Программа «Промышленный туризм в начальной школе»

Программа

«Промышленный туризм в начальной школе»


С.Р. Китикарь


Любому школьнику интересно - откуда берутся все те вещи, которые окружают нас каждый день? Растут ли булки на деревьях, из чего делают одежду, кто заворачивает конфеты в фантики? На эти и многие другие вопросы дадут ответ экскурсии на производственные предприятия. Такие экскурсии не только интересны, но и очень полезны: они воспитывают уважение к чужому труду, учат бережно относиться к вещам и даже помогают определиться с выбором будущей профессии. Сейчас часто можно услышать словосочетание «промышленный туризм» в информационном пространстве школы.

Существование промышленного туризма как такового встречалось в Европе еще в 1930-1940 гг., когда отдельные предприятия (автомобильный завод Peugeot и пивоваренный завод Krononburg) стали принимать туристов. Однако внимание исследователей к такому виду туристической деятельности проявляется только в 90гг. XX в., когда промышленные объекты, особенно имеющие большую историю, входят в разряд культурных ценностей. 

В научной литературе не существует четкого определения термина «промышленный туризм». Считается, что промышленный туризм включает посещение широкого спектра туристических объектов, в том числе: корпоративных архивов и музеев, заводов, шахт, банков, страховых компаний, торговых палат и других центров экономической деятельности, транспортной инфраструктуры, общественных зданий и агропромышленных комплексов. 

Сегодня практически в каждом учебном заведении организуются различные экскурсии для групп школьников. Ведь они представляют собой отличную возможность внести разнообразие в детский отдых на каникулах и в выходные дни, но и стать новой формой организации учебной деятельности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС.  Экскурсии для групп школьников должны быть тщательно подобраны в соответствии с возрастом детей и уровнем знаний школьников. Уроки должны быть близки и понятны детям. И сделать их таковыми под силу лишь грамотному учителю и опытному экскурсоводу. Только тогда экскурсии для групп школьников станут незабываемыми путешествиями в мир знаний.

Для детей туризм - способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для учителей он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и оказать позитивное влияние на их развитие.

В рамках внеурочной деятельности нам было важно приобщить младших школьников к профориентационной работе, в соответствии с этим и был создана программа «Промышленный туризм в начальной школе».


Цель : Создание условий для формирования представлений у младших школьников о различных видах современного производства на основе практического погружения в деятельность.

Задачи:

  • Актуализировать в сознании детей специфику инженерной деятельности в различных видах производства.

  • Интегрировать промышленный туризм в урочной и внеурочной деятельности как необходимый элемент профориентационной работы (знакомство с современным производством, с особенностями технологических процессов, с условиями труда работников предприятий, рабочие профессии).

  • Формировать подход к экскурсии как деятельности – стратегия формирования профессиональных планов в контексте требований ФГОС НОО.

Направление

Экскурсии

Ремесла

  • Кузница

  • Гончарная фабрика

  • Стеклодувное производство

Пищевая промышленность

  • Кондитерская фабрика

  • Хлебозавод

  • Завод по производству лимонада

  • Производство по изготовлению кукурузных палочек

Заводы и фабрики

  • НПО «Искра»

  • КАМГЭС

  • ПЦБК

  • ОАО «Мотовилихинские заводы»

Животноводство

  • Мини-зоопарки

  • Конные фермы

  • Страусиные фермы

  • Собачий питомник

Социально-значимые объекты

  • Метеостанция

  • Автодром

  • Аэродром

  • Почта

  • Пожарная команда

  • Сады и парки города

Мастер- классы

  • Изготовление кукол

  • Изготовление тортов

  • Изготовление чаши из глины

  • Ковка гвоздя

  • Изготовление деревянной куклы

  • «Этикет за столом»

  • «Чайная церемония»

  • «Бабушкина печка»

  • «Сервировка стола»

  • «Мокрое валяние»

  • «Узелковый батик»

  • «Витраж пластилиновый»

  • «Роспись по ткани»

  • «Открытка», «Книга»

  • Керамика»

  • «Бисероплетение»

  • «Ландшафт»

Следует помнить: то, что интересно подростку, будет непонятно для младшего школьника. К тому же, прежде чем заказывать те или иные туры для групп школьников, необходимо подготовить к ним детей. Если планируется путешествие по литературным местам, ребята должны быть знакомы с произведениями тех писателей и поэтов, о которых пойдет речь на экскурсии. Да и сам познавательный материал необходимо преподносить детям не сухо и лаконично, а живо и эмоционально. Рассказывая о том же Пушкине или Есенине, следует познакомить детей с интересными фактами биографии писателей, различными жизненными ситуациями, связанными с созданием тех или иных литературных произведений. То же касается и исторических экскурсий.

Организация и проведение экскурсий, как показывает практика, складывается из нескольких этапов: подготовительного, проведения экскурсии, подведения итогов, обработки собранных материалов, использования материалов в преподавании. Подготовительный этап включает подготовку и учителя и учащихся. Учитель, готовясь к экскурсии, отбирает вопросы для повторения или намечает, какие представления школьники получат для формирования новых понятий в будущем, выбирает объекты для обследования и всесторонне их изучает. При проведении производственных экскурсий следует учитывать, чтобы выбранные объекты представляли собой высокомеханизированные предприятия, имеющие четкую организацию труда, и отражали специализацию хозяйства местного района. В предварительном знакомстве с предприятием учителю необходимо определить вместимость помещений. При этом следует иметь в виду, чтобы все учащиеся могли слушать экскурсовода, видеть все, что он показывает, не создавая сутолоки и помех в работе предприятия. Поэтому перед экскурсией учитель определяет, какое максимальное количество школьников может одновременно посещать объект. В большинстве случаев предприятия могут посещать одновременно не более 25 человек. Цель производственных экскурсий составляет формирование понятий о современном, высокомеханизированном промышленном и сельскохозяйственном производстве, о ведущей специализации, об экономико-географическом положении, о размещении цехов предприятия и внутризаводских производственных связях, об организации труда и воспитание любви к труду. На сегодняшний день нашей школе освоено около 30 экскурсионных маршрутов.

Условия реализации программы:

  • Проведение экскурсий малыми группами;

  • Экскурсии проводятся 4 раза в год в каждом классе;

  • Проведение экскурсии специалистами, способным заинтересовать данным предприятием;

  • Возможность практического применения получаемых в школе знаний;

  • Использование практико-ориентированных мастер-классов, ролевых игр, в ходе которых у учащихся появляется реальная возможность поучаствовать в процессе выполнения отдельных производств;

  • Для организации экскурсий на отдаленные предприятия, необходимо транспортное обеспечение перевозки школьников;

  • На выбор предприятия оказывает влияние целый ряд причин: наличие социального заказа;

  • Открытость промышленного предприятия для экскурсии;

  • Интерес к профессиям родителей;

  • Интересы и увлечения учащихся;

  • Местонахождение предприятия и его близость к образовательному учреждению.

Планирование экскурсий по классам:

класс

направление

объект

1 класс

пищевая промышленность

производство кукурузных палочек


ремесла

гончарная фабрика


животноводство

мини-зоопарк


мастер-класс

Изготовление кукол

2 класс

пищевая промышленность

хлебокомбинат


ремесла

кузница


животноводство

страус-парк


социальные объекты

сады и парки города

3 класс

пищевая промышленность

кондитерская фабрика


ремесла

стеклодувное производство


животноводство

конеферма


социальные объекты

метеостанция

4 класс

пищевая промышленность

мастер-класс

завод по производству лимонада



производство тортов


ремесла

Краснокамский целлюлозный комбинат


животноводство

собачий питомник


социальные объекты

Автодром, аэродром



Этапы реализации программы:

Этап

Содержание

Ответственный

Результат

Подготови-

тельный этап

2011/2012 уч. г

Знакомство с реестром предложений туристических фирм

руководитель проекта

Выбор экскурсий для каждой параллели

Составление плана-графика посещений предприятий

Классные руководители 1-4 классов

План-график

Анкетирование родителей и учащихся на предмет интереса и увлечений

Классные руководители1-4 классов

Анализ анкет и выбор предполагаемых направлений

Информирование родителей о предстоящих экскурсиях

Классные руководители1-4 классов

Классные родительские собрания

Составление плана экскурсии

Классные руководители1-4 классов

конспект урока-экскурсии

Обсуждение на МО классных руководителей плана экскурсий и возможности реализации

рук. параллели

протокол заседания МО

Основной

этап

2012/2014 уч.г.г.

Организация экскурсий по выбранным направлениям

Классные руководители1-4 классов

4 экскурсии в год

Мониторинг полученных результатов с помощью анкетирования

. руководитель проекта

аналитическая справка

Круглые столы и семинары в ОУ о реализации программы

зам. директора по УВР

справка

Разработка и введение странички на сайте школы о промышленном туризме

руководитель сайта

страничка сайта

Конкурсы рисунков, эссе, фотографий школьников

руков. пар. 1-4 классов


Заключительный этап

2014/2015 уч. г

Подведение итогов проекта

Сбор рефлексивных материалов из каждого класса

классные руководители 1-4 классов

Дневник рефлексивных материалов класса

Изготовление аналитических материалов о реализации проекта

зам. директора по УВР

Справка

Изготовление буклета наиболее интересных объектах промышленного туризма (дневник путешественника)

руководитель проекта

Выставка буклетов



Преемственность в реализации программы с основной школой.

Начальная школа

Основная школа

Аэроклуб

Уралкалий

Музей пермской нефти

ПЦБК

Стеклодувное производство

КамГЭС

Кузница

НПО «Искра»

Гончарная фабрика

Пермский военный институт

Камский целлюлозно-бумажный комбинат

Добрянская ГРЭС и др.

Фабрика упаковки


Типография


Телевидение


Метеостанция


Кондитерские производства


Хлебокомбинат


Страусиные и конные фермы


Мини-зоопарки




Мониторинг реализации программы.

Экскурсии школьников на современное промышленное производство города является одним из элементов системы профориентационной работы в рамках внеурочной деятельности, позволяющей ознакомиться с современным производством, с особенностями технологических процессов, с условиями труда работников предприятий, узнать подробности о рабочих профессиях, вакантных местах и о сложившейся ситуации на рынке труда на текущий момент времени. Это экскурсии не только на крупные промышленные предприятия, колледжи, профтехучилища, но и предприятия малого бизнеса.

После проведенных экскурсий проводится анкетирование учащихся с целью выяснения их отношения и предпочтения к той или иной профессии, что заинтересовало и удивило.

Анкета

  • Какая цель посещения предприятий стояла перед Вами?

  • Что заинтересовало Вас при посещении предприятий?

  • Встретили ли Вы на предприятиях интересных людей, увлеченным своим делом?

  • Какая форма проведения экскурсии Вам больше понравилась?

Анализируя ответы сводной анкеты, можно сделать вывод, что проведение подобных экскурсий полезно для учащихся. Школьники знакомятся с предприятиями города, тем самым узнавая больше нового о мире профессий, знакомясь с условиями труда и выпускаемой продукцией. Посещая предприятия города, у учащихся повышается осведомленность о рабочих специальностях, карьерном росте, получении социальных льгот и гарантий. Все это благотворно влияет на дальнейший профессиональный выбор учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • Возникновение чувства гордости профессией родителей и земляков;

  • Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия за пределами школьной среды;

  • Положительная мотивация к трудовой профессиональной деятельности.

  • Возможности для изучения педагогом личности учащихся, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность.

  • Возможность превратить множество отвлеченных, "книжных" знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.

  • Организация коллективной творческой деятельности в рамках проекта «Промышленный туризм».



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ