РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 2-3 классов по кружку «Кукольный театр»

Муниципальное образование Новокубанский район г. Новокубанск

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия № 2 г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Тип программы:

по конкретным видам внеурочной деятельности



кружок

«Кукольный театр»

Срок реализации программы: 1 год.


Возраст обучающихся: 8 – 9 лет


Составитель: учитель начальных классов Соколова Лариса Михайловна




2013 – 2014 учебный год.


«… Драматургия – это кровь театра.

Недаром только те театры остаются в истории,

которые создали свой репертуар, свою драматургию»

С. Образцов

I. Пояснительная записка

Актуальность программы

Программа разработана с учетом требований федерального образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, направлена для реализации общекультурного направления по ФГОС по лицензии

Данная программа «Кукольный театр» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Эффективно влияет на воспитательно-образовательный процесс. Сплачивает коллектив класса, расширяет культурный диапазон учеников, – всё это, осуществляет через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Помогает воспитывать, с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности.

Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Ребята смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки

Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы  над художественным чтением.

В художественном мире сегодняшнего школьника театр занимает более скромное место, чем кино, эстрадная музыка, литература. Детскому восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания является: культура. Эта область человеческого бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность

Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения, способствует переживанию положительных эмоций. Этот вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, развивается эстетический вкус, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи.

В учебном плане на изучение данного курса отводится 2 часа в неделю

все 68 часов. Программа кружка “Кукольный театр” разработана для детей 7-8 лет.

Цели программы:

Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.

Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.

Эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.

Задачи:

  1. Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.

  2. Формирование представлений о театральном искусстве.

  3. Организация досуга ребят.

  4. Обучение технике работы с куклами.

  5. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.

  6. Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;

  7. Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.


Формы деятельности: кружковые занятия.

Методы:

- беседа

- рассказ

- индивидуальная работа

- групповая работа

- коллективная работа.


Средства:

- иллюстрации и литература

- прослушивание аудио и видеозаписей (использование технических средств).

II. Таблица тематического распределения количества часов

п/п

Наименование раздела и тем

Всего

часов

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

аудиторных

неаудиторных

1.

Введение

«Здравствуйте, куклы!»

5

2

3

Знакомство с кукольным театром.

История кукольного театра. Разновидности кукольного театра.


2.

Постановка театра

«Заяц в огороде».

8

3

5

Овладение навыками кукловождения (перчаточные куклы,пальчиковые,куклы настольного и теневого театра).

3.

Постановка кукольного театра «Рукавичка».

5

2

3

Беседа о ширме, работа за ней.

4.

Терем, терем, теремок.

Постановка кукольного театра «Волк в Красной шапочке». (13час)

13

5

8

Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп).

5.

Постановка кукольного спектакля «Заюшкина избушка».

11

4

7

Занятие сценическим движениям.

6.

Постановка кукольного театра «Колобок на современный лад».

(8час)

8

3

5

Прослушивание сказки. Распределение ролей

7.

Постановка кукольного театра «Козлята и волк». (16 час)


16


7

9


Куклы в действии. Показ кукольного спектакля «Козлята и волк».


Посещение театра (2 час)

2

-

2



Итого :

68 час

26 час

42 час


III. Содержание программы:

Введение.«Здравствуйте, куклы!». (5 ч.)

Постановка теневого театра «Заяц в огороде». (8 ч.)

Постановка кукольного театра «Рукавичка». (5 ч.)

Постановка кукольного театра «Волк в Красной шапочке». (13 ч.)

Постановка кукольного театра «Заюшкина избушка». (11 ч.)

Постановка настольного кукольного театра

«Колобок на современный лад». (8 ч.)

Постановка кукольного спектакля «Козлята и волк». (16 ч.)

Посещение театральных постановок (2 час)


1.Вводное занятие.

Особенности театральной терми­нологии

Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Поня­тие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управле­ния движениями куклы (движения головы, рук куклы). Тех­ника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

2.Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра . Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.).

3. Виды кукол и способы управления ими

Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

4.Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей ку­кол. Отработка навыков движения куклы по передней створ­ке ширмы. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля

5. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)

Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре . Учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

6 .Речевая гимнастика

Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками.

7. Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голо­совых модуляций. Оформление спектакля: изготовление ак­сессуаров, подбор музыкального оформления. Отработка музыкальных номеров, репетиции.

8.Генеральная репетиция. 8.

8.Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спек­такля.

Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спек­такля; показ спектакля на районном семинаре , учащимся начальных классов, дошкольни­кам;

IV. Предполагаемые результаты

Это результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся :

Личностные УУД

1. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи:

2. Способность обучение технике работы с куклами:

3.Правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

4. Умение развивать творческую и трудовую активность ребят, их стремление к самостоятельной деятельности:

5. Адекватное понимания причин успешности деятельности.

Регулятивные УУД:

1. Определять цель деятельности с помощью учителя.

2. Планировать свои действия с помощью учителя.

3. Обнаруживать и формулировать общекультурную проблему с помощью учителя.

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации.

2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы с помощью учителя.

3. Строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД:

1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

2. Слушать и понимать речь других людей.

3. Договариваться и приходить к общему мнению.

Ценностные ориентиры содержания курса:

патриотизм – любовь к своей малой Родине.

гордость за жителей нашего района.

труд и творчество – уважение к труду.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.


Ожидаемые результаты:

В конце первого года обучения ученик будет знать:

Сценой в кукольном театре, является ширма.

Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».

Правила поведения в театре.

Ученик будет уметь:

Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.

Правильно одевать на руку куклу.

Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

Овладение детьми, занимающихся в кукольном театральном кружке, речь становится правильной, четкой. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.

Показ спектаклей в школе, детском саду


V. Формы и виды контроля

Уровень и степень освоения знаний контролируется в ходе занятий . конкурсов, викторин и показ театра.

- беседа, рассказ и т.д.

- групповая работа (экскурсии, выставки , показ театра)

Средства:

- иллюстрации и литература

- прослушивание аудио и видеозаписей (использование технических средств).

Участие в кукольном театре «Заяц в огороде», «Рукавичка»,«Волк в Красной шапочке», «Заюшкина избушка»,«Колобок на современный лад», «Козлята и волк», посещение театральных постановок , викторина «По дорогам сказок» , создание презентации «Мой любимый 2 класс», защита проекта «Кукольный театр».



VI. Методические рекомендации

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

  • моральное поощрение инициативы и творчества;

  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

  • регулирование активности и отдыха (расслабления).


Основные характеристики деятельности

   1. Сочетание обучения и общекультурное воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое.

2. Изложение материала рассчитано на 1 год. Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод

- просмотр фильмов, слайдов, презентаций;

- экскурсии в драмтеатр ; наблюдения;

- целевые прогулки;

Словесный метод

- чтение стихотворений;

- беседы с элементами диалога, обобщающих сказок;

- сообщение дополнительного материала;

- рассматривание наглядного материала;

- проведение викторин, конкурсов.

Практический метод

- постановка кукольного театра ,конкурсов, викторин;

- проведение экскурсии различной направленности.






VII.Материально – технического обеспечения образовательного процесса.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Количество


1.


2.

3.


4.


5.


6.

7.




1.

2.


3.

4.

Для учителя

Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование.

Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.Похмельных А.А.

Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/ Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

Для детей

Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемовобучения. - М.: «Первое сентября», 2000

Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/














Муниципальное образование Новокубанский район г. Новокубанск

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия № 2 г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район




Календарно – тематическое планирование





кружка «Кукольный театр»









Класс: 2 «Г»

Учитель: Лариса Михайловна Соколова

Количество часов: всего 68 часов, в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Кукольный театр»

(составитель Л.М. Соколова).








2013 – 2014 учебный год

г. Новокубанск







Календарно – тематическое планирование.

Номера

Занятий


Содержание разделов и тем

Даты проведения занятий


Оборудование

Даты

по неделям

Даты фактического проведения

п/п

Внутри темы

I. Введение

«Здравствуйте, куклы!» ( 5час)

1.

1

Вводное занятие.

Знакомство с историей возникновения театра (режиссер, художник, декоратор,

бутафор, актер)

03.09.-07.09.



Плакаты, ММП, ноутбук

2.

2

Театр начинается с вешалки, кукольный театр-с ширмы.

03.09.-07.09.



плакаты, ММП, ноутбук

3.

3

Экскурсия в парк. Тема: «Наблюдение за природой».

10.09.-14.09.


фотоаппарат

4-5

4-5

Просмотр кукольного спектакля.

г.Армавирский драмтеатр


17.09.-21.09.



фотоаппарат

II. Постановка театра

«Заяц в огороде». ( 8час)

6.

1

Экскурсия парк. Тема «Здравствуйте, сказочные герои».

17.09.-21.09.



фотоаппарат

7.

2

Экскурсия в парк. Тема «Здравствуйте, сказочные герои».

24.09.-28.09.


фотоаппарат

8.

3

Распределение ролей к сказке

«Заяц в огороде»

24.09.-28.09.


слова к театру

9.

4

Репетиция.

Сказка «Заяц в огороде»

01.10.-05.10.


ширма

10

5-7

Пошив кукол к кукольному театру

«Заяц в огороде»

01.10.-05.10.

08.10-12.10


ткань, иголка, ножницы

11.

8

Пошив кукол к кукольному театру

«Заяц в огороде»

15.10.-19.10.


ткань, иголка, ножницы

III.Постановка пальчикового кукольного театра

«Рукавичка». ( 5 час)

12.

1

Подготовка ширмы к кукольному театру

15.10.-19.10.


ширма, плакаты

13.

2

Распределения ролей к сказке

«Рукавичка»

22.10.-26.10.


ММП, ноутбук.

14.

3

Репетиция сказки «Рукавичка»

22.10.-26.10.


ширма, куклы

15.

4

Генеральная репетиция сказки «Рукавичка»

05.11-09.11


ширма , куклы

16.

5

Показ кукольного театра

«Рукавичка».

05.11-09.11


ширма, куклы

IV. Постановка кукольного театра

«Волк в Красной шапочке». (13час)

17.

1

Распределение ролей к кукольному театру

«Волк в Красной шапочке»

12.11-16.11


куклы

18.

2

Репетиция к сказке

«Волк в Красной шапочке»

12.11-16.11


ширма, куклы

19.

3

Оформление ширмы.

19.11-23.11


ширма .куклы

20.

4

Экскурсия в городскую библиотеку по теме: «Викторина по сказкам».

19.11-23.11


фотоаппарат

21.

5-6

Репетиция сказки

«Волк в Красной шгапочке

26.11-30.11


ширма , куклы

22.

7-9

Репетиция сказки

«Волк в Красной шапочке».

03.12-07.12

10.12-14.12


ММП, ноутбук

23.

10-12

Генеральная репетиция

к сказке

«Волк в Красной шапочке»

10.12-14.12

17.12-21.12


ширма, куклы

24.

13

Творческий отчет.

Показ спектакля

«Волк в Красной шапочке»

24.12-28.12


фотоаппарат

V.Постановка кукольного спектакля

«Заюшкина избушка». (11 час.)

25.

1.

Выразительная речь.

Искусство речи.

24.12-28.12


МП, ноутбук

26.

2.

Распределение ролей сказки

«Заюшкина избушка»

14.01-18.01.13


ММП, ноутбук

27.

3.

Репетиция сказки

«Заюшкина избушка»

14.01-18.01.13


ММП, ноутбук

28.

4-5

Речевая гимнастика.

Работа со скороговорками.

21.01.-25.01


ММП, ноутбук

29.

6-7

Посещение кукольного театра.

Армавирский драмтеатр.

04.02.-08.02.


фотоаппарат

30.

8-10

Разучивание ролей.

Отработка навыков движения куклы.

18.02.-22.02.


МП, ноутбук

31.


11

Творческий отчет.

Показ спектакля

«Заюшкина избушка»

18.02.-22.02.


ширма, куклы фотоаппарат

VI.Постановка кукольного театра

«Колобок». (8час)

32.

1.

Распределение и пробы ролей.

25.02.-01.03.


МП, ноутбук

33.

2.

Репетиция сказки «Колобок на современный лад»

25.02.-01.03.


ширма, куклы

34.

3-4

Посещение драмтеатра в г.Армавире.

04.03.-08.03.


фотоаппарат

35.

5-7

Генеральная репетиция.

11.03.-15.03.

18.03.-22.03.


ММП, ноутбук,

ширма, куклы

36.

8

Показ настольного кукольного тетра «Колобок».

18.03.-22.03.


ширма, куклы

VII.Постановка кукольного театра

«Козлята и волк». (16 час)

37.

1

Речь в повседневной жизни . в творчестве актера.

01.04.-05.04.


Рисунки,

38.

2

Изготовление кукол для театра.

01.04.-05.04.


ткань, иголка, ножницы

39.

3

Распределение ролей к сказке «Козлята и волк».

08.04.-12.04.


куклы , ширма

40.

4-7

Репетиция сказки

«Козлята и волк».

08.04.-12.04.


куклы , ширма

41.

8-10

Репетиция.

Чтение каждым кукловодом своей роли , действия роли.

15.04.-19.04.

22.04.

26.04.


фотоаппарат

42.

11-12

Техника чтения. Дыхание, ударение, фикция, голос.

22.04.

26.04.


ММП, ноутбук

43.

13

Викторина по сказкам

29.04.-03.05.


ММП, ноутбук

44.

14

Сказки, пословицы, поговорки

06.05.-10.05.


ММП, ноутбук

45.

15.

Репетиция сказки

«Козлята и волк».

06.05.-10.05.


ширма , куклы

46.

16.

Репетиция сказки

«Козлята и волк»

13.05.-17.05.


ширма , куклы

47.

17.

Генеральная репетиция сказки «Козлята и волк».

13.05.-17.05.


ширма , куклы

48.

18.

Показ кукольного спектакля «Козлята и волк».

20.05.-24.05.


фотоаппарат

Итого: 68 часов.

VII. Описание материально – технического обеспечения программы.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Количество


1.



2.


3.

4.


5.


6.


1.

2.




3.


4.



5.

6.

7.

Для учителя

Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование.

Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.Похмельных А.А.

Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/

Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.


Для детей

Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000

Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/



1


1


1


1


1

1


1


1



1


1

1

1

1



Данная программа составлена для реализации общекультурного направления развития личности и культурологической направленности. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденная приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования».


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ