РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы духовно – нравственной культуры народов России (4 класс)



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»



«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

_____ /______________/

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.



«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР


_____ /______________/

ФИО

«___» _________ 20__г.


«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 2

_____ /______________/

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Основы духовно – нравственной культуры народов России.

Светская этика»


4в КЛАСС


Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час


Составитель программы: Шишкова Алла Николаевна, без категории



г. Троицк

2014/2015 учебный год



1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика» для начальной школы предназначена для учащихся 4а, 4б, 4в классов МАОУ СОШ №2.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации от 21.12.2012;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373;

- Примерные программы по учебным предметам;

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования;

- Основная образовательная программа начального и основного общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных школах;

- Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2».

В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального образования, преемственность с программой начального общего образования.



1.2. Учебно-методический комплекс.

Программа, автор

класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год издания

Пособие для учащихся, издательство, год издания

Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания

Программа курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика » 4 класс, Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева,


4

Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс, изд. «Баласс», 2013 г., базовый уровень.


Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011.


Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс, изд. «Баласс», 2013 г.






    1. Общие цели и задачи.

Цели и задачи изучения курса

  1. Цель программы: Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Задачи программы:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

  • формирование гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта.

  • формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.

Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» помогает ребёнку в формировании личностног0 восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.

1.4. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».

Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами.

1-я линия развития личности – понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):

1. Добывать и критически оценивать поступающую информацию.

2. Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

 2-я линия развития личности – уметь и хотеть действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (личностно-оценочные и коммуникативные действия):

1. Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

2. Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.

3. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
В приведённой ниже таблице перечислены цели изучения курса и соответствующих им формулировках ФГОС.


Обозначенные выше линии развития личности средствами предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов. Он направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.


1.5. Место учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №2 города Троицка на образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» на первой ступени обучения выделено 34 часа (1 час в неделю).

Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.



1.6. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


1.7. Личностные, метапредметные результаты освоения программы по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» к концу 4 класса.


Личностные результаты

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою

Родину, российский народ и историю России;

формирование семейных ценностей;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность

существования различных точек зрения на оценку событий;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и

явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием

конкретного учебного предмета.





2. Учебно-тематический план.

п/п

Раздел программы, количество часов


Количество часов


Формы контроля

1.

Глава 1: Как отличить добро от зла? (16 часов).


2 часа.

Проекты.

2.

Глава 2: Каковы истоки правил морали? (9 часов).

2 часа.

Проекты.

3.

Глава 3: Какие правила морали особенно важны в школе? (9 часов).

2 часа.

Проекты.





3. Календарно-тематическое планирование


урока

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Дата проведения

Форма контроля




Предметные результаты (Ученик научится…

Ученик получит возможность научиться…)

Метапредметные результаты

Личностные результаты

план

факт

Форма контроля

1.

Как работать с учебником


Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.




Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей



Текущий. Устный опрос.

2.

Введение. Россия – наша Родина!


Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.


Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей



Текущий. Устный опрос.

Глава 1. Как отличить добро от зла?

3.

Граница между добром и злом.


Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).


Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).



Наблюдение. Устный опрос.

4.

Граница между добром и злом. Названия для правил поведения.


Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.


Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.




Наблюдение. Сравне

ние. Устный опрос.

5.

Долг и совесть


Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.


Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).



Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.



Устный опрос. Сравне

ние.

6.

Долг и совесть. Когда мучает совесть?


Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.


Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).



Текущий. Фронтальный опрос.

7.

Честь и достоинство.


Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.


В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.


Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.




Наблюдение. Сравне

ние. Устный опрос.

8.

Честь и достоинство. Достоинство человеческой личности.


Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.


Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.



Текущий. Фронтальный опрос.

9.

Счастье и смысл жизни.


Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.



Наблюдение. Сравне

ние. Устный опрос.

10.

Счастье и смысл жизни. Ради чего живет человек?




Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.


Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).



Текущий. Фронтальный опрос.

11.

Справедливость и милосердие.


Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.


Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.




Наблюдение. Сравне

ние. Устный опрос.

12.

Справедливость и милосердие. Ценные качества человеческой души.


Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.


Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.



Текущий. Устный опрос.

13.

Обобщение главы 1.


Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.


Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.



Тематический.

14.

Обобщение.


Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.


Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.


Делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.




Тематический. Тестирование.

15.

Готовим проекты.


Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.


Совместно с учителем составлять план решения задачи.


Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.



ИтоговыйПроекты по теме.

16.

Представление проектов.


Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.


Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.


Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.



ИтоговыйПроекты по теме.

Глава 2. Каковы истоки правил морали?

17.

Ценность рода и семьи.


Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.


Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).



Текущий. Устный опрос.

18.

Что дает человеку семья?


Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.


Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).



Текущий. Устный опрос.

19.

Образцы культуры народов.


Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.


Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.


Делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.




Сравнение. Устный опрос.

20.

Обычаи нравственной культуры.


Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.




Устный опрос. Сравнение.

21.

Взгляд светский и взгляд религиозный.


Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.


Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.



Наблюдение. Сравнение. Устный опрос.

22.

Может ли быть доброта без бога?


Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.


Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.




Текущий. Устный опрос.

23.

Обобщение главы 2.


Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.


Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.




Тематический. Тестирование.

24.

Готовим проекты.


Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.


Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).



Делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях



ИтоговыйПроекты по теме.

25.

Представление проектов.


Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.


Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.


Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.



ИтоговыйПроекты по теме.

Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе?

26.

Правила поведения в школе.


Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.


Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.




Текущий. Устный опрос.

27.

Новые ситуации -новые правила.


Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.


Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.



Делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях



Наблюдения. Устный опрос.

28.

Этикет – форма для содержания этики.


Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.


Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.


Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.



Текущий. Фронтальный опрос.

29.

Действия – форма для поступков.


Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.


Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).



Текущий. Устный опрос.

30.

Обобщение главы 3.


Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.


Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.


Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.



Тематический.

31.

Обобщение.


Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.


Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).



Тематический. Тестирование.

32.

Готовим проекты.


Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.


Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.


Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.




ИтоговыйПроекты по теме.

33.

Представление проектов.


Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.


Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.



ИтоговыйПроекты по теме.

34.

Обобщение курса за год.


Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.


Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.


Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).



ИтоговыйТестиро

вание.




4. Материально-техническое обеспечение программы.


1. А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 кл.- М.: Просвещение, 2011.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011.

3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2011.

4. Интернет – ресурсы: http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru/

5. Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ

6. Конкурсы и фестивали Православного Свято-Тихоновского университета - http://pravolimp.ru/main/main

Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс. изд. «Баласс», 2010 г.

М.Т. Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс. Изд. «Русское слово»

А. Лопатина, М Скребцова «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах.» М.изд. «Амрита-Русь», 2007.

А. Лопатина, М Скребцова «Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах.» М.изд. «Амрита-Русь», 2010.

А. Лопатина, М Скребцова «Вершины мудрости. 50 уроков о добрых качествах.» М.изд. «Амрита-Русь», 2010.

А. Лопатина, М Скребцова «Притчи для детей и взрослых.» М.изд. «Амрита-Русь», 2009.


К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться при изучении курса, относятся: компьютер, цифровой фотоаппарат, видеоплеер, телевизор, интерактивная доска. Для осуществления проектов (от текстовых докладов до мультимедийных презентаций) учащиеся должны применять знания, полученные на уроках информатики. Особенно важно умение работать с текстовыми и графическими редакторами, искать информацию в Интернете, анализировать её, сопоставляя разные источники, и преобразовывать (именно преобразовывать, а не просто копировать). Это формирует у учащихся готовность и привычку к практическому применению информационных технологий для создания собственных продуктов.





5. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Личностные результаты изучения курса:

Ученик научится:

- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

- Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.

Ученик получит возможность научиться:

- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

- Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.

Метапредметными результатами изучения курса:

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

- Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Ученик получит возможность научиться:

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.


Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:
Ученик научится:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

Ученик получит возможность научиться:

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.


Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.

Коммуникативные УУД:
Ученик научится:

- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

Ученик получит возможность научиться:

- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

-Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.


Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

6. Контроль уровня обученности.

№№

Раздел, тема.

Количество часов.

1.

Глава 1: Как отличить добро от зла?




Тема: Готовим проекты.

1 час


Тема: Представление проектов.

1 час




2.

Глава 2: Каковы истоки правил морали?




Тема: Готовим проекты.

1 час


Тема: Представление проектов.

1 час




3.

Глава 3: Какие правила морали особенно важны в школе?




Тема: Готовим проекты.

1 час


Тема: Представление проектов.

1 час




7. Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие и более сложные  выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

 Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-      неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;

-      нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;

-      неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

-      ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

-      незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;

-      отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

-      ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

-      неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.

Недочеты:

-       преобладание при описание объекта несущественных признаков;

-      неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

-      отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

-      неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

-      неточность при нахождении объекта на карте.

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

 

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

 

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

 

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

 

- ссылки – все ссылки работают

 

 

Средняя оценка по дизайну

 

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

 

 

- материал изложен в доступной форме;

 

 

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

 

 

- слайды расположены в логической последовательности;

 

 

- заключительный слайд с выводами;

 

 

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

 

 

Средняя оценка по содержанию

 

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

 

 

- ученик владеет материалом своей темы;

 

 

Средняя оценка по защите проекта

 

 

Итоговая оценка

 

 



Данный курс предполагает безотметочную систему обучения.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ