РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 2-3 классов по кружку «Кукольный театр»
Муниципальное образование Новокубанский район г. Новокубанск
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
гимназия № 2 г. Новокубанска
муниципального образования Новокубанский район
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы:
по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
«Кукольный театр»
Срок реализации программы: 1 год.
Возраст обучающихся: 8 – 9 лет
Составитель: учитель начальных классов Соколова Лариса Михайловна
2013 – 2014 учебный год.
«… Драматургия – это кровь театра.
Недаром только те театры остаются в истории,
которые создали свой репертуар, свою драматургию»
С. Образцов
I. Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа разработана с учетом требований федерального образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, направлена для реализации общекультурного направления по ФГОС по лицензии
Данная программа «Кукольный театр» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Эффективно влияет на воспитательно-образовательный процесс. Сплачивает коллектив класса, расширяет культурный диапазон учеников, – всё это, осуществляет через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Помогает воспитывать, с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности.
Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Ребята смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки
Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся.
В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.
В художественном мире сегодняшнего школьника театр занимает более скромное место, чем кино, эстрадная музыка, литература. Детскому восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания является: культура. Эта область человеческого бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность
Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения, способствует переживанию положительных эмоций. Этот вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, развивается эстетический вкус, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи.
В учебном плане на изучение данного курса отводится 2 часа в неделю
все 68 часов. Программа кружка “Кукольный театр” разработана для детей 7-8 лет.
Цели программы:
Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.
Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.
Эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.
Задачи:
Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.
Формирование представлений о театральном искусстве.
Организация досуга ребят.
Обучение технике работы с куклами.
Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.
Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;
Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.
Формы деятельности: кружковые занятия.
Методы:
- беседа
- рассказ
- индивидуальная работа
- групповая работа
- коллективная работа.
Средства:
- иллюстрации и литература
- прослушивание аудио и видеозаписей (использование технических средств).
II. Таблица тематического распределения количества часов
№
п/п
Наименование раздела и тем
Всего
часов
Количество часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
аудиторных
неаудиторных
1.
Введение
«Здравствуйте, куклы!»
5
2
3
Знакомство с кукольным театром.
История кукольного театра. Разновидности кукольного театра.
2.
Постановка театра
«Заяц в огороде».
8
3
5
Овладение навыками кукловождения (перчаточные куклы,пальчиковые,куклы настольного и теневого театра).
3.
Постановка кукольного театра «Рукавичка».
5
2
3
Беседа о ширме, работа за ней.
4.
Терем, терем, теремок.
Постановка кукольного театра «Волк в Красной шапочке». (13час)
13
5
8
Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп).
5.
Постановка кукольного спектакля «Заюшкина избушка».
11
4
7
Занятие сценическим движениям.
6.
Постановка кукольного театра «Колобок на современный лад».
(8час)
8
3
5
Прослушивание сказки. Распределение ролей
7.
Постановка кукольного театра «Козлята и волк». (16 час)
16
7
9
Куклы в действии. Показ кукольного спектакля «Козлята и волк».
Посещение театра (2 час)
2
-
2
Итого :
68 час
26 час
42 час
III. Содержание программы:
Введение.«Здравствуйте, куклы!». (5 ч.)
Постановка теневого театра «Заяц в огороде». (8 ч.)
Постановка кукольного театра «Рукавичка». (5 ч.)
Постановка кукольного театра «Волк в Красной шапочке». (13 ч.)
Постановка кукольного театра «Заюшкина избушка». (11 ч.)
Постановка настольного кукольного театра
«Колобок на современный лад». (8 ч.)
Постановка кукольного спектакля «Козлята и волк». (16 ч.)
Посещение театральных постановок (2 час)
1.Вводное занятие.
Особенности театральной терминологии
Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2.Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра . Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.).
3. Виды кукол и способы управления ими
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
4.Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля
5. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)
Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре . Учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
6 .Речевая гимнастика
Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками.
7. Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Отработка музыкальных номеров, репетиции.
8.Генеральная репетиция. 8.
8.Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля.
Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; показ спектакля на районном семинаре , учащимся начальных классов, дошкольникам;
IV. Предполагаемые результаты
Это результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся :
Личностные УУД
1. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи:
2. Способность обучение технике работы с куклами:
3.Правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
4. Умение развивать творческую и трудовую активность ребят, их стремление к самостоятельной деятельности:
5. Адекватное понимания причин успешности деятельности.
Регулятивные УУД:
1. Определять цель деятельности с помощью учителя.
2. Планировать свои действия с помощью учителя.
3. Обнаруживать и формулировать общекультурную проблему с помощью учителя.
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации.
2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы с помощью учителя.
3. Строить логическое рассуждение.
Коммуникативные УУД:
1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
2. Слушать и понимать речь других людей.
3. Договариваться и приходить к общему мнению.
Ценностные ориентиры содержания курса:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине.
– гордость за жителей нашего района.
– труд и творчество – уважение к труду.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Ожидаемые результаты:
В конце первого года обучения ученик будет знать:
Сценой в кукольном театре, является ширма.
Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».
Правила поведения в театре.
Ученик будет уметь:
Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.
Правильно одевать на руку куклу.
Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.
Овладение детьми, занимающихся в кукольном театральном кружке, речь становится правильной, четкой. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.
Показ спектаклей в школе, детском саду
V. Формы и виды контроля
Уровень и степень освоения знаний контролируется в ходе занятий . конкурсов, викторин и показ театра.
- беседа, рассказ и т.д.
- групповая работа (экскурсии, выставки , показ театра)
Средства:
- иллюстрации и литература
- прослушивание аудио и видеозаписей (использование технических средств).
Участие в кукольном театре «Заяц в огороде», «Рукавичка»,«Волк в Красной шапочке», «Заюшкина избушка»,«Колобок на современный лад», «Козлята и волк», посещение театральных постановок , викторина «По дорогам сказок» , создание презентации «Мой любимый 2 класс», защита проекта «Кукольный театр».
VI. Методические рекомендации
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
Основные характеристики деятельности
1. Сочетание обучения и общекультурное воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое.
2. Изложение материала рассчитано на 1 год. Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
- просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
- экскурсии в драмтеатр ; наблюдения;
- целевые прогулки;
Словесный метод
- чтение стихотворений;
- беседы с элементами диалога, обобщающих сказок;
- сообщение дополнительного материала;
- рассматривание наглядного материала;
- проведение викторин, конкурсов.
Практический метод
- постановка кукольного театра ,конкурсов, викторин;
- проведение экскурсии различной направленности.
VII.Материально – технического обеспечения образовательного процесса.
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
Количество
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
Для учителя
Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.Похмельных А.А.
Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/ Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
Для детей
Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемовобучения. - М.: «Первое сентября», 2000
Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
Муниципальное образование Новокубанский район г. Новокубанск
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
гимназия № 2 г. Новокубанска
муниципального образования Новокубанский район
Календарно – тематическое планирование
кружка «Кукольный театр»
Класс: 2 «Г»
Учитель: Лариса Михайловна Соколова
Количество часов: всего 68 часов, в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Кукольный театр»
(составитель Л.М. Соколова).
2013 – 2014 учебный год
г. Новокубанск
Календарно – тематическое планирование.
Номера
Занятий
Содержание разделов и тем
Даты проведения занятий
Оборудование
Даты
по неделям
Даты фактического проведения
№
п/п
Внутри темы
I. Введение
«Здравствуйте, куклы!» ( 5час)
1.
1
Вводное занятие.
Знакомство с историей возникновения театра (режиссер, художник, декоратор,
бутафор, актер)
03.09.-07.09.
Плакаты, ММП, ноутбук
2.
2
Театр начинается с вешалки, кукольный театр-с ширмы.
03.09.-07.09.
плакаты, ММП, ноутбук
3.
3
Экскурсия в парк. Тема: «Наблюдение за природой».
10.09.-14.09.
фотоаппарат
4-5
4-5
Просмотр кукольного спектакля.
г.Армавирский драмтеатр
17.09.-21.09.
фотоаппарат
II. Постановка театра
«Заяц в огороде». ( 8час)
6.
1
Экскурсия парк. Тема «Здравствуйте, сказочные герои».
17.09.-21.09.
фотоаппарат
7.
2
Экскурсия в парк. Тема «Здравствуйте, сказочные герои».
24.09.-28.09.
фотоаппарат
8.
3
Распределение ролей к сказке
«Заяц в огороде»
24.09.-28.09.
слова к театру
9.
4
Репетиция.
Сказка «Заяц в огороде»
01.10.-05.10.
ширма
10
5-7
Пошив кукол к кукольному театру
«Заяц в огороде»
01.10.-05.10.
08.10-12.10
ткань, иголка, ножницы
11.
8
Пошив кукол к кукольному театру
«Заяц в огороде»
15.10.-19.10.
ткань, иголка, ножницы
III.Постановка пальчикового кукольного театра
«Рукавичка». ( 5 час)
12.
1
Подготовка ширмы к кукольному театру
15.10.-19.10.
ширма, плакаты
13.
2
Распределения ролей к сказке
«Рукавичка»
22.10.-26.10.
ММП, ноутбук.
14.
3
Репетиция сказки «Рукавичка»
22.10.-26.10.
ширма, куклы
15.
4
Генеральная репетиция сказки «Рукавичка»
05.11-09.11
ширма , куклы
16.
5
Показ кукольного театра
«Рукавичка».
05.11-09.11
ширма, куклы
IV. Постановка кукольного театра
«Волк в Красной шапочке». (13час)
17.
1
Распределение ролей к кукольному театру
«Волк в Красной шапочке»
12.11-16.11
куклы
18.
2
Репетиция к сказке
«Волк в Красной шапочке»
12.11-16.11
ширма, куклы
19.
3
Оформление ширмы.
19.11-23.11
ширма .куклы
20.
4
Экскурсия в городскую библиотеку по теме: «Викторина по сказкам».
19.11-23.11
фотоаппарат
21.
5-6
Репетиция сказки
«Волк в Красной шгапочке
26.11-30.11
ширма , куклы
22.
7-9
Репетиция сказки
«Волк в Красной шапочке».
03.12-07.12
10.12-14.12
ММП, ноутбук
23.
10-12
Генеральная репетиция
к сказке
«Волк в Красной шапочке»
10.12-14.12
17.12-21.12
ширма, куклы
24.
13
Творческий отчет.
Показ спектакля
«Волк в Красной шапочке»
24.12-28.12
фотоаппарат
V.Постановка кукольного спектакля
«Заюшкина избушка». (11 час.)
25.
1.
Выразительная речь.
Искусство речи.
24.12-28.12
МП, ноутбук
26.
2.
Распределение ролей сказки
«Заюшкина избушка»
14.01-18.01.13
ММП, ноутбук
27.
3.
Репетиция сказки
«Заюшкина избушка»
14.01-18.01.13
ММП, ноутбук
28.
4-5
Речевая гимнастика.
Работа со скороговорками.
21.01.-25.01
ММП, ноутбук
29.
6-7
Посещение кукольного театра.
Армавирский драмтеатр.
04.02.-08.02.
фотоаппарат
30.
8-10
Разучивание ролей.
Отработка навыков движения куклы.
18.02.-22.02.
МП, ноутбук
31.
11
Творческий отчет.
Показ спектакля
«Заюшкина избушка»
18.02.-22.02.
ширма, куклы фотоаппарат
VI.Постановка кукольного театра
«Колобок». (8час)
32.
1.
Распределение и пробы ролей.
25.02.-01.03.
МП, ноутбук
33.
2.
Репетиция сказки «Колобок на современный лад»
25.02.-01.03.
ширма, куклы
34.
3-4
Посещение драмтеатра в г.Армавире.
04.03.-08.03.
фотоаппарат
35.
5-7
Генеральная репетиция.
11.03.-15.03.
18.03.-22.03.
ММП, ноутбук,
ширма, куклы
36.
8
Показ настольного кукольного тетра «Колобок».
18.03.-22.03.
ширма, куклы
VII.Постановка кукольного театра
«Козлята и волк». (16 час)
37.
1
Речь в повседневной жизни . в творчестве актера.
01.04.-05.04.
Рисунки,
38.
2
Изготовление кукол для театра.
01.04.-05.04.
ткань, иголка, ножницы
39.
3
Распределение ролей к сказке «Козлята и волк».
08.04.-12.04.
куклы , ширма
40.
4-7
Репетиция сказки
«Козлята и волк».
08.04.-12.04.
куклы , ширма
41.
8-10
Репетиция.
Чтение каждым кукловодом своей роли , действия роли.
15.04.-19.04.
22.04.
26.04.
фотоаппарат
42.
11-12
Техника чтения. Дыхание, ударение, фикция, голос.
22.04.
26.04.
ММП, ноутбук
43.
13
Викторина по сказкам
29.04.-03.05.
ММП, ноутбук
44.
14
Сказки, пословицы, поговорки
06.05.-10.05.
ММП, ноутбук
45.
15.
Репетиция сказки
«Козлята и волк».
06.05.-10.05.
ширма , куклы
46.
16.
Репетиция сказки
«Козлята и волк»
13.05.-17.05.
ширма , куклы
47.
17.
Генеральная репетиция сказки «Козлята и волк».
13.05.-17.05.
ширма , куклы
48.
18.
Показ кукольного спектакля «Козлята и волк».
20.05.-24.05.
фотоаппарат
Итого: 68 часов.
VII. Описание материально – технического обеспечения программы.
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
Количество
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Для учителя
Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.Похмельных А.А.
Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/
Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
Для детей
Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000
Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Данная программа составлена для реализации общекультурного направления развития личности и культурологической направленности. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденная приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ