ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Любимый город»

Сорокина О.Я.



ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«Любимый город»


Пояснительная записка.


Зачем ребенку изучать Санкт-Петербург?

Город, в котором он живет, можно сравнить с огромным домом. Человек будет чувствовать себя в доме комфортно и безопасно только тогда, когда осознает себя его хозяином, четко представляет, как жилище устроено, что и где в нем находится, и, главное, как всем этим пользоваться.

Программа «Любимый город» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт существования в городе-мегаполисе: научиться ориентироваться на городских улицах и площадях, освоить правила межличностной коммуникации и поведения, в том числе в музеях, театрах библиотеках. Эти практические умения и навыки пригодятся человеку на протяжении всей его жизни, даже, если он поменяет место жительства.

Именно через русское искусство начинается путь к всемирной истории и культуре, знание о которых является неотъемлемой частью в воспитании культуры толерантности. Воспитание с помощью произведений искусства оказывает наиболее глубокое и всестороннее воздействие на эмоциональную, интеллектуальную и морально-нравственную сферу развития школьника.

Младший школьный возраст является периодом становления личности, активного освоения субъектом объективного, многообразного мира, формирования идентичности. В школе закладываются основы мировоззрения, миропонимания, нравственные, трудовые, социальные установки личности, система ее ценностей. На этой стадии развития ребенка чрезвычайно важно заложить необходимые морально-нравственные и гражданские ориентиры, принципы россиянина. Бесценным подспорьем в этой связи является культурно-историческое наследие нашей страны.

Кроме практических результатов, изучение уникального культурного наследия города на Неве дает возможность приобщения школьников к духовным ценностям, позволяет осознать значимость окружающего микромира, выработать индивидуально-личностные отношения к Санкт-Петербургу. Именно поэтому важным итогом реализации программы является развитие у учащихся таких чувств как гордость за свой город, бережное отношение к памятникам наследия, уважение к землякам, сопричастность к судьбе края.

Данная программа разработана для учащихся 2 класса на 1 год. Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:


  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации образовательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.


Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1256 от 23.09.2010г. «О программе гармонизации межкультурных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы (программа «Толерантность»)».


Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Сегодня проблема формирования российской гражданской идентичности оказывается более чем актуальной, и ее решение требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий на всех образовательных уровнях. Причем процесс этот должен быть разнонаправленным и многоступенчатым. Поэтому одной из просветительских задач современного художественного музея является участие в воспитании у детей младшего школьного возраста российской и петербургской идентичности через пропаганду ценностей культурного многообразия и традиций русского изобразительного искусства.


Цель программы

- создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьников в мире города;

- создать условия для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны);

- получение некоторого опыта социального действия.

-  формировать в сознании школьника образ Петербурга, уважения к его истории и культуре как неотъемлемой составляющей русской художественной культуры;

-  развивать эмоциональное-образное, художественное мышление, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;

- воспитывать трепетное отношение к прошлому и ответственное отношение к будущему своего родного города.

- воспитание духовно-нравственных качеств гражданина сквозь призму истории и культуры Санкт-Петербурга;

- формирование интереса к памятникам изобразительного искусства, воспитание уважения к русской художественной культуре;

- повышение уровня знаний и расширение представлений у школьников разного этнического происхождения об истории и культуре Санкт-Петербурга;

- овладение элементарной художественной грамотностью; формирование художественного кругозора и приобретение опыта в художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса;

- развитие воображения и способности к восприятию богатства изобразительного искусства и мира через искусство как неразрывных частей окружающей действительности.


Задачи программы:


  1. Способствовать развитию духовно-нравственной сферы ребенка:

А) осознание ребенком значимости культурного наследия и культурного пространства Петербурга для общества, для себя (для реализации своих собственных жизненных планов).

Б) формирование оценочных суждений

В) формирование таких чувств, как сопричастность к городу и его проблемам, ответственность за свое поведение, уважение к согражданам – создателям петербургского наследия, носителям петербургской культуры, представителям разных национальностей, гордость за уникальность культурного наследия города, в котором он живет.

  1. Содействовать формированию практических умений, необходимых для жизни в современном городе-мегаполисе (ориентироваться в городском пространстве, читать карту города, извлекать информацию из объектов городской среды, вступать в коммуникацию с горожанами, организовывать свой досуг с учетом возможностей культурной столицы).

  2. Способствовать формированию устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению родного города.



Форма организации

Занятия проводятся 1 час в неделю в учебном кабинете, в библиотеках, на различных объектах города (сады, скверы, улицы, достопримечательности и пр.). При этом необходимо планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми результативности их деятельности.

Прогнозируемые результаты

В результате участия во внеурочной деятельности в у учащихся будет формироваться:

позитивная самооценка и самоуважение;

умение сотрудничать, вести диалог, как со сверстниками, так и с людьми старшего и младшего возраста;

они приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого отношения к людям;

получат некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений;

будут учиться работать с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее.



Структура программы. Предполагаемый результат.

Программа «Любимый город» предназначена для учащихся 8-9лет. Она рассчитана на 34 часа. Ребята повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Программа построена с учетом маршрута конкурса-путешествия для школьных команд «Большая регата».

В течение учебного года ребята могут посетить от 6 до 8 музеев и образовательных учреждений Санкт-Петербурга. В каждом из них ребят ждут необычные, разработанные специально к конкурсу задания и программы. Все музеи объединены одной темой и одним маршрутом. Путешествуя по музеям, получают новые знания, а заодно набирают баллы и соревнуются с другими командами.

Занятия на экспозиции в рамках Программы строятся музейными специалистами с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся начальных классов. Занятия в художественном музее, являющемся сокровищницей русского изобразительного искусства, — благоприятная среда для усвоения и систематизации ранее полученных знаний, формирования положительного влияния на эмоциональную сферу ребенка. Соприкосновение с историческими памятниками, с подлинными произведениями изобразительного искусства оставляет глубокий след в памяти, развивает эмоциональную отзывчивость, способствует творческому восприятию и самостоятельному суждению о памятнике, отражающем тот или иной период в истории города, страны, мировой истории.

Методы обучения.

Реализации задач программы «Любимый город» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.

К таким методам относятся:

1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.

2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.

Основной метод работы с учащимися на экспозиции — диалог (диалог между учащимся и музейным педагогом, «внутренний диалог» между ребенком и произведением изобразительного искусства, диалог ученика с одноклассниками). Безусловно, учитывая особенности младшего школьного возраста, музейный педагог использует игровые моменты и авторские методики.

Включение монологической речи музейного сотрудника — изложение нового материала, исторических фактов ит.п. — по времени соотносится с возрастными особенностями младшего школьников и не превышает 5-7 минут у одного экспоната.

По завершении одного из занятий абонемента учащимся предлагается выполнить творческие работы дома. Эта форма является эффективным включением младшего школьника в активный процесс изучения материала, формирует собственное мнение ребенка об услышанном, позволяет ему выразить через творчество свои впечатления.

Обобщение полученных знаний, выполнение творческих работ (эссе, материально-художественная, творческая деятельность) и анкетирование учащихся проводится школьным учителем во время уроков художественно-эстетического цикла или во внеурочное время.

Для более эффективного восприятия школьниками музейной программы педагог организовывает подготовительную работу в классе.

После проведения занятий на экспозиции музея целесообразны творческие мастерские (изобразительная деятельность или декоративно-прикладное творчество). Для более глубокого изучения материала можно выбрать дополнительные формы и виды работы с учащимися: урок-лекция, урок — творческая мастерская, беседа, дополнительная экскурсия в музеи города, игра-путешествие, виртуальная экскурсия и др.

Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:

  1. цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.

  2. съемно-разъемные аппликации.

  3. карты города, области.

  4. Видеоматериалы, презентации

  5. предметы, вещи.


Ожидаемые результаты освоения программы

«Любимый город»

· Личностные результаты:

эмоционально-ценностное отношение к истории и культуре Санкт-Петербурга и России;

понимание многообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций.

· Межпредметные результаты:

умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни.

· Предметные результаты:

понимание значения искусства и культуры в жизни человека и общества;

восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

умение эмоционально воспринимать и оценивать произведения русского и мирового искусства;

проявление устойчивого интереса к истории и художественным традициям Санкт-Петербурга и России.


Контроль и оценка умений и навыков.

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. При посещении музеев даются вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.














Примерное тематическое планирование


п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Вводная беседа «Что такое «Большая регата?»

1 ч.

2.

Создание команды «Экипаж 300»

1 ч.

3.

Создание девиза команды

1 ч.

4.

Символ команды

1 ч.

5.

Кто такие динозавры?

1 ч.

6.

Экскурсия в Дино-парк.

1 ч.

7.

Создание проектов-отчетов.

1 ч.

8.

Рождение Санкт-Петербурга.

1 ч.

9.

Первая площадь, первый дом, первая улица.

1 ч.

10.

Пригороды Петербурга.

1 ч.

11.

История Кронштадта.

1 ч.

12.

Экскурсия в музей Истории Кронштадта.

1 ч.

13.

Проекты-отчеты

1 ч.

14.

Презентация проектов.

1 ч.

15.

История создания письменности.

1 ч.

16.

История создания книг.

1 ч.

17.

Занятие-викторина в библиотеке им. А.С.Пушкина.

1 ч.

18.

Проекты-отчеты

1 ч.

19.

Презентация проектов.

1 ч.

20.

Что такое океан?

1 ч.

21.

Кто где живет?

1 ч.

22.

Экскурсия в Океанариум.

1 ч.

23.

Создание проектов-отчетов.

1 ч.

24.

Презентация проектов.

1 ч.

25.

Урок нравственности.

1 ч.

26.

Познай себя.

1 ч.

27.

Экскурсия в Центр исторического воспитания.

1 ч.

28.

Проекты-отчеты.

1 ч.

29.

Презентация проектов.

1 ч.

30.

А.С.Пушкин и его друзья.

1 ч.

31.

Экскурсия в ГМЗ «Царское село».

1 ч.

32.

Что такое виртуальная экскурсия?

1 ч.

33.

Оформление журнала.

1 ч.

34.

Подведение итогов.

1 ч.

Итого


34 ч.


Используемая литература.

  1. ФГОС. Примерные программы начального общего образования. М «Просвещение», 2010

  2. Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М «Просвещение» 2010

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Под редакцией В. А. Горского М «Просвещение» 2011

  4. Воспитание толерантности: опыт петербургской школы. Научно-методический сборник / науч. редактор Л. М. Ванюшкина. – СПб: СПб АППО, 2007.

  5. Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб.: СМИО Пресс, 2010.

  6. «Если вы живете в Петербурге…». Организация процесса освоения культурного наследия Санкт-Петербурга: методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2012.

  7. Каган М. С. Град Петров в русской культуре. – СПб., 1996.

  8. Многонациональный Петербург: карта-путеводитель / науч. редактор Т. М. Смирнова. – СПб., 2010.

  9. Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы / Н. В. Бессонов, В. А. Дмитриев, В. А. Дымшиц и др.; научный редактор И. И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПб, 2002

  10. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: энциклопедический справочник. – М., 1992.

  11. Санкт-Петербург: энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.

  12. Шейко Н. Г., Подгорнова С. В. Если вы живете в Петербурге… Рекомендации и советы родителям по приобщению детей к культурному наследию Санкт-Петербурга. – СПб.: СПб АППО, 2011.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ