
4.В музей школы от моей семьи.
5. Что я внесу в историю своей семьи.
5
4.
Древо семьи.
1.Что такое древо семьи.
2.Как собрать информацию о семье.
3,4. Составляем древо семьи.
4
Тема2.Моя малая Родина.
4.
Родная школа. Ее история и традиции.
1.Первая школа в моём селе.
2.История моей школы.
3,4.Наша гордость.(знаменитые учителя и ученики школы.)
5.Встреча с заслуженным учителем.
6.Встреча со старшеклассниками.
7.Традиции школы.
8.Здесь учились мои родители.
9.Я рисую свою школу.
9
5.
Село: прошлое, настоящее.
1.Почему «Осыпной Бугор»?
2.История моего села.
3.Наше дружное село.
4.Что есть в моём селе?
5.Улицы бывают разные.
6.Берегите свою малую Родину!
7.Каким я вижу Осыпной Бугор.
7
Формы занятий кружка:
рассказ учителя;
беседы с учащимися;
экскурсии в музей;
работа с документами, фотографиями;
встречи с интересными людьми.
Планируемые результаты на выходе из первого класса.
1.Знание понятий : семья, родословная, древо семьи, Родина.
2.Знание истории своей семьи.
3.Умение составлять родословную семьи.
4.Понимание семейных ценностей, а именно: взаимоуважение, почитание старших, внимание к младшим, любовь к ближним.
5. Осознание своих прав и обязанностей в семье.
6.Овладение начальными знаниями школы, села.
2 класс- Приобщение к национальной культуре «Наши традиции».Изучение истории села, фольклора, народных праздников, структуры села, национального состава села.
Формы занятий кружка:
рассказ учителя;
беседы с учащимися;
экскурсии;
работа в библиотеке;
встречи с интересными односельчанами;
работа с фотографиями.
Планируемые результаты на выходе из второго класса.
1.Знание истории своего села.
2.Умение работать с фотоаппаратом и делать фоторепортажи.
3.Знание структуры села.
4.Знание традиций и обычаев своего села.
5.Понимание общечеловеческих ценностей: взаимоуважение, почитание старших, внимание к истории своего села, к своим односельчанам, любовь к ближним.
6.Участие на школьной конференции.
7.Овладение начальными навыками подготовки проекта поэтапно.
8.Овладение навыками ведения блога в интернете
№ п\п
Тема
Содержание
Количество часов
Дата
2 а
2 б
1.
Моё многонациональное село.
1.Национальный состав села.
2.Душа в душу (о дружбе народов в селе.)
3.Что же есть в моём селе.
4. По улицам моего села.
5.Чего не хватает в моём селе.
6,7,8.Фоторепортаж о селе.(создание блога «Кружка краеведение.»)
9,10.По страницам истории моего села.
11,12,13..Расскажу о жизни деда в селе нашем родном.(пополнение школьного музея; подготовка к итоговому проекту)
13
2.
Наши праздники.
1,2,3,4.Национальные праздники.
5,6. Праздники села.
7,8,9,10.Мастера и мастерицы нашего села.(Встречи с односельчанами; пополнение школьного музея
; подготовка к итоговому проекту)
10.
3.
Таланты в моём селе.
1,2 Поэты в моём селе.
3. Музыканты на Бугре.
5,6.Мы танцуем и поём в селе своём.(подготовка к итоговому проекту)
6.
4.
Что на свете всего вкуснее.
1.Национальные блюда.
2.Что пекут у нас в селе.
2.
5.
Что нужно нашему селу?
1,2,3 Итоговый проект.
3.
Список используемой литературы.
2. Маленькая родина, автор Володихин Дмитрий.
3.Рассказы о Родине, Данкова Р.Е.
4. "Школа вежливости для маленьких гостей" ,Галина Шалаева.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ