ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Любимый город»
Сорокина О.Я.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Любимый город»
Пояснительная записка.
Зачем ребенку изучать Санкт-Петербург?
Город, в котором он живет, можно сравнить с огромным домом. Человек будет чувствовать себя в доме комфортно и безопасно только тогда, когда осознает себя его хозяином, четко представляет, как жилище устроено, что и где в нем находится, и, главное, как всем этим пользоваться.
Программа «Любимый город» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт существования в городе-мегаполисе: научиться ориентироваться на городских улицах и площадях, освоить правила межличностной коммуникации и поведения, в том числе в музеях, театрах библиотеках. Эти практические умения и навыки пригодятся человеку на протяжении всей его жизни, даже, если он поменяет место жительства.
Именно через русское искусство начинается путь к всемирной истории и культуре, знание о которых является неотъемлемой частью в воспитании культуры толерантности. Воспитание с помощью произведений искусства оказывает наиболее глубокое и всестороннее воздействие на эмоциональную, интеллектуальную и морально-нравственную сферу развития школьника.
Младший школьный возраст является периодом становления личности, активного освоения субъектом объективного, многообразного мира, формирования идентичности. В школе закладываются основы мировоззрения, миропонимания, нравственные, трудовые, социальные установки личности, система ее ценностей. На этой стадии развития ребенка чрезвычайно важно заложить необходимые морально-нравственные и гражданские ориентиры, принципы россиянина. Бесценным подспорьем в этой связи является культурно-историческое наследие нашей страны.
Кроме практических результатов, изучение уникального культурного наследия города на Неве дает возможность приобщения школьников к духовным ценностям, позволяет осознать значимость окружающего микромира, выработать индивидуально-личностные отношения к Санкт-Петербургу. Именно поэтому важным итогом реализации программы является развитие у учащихся таких чувств как гордость за свой город, бережное отношение к памятникам наследия, уважение к землякам, сопричастность к судьбе края.
Данная программа разработана для учащихся 2 класса на 1 год. Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации образовательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1256 от 23.09.2010г. «О программе гармонизации межкультурных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы (программа «Толерантность»)».
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Сегодня проблема формирования российской гражданской идентичности оказывается более чем актуальной, и ее решение требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий на всех образовательных уровнях. Причем процесс этот должен быть разнонаправленным и многоступенчатым. Поэтому одной из просветительских задач современного художественного музея является участие в воспитании у детей младшего школьного возраста российской и петербургской идентичности через пропаганду ценностей культурного многообразия и традиций русского изобразительного искусства.
Цель программы
- создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьников в мире города;
- создать условия для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны);
- получение некоторого опыта социального действия.
- формировать в сознании школьника образ Петербурга, уважения к его истории и культуре как неотъемлемой составляющей русской художественной культуры;
- развивать эмоциональное-образное, художественное мышление, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;
- воспитывать трепетное отношение к прошлому и ответственное отношение к будущему своего родного города.
- воспитание духовно-нравственных качеств гражданина сквозь призму истории и культуры Санкт-Петербурга;
- формирование интереса к памятникам изобразительного искусства, воспитание уважения к русской художественной культуре;
- повышение уровня знаний и расширение представлений у школьников разного этнического происхождения об истории и культуре Санкт-Петербурга;
- овладение элементарной художественной грамотностью; формирование художественного кругозора и приобретение опыта в художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса;
- развитие воображения и способности к восприятию богатства изобразительного искусства и мира через искусство как неразрывных частей окружающей действительности.
Задачи программы:
Способствовать развитию духовно-нравственной сферы ребенка:
А) осознание ребенком значимости культурного наследия и культурного пространства Петербурга для общества, для себя (для реализации своих собственных жизненных планов).
Б) формирование оценочных суждений
В) формирование таких чувств, как сопричастность к городу и его проблемам, ответственность за свое поведение, уважение к согражданам – создателям петербургского наследия, носителям петербургской культуры, представителям разных национальностей, гордость за уникальность культурного наследия города, в котором он живет.
Содействовать формированию практических умений, необходимых для жизни в современном городе-мегаполисе (ориентироваться в городском пространстве, читать карту города, извлекать информацию из объектов городской среды, вступать в коммуникацию с горожанами, организовывать свой досуг с учетом возможностей культурной столицы).
Способствовать формированию устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению родного города.
Форма организации
Занятия проводятся 1 час в неделю в учебном кабинете, в библиотеках, на различных объектах города (сады, скверы, улицы, достопримечательности и пр.). При этом необходимо планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми результативности их деятельности.
Прогнозируемые результаты
В результате участия во внеурочной деятельности в у учащихся будет формироваться:
позитивная самооценка и самоуважение;
умение сотрудничать, вести диалог, как со сверстниками, так и с людьми старшего и младшего возраста;
они приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого отношения к людям;
получат некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений;
будут учиться работать с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее.
Структура программы. Предполагаемый результат.
Программа «Любимый город» предназначена для учащихся 8-9лет. Она рассчитана на 34 часа. Ребята повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Программа построена с учетом маршрута конкурса-путешествия для школьных команд «Большая регата».
В течение учебного года ребята могут посетить от 6 до 8 музеев и образовательных учреждений Санкт-Петербурга. В каждом из них ребят ждут необычные, разработанные специально к конкурсу задания и программы. Все музеи объединены одной темой и одним маршрутом. Путешествуя по музеям, получают новые знания, а заодно набирают баллы и соревнуются с другими командами.
Занятия на экспозиции в рамках Программы строятся музейными специалистами с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся начальных классов. Занятия в художественном музее, являющемся сокровищницей русского изобразительного искусства, — благоприятная среда для усвоения и систематизации ранее полученных знаний, формирования положительного влияния на эмоциональную сферу ребенка. Соприкосновение с историческими памятниками, с подлинными произведениями изобразительного искусства оставляет глубокий след в памяти, развивает эмоциональную отзывчивость, способствует творческому восприятию и самостоятельному суждению о памятнике, отражающем тот или иной период в истории города, страны, мировой истории.
Методы обучения.
Реализации задач программы «Любимый город» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
К таким методам относятся:
1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.
2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.
Основной метод работы с учащимися на экспозиции — диалог (диалог между учащимся и музейным педагогом, «внутренний диалог» между ребенком и произведением изобразительного искусства, диалог ученика с одноклассниками). Безусловно, учитывая особенности младшего школьного возраста, музейный педагог использует игровые моменты и авторские методики.
Включение монологической речи музейного сотрудника — изложение нового материала, исторических фактов ит.п. — по времени соотносится с возрастными особенностями младшего школьников и не превышает 5-7 минут у одного экспоната.
По завершении одного из занятий абонемента учащимся предлагается выполнить творческие работы дома. Эта форма является эффективным включением младшего школьника в активный процесс изучения материала, формирует собственное мнение ребенка об услышанном, позволяет ему выразить через творчество свои впечатления.
Обобщение полученных знаний, выполнение творческих работ (эссе, материально-художественная, творческая деятельность) и анкетирование учащихся проводится школьным учителем во время уроков художественно-эстетического цикла или во внеурочное время.
Для более эффективного восприятия школьниками музейной программы педагог организовывает подготовительную работу в классе.
После проведения занятий на экспозиции музея целесообразны творческие мастерские (изобразительная деятельность или декоративно-прикладное творчество). Для более глубокого изучения материала можно выбрать дополнительные формы и виды работы с учащимися: урок-лекция, урок — творческая мастерская, беседа, дополнительная экскурсия в музеи города, игра-путешествие, виртуальная экскурсия и др.
Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:
цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
съемно-разъемные аппликации.
карты города, области.
Видеоматериалы, презентации
предметы, вещи.
Ожидаемые результаты освоения программы
«Любимый город»
· Личностные результаты:
– эмоционально-ценностное отношение к истории и культуре Санкт-Петербурга и России;
– понимание многообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций.
· Межпредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни.
· Предметные результаты:
– понимание значения искусства и культуры в жизни человека и общества;
– восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
– умение эмоционально воспринимать и оценивать произведения русского и мирового искусства;
– проявление устойчивого интереса к истории и художественным традициям Санкт-Петербурга и России.
Контроль и оценка умений и навыков.
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. При посещении музеев даются вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.
Примерное тематическое планирование
№
п/п
Содержание
Общее количество
часов
1.
Вводная беседа «Что такое «Большая регата?»
1 ч.
2.
Создание команды «Экипаж 300»
1 ч.
3.
Создание девиза команды
1 ч.
4.
Символ команды
1 ч.
5.
Кто такие динозавры?
1 ч.
6.
Экскурсия в Дино-парк.
1 ч.
7.
Создание проектов-отчетов.
1 ч.
8.
Рождение Санкт-Петербурга.
1 ч.
9.
Первая площадь, первый дом, первая улица.
1 ч.
10.
Пригороды Петербурга.
1 ч.
11.
История Кронштадта.
1 ч.
12.
Экскурсия в музей Истории Кронштадта.
1 ч.
13.
Проекты-отчеты
1 ч.
14.
Презентация проектов.
1 ч.
15.
История создания письменности.
1 ч.
16.
История создания книг.
1 ч.
17.
Занятие-викторина в библиотеке им. А.С.Пушкина.
1 ч.
18.
Проекты-отчеты
1 ч.
19.
Презентация проектов.
1 ч.
20.
Что такое океан?
1 ч.
21.
Кто где живет?
1 ч.
22.
Экскурсия в Океанариум.
1 ч.
23.
Создание проектов-отчетов.
1 ч.
24.
Презентация проектов.
1 ч.
25.
Урок нравственности.
1 ч.
26.
Познай себя.
1 ч.
27.
Экскурсия в Центр исторического воспитания.
1 ч.
28.
Проекты-отчеты.
1 ч.
29.
Презентация проектов.
1 ч.
30.
А.С.Пушкин и его друзья.
1 ч.
31.
Экскурсия в ГМЗ «Царское село».
1 ч.
32.
Что такое виртуальная экскурсия?
1 ч.
33.
Оформление журнала.
1 ч.
34.
Подведение итогов.
1 ч.
Итого
34 ч.
Используемая литература.
ФГОС. Примерные программы начального общего образования. М «Просвещение», 2010
Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М «Просвещение» 2010
Примерные программы внеурочной деятельности. Под редакцией В. А. Горского М «Просвещение» 2011
Воспитание толерантности: опыт петербургской школы. Научно-методический сборник / науч. редактор Л. М. Ванюшкина. – СПб: СПб АППО, 2007.
Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб.: СМИО Пресс, 2010.
«Если вы живете в Петербурге…». Организация процесса освоения культурного наследия Санкт-Петербурга: методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2012.
Каган М. С. Град Петров в русской культуре. – СПб., 1996.
Многонациональный Петербург: карта-путеводитель / науч. редактор Т. М. Смирнова. – СПб., 2010.
Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы / Н. В. Бессонов, В. А. Дмитриев, В. А. Дымшиц и др.; научный редактор И. И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПб, 2002
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: энциклопедический справочник. – М., 1992.
Санкт-Петербург: энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.
Шейко Н. Г., Подгорнова С. В. Если вы живете в Петербурге… Рекомендации и советы родителям по приобщению детей к культурному наследию Санкт-Петербурга. – СПб.: СПб АППО, 2011.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ