РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы духовно – нравственной культуры народов России (4 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
-
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
_____ /______________/
ФИО
Протокол №____ от
«___» _________ 20__г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР
_____ /______________/
ФИО
«___» _________ 20__г.
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 2
_____ /______________/
ФИО
Приказ № ______ от
«___» _________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы духовно – нравственной культуры народов России.
Светская этика»
4в КЛАСС
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Составитель программы: Шишкова Алла Николаевна, без категории
г. Троицк
2014/2015 учебный год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика» для начальной школы предназначена для учащихся 4а, 4б, 4в классов МАОУ СОШ №2.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации от 21.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373;
- Примерные программы по учебным предметам;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования;
- Основная образовательная программа начального и основного общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных школах;
- Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2».
В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального образования, преемственность с программой начального общего образования.
1.2. Учебно-методический комплекс.
Программа, автор
класс
Учебник, издательство, год издания, уровень
Пособие для учителя, издательство, год издания
Пособие для учащихся, издательство, год издания
Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания
Программа курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика » 4 класс, Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева,
4
Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс, изд. «Баласс», 2013 г., базовый уровень.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011.
Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс, изд. «Баласс», 2013 г.
Общие цели и задачи.
Цели и задачи изучения курса
Цель программы: Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Задачи программы:
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
формирование гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта.
формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.
Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» помогает ребёнку в формировании личностног0 восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.
1.4. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».
Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами.
1-я линия развития личности – понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):
1. Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
2. Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
2-я линия развития личности – уметь и хотеть действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (личностно-оценочные и коммуникативные действия):
1. Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
2. Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
3. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).В приведённой ниже таблице перечислены цели изучения курса и соответствующих им формулировках ФГОС.
Обозначенные выше линии развития личности средствами предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов. Он направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.
1.5. Место учебного предмета, курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №2 города Троицка на образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» на первой ступени обучения выделено 34 часа (1 час в неделю).
Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
1.6. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
1.7. Личностные, метапредметные результаты освоения программы по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» к концу 4 класса.
Личностные результаты
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
• формирование семейных ценностей;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
2. Учебно-тематический план.
№ п/п
Раздел программы, количество часов
Количество часов
Формы контроля
1.
Глава 1: Как отличить добро от зла? (16 часов).
2 часа.
Проекты.
2.
Глава 2: Каковы истоки правил морали? (9 часов).
2 часа.
Проекты.
3.
Глава 3: Какие правила морали особенно важны в школе? (9 часов).
2 часа.
Проекты.
3. Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема
Кол-во часов
Планируемые результаты
Дата проведения
Форма контроля
Предметные результаты (Ученик научится…
Ученик получит возможность научиться…)
Метапредметные результаты
Личностные результаты
план
факт
Форма контроля
1.
Как работать с учебником
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей
Текущий. Устный опрос.
2.
Введение. Россия – наша Родина!
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей
Текущий. Устный опрос.
Глава 1. Как отличить добро от зла?
3.
Граница между добром и злом.
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Наблюдение. Устный опрос.
4.
Граница между добром и злом. Названия для правил поведения.
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Наблюдение. Сравне
ние. Устный опрос.
5.
Долг и совесть
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Устный опрос. Сравне
ние.
6.
Долг и совесть. Когда мучает совесть?
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Текущий. Фронтальный опрос.
7.
Честь и достоинство.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Наблюдение. Сравне
ние. Устный опрос.
8.
Честь и достоинство. Достоинство человеческой личности.
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Текущий. Фронтальный опрос.
9.
Счастье и смысл жизни.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Наблюдение. Сравне
ние. Устный опрос.
10.
Счастье и смысл жизни. Ради чего живет человек?
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Текущий. Фронтальный опрос.
11.
Справедливость и милосердие.
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Наблюдение. Сравне
ние. Устный опрос.
12.
Справедливость и милосердие. Ценные качества человеческой души.
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Текущий. Устный опрос.
13.
Обобщение главы 1.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Тематический.
14.
Обобщение.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Тематический. Тестирование.
15.
Готовим проекты.
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
ИтоговыйПроекты по теме.
16.
Представление проектов.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
ИтоговыйПроекты по теме.
Глава 2. Каковы истоки правил морали?
17.
Ценность рода и семьи.
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Текущий. Устный опрос.
18.
Что дает человеку семья?
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Текущий. Устный опрос.
19.
Образцы культуры народов.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Сравнение. Устный опрос.
20.
Обычаи нравственной культуры.
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Устный опрос. Сравнение.
21.
Взгляд светский и взгляд религиозный.
Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Наблюдение. Сравнение. Устный опрос.
22.
Может ли быть доброта без бога?
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Текущий. Устный опрос.
23.
Обобщение главы 2.
Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Тематический. Тестирование.
24.
Готовим проекты.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях
ИтоговыйПроекты по теме.
25.
Представление проектов.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
ИтоговыйПроекты по теме.
Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе?
26.
Правила поведения в школе.
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Текущий. Устный опрос.
27.
Новые ситуации -новые правила.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях
Наблюдения. Устный опрос.
28.
Этикет – форма для содержания этики.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Текущий. Фронтальный опрос.
29.
Действия – форма для поступков.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Текущий. Устный опрос.
30.
Обобщение главы 3.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Тематический.
31.
Обобщение.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Тематический. Тестирование.
32.
Готовим проекты.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
ИтоговыйПроекты по теме.
33.
Представление проектов.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
ИтоговыйПроекты по теме.
34.
Обобщение курса за год.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
ИтоговыйТестиро
вание.
4. Материально-техническое обеспечение программы.
1. А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 кл.- М.: Просвещение, 2011.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011.
3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2011.
4. Интернет – ресурсы: http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru/
5. Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ
6. Конкурсы и фестивали Православного Свято-Тихоновского университета - http://pravolimp.ru/main/main
Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс. изд. «Баласс», 2010 г.
М.Т. Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс. Изд. «Русское слово»
А. Лопатина, М Скребцова «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах.» М.изд. «Амрита-Русь», 2007.
А. Лопатина, М Скребцова «Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах.» М.изд. «Амрита-Русь», 2010.
А. Лопатина, М Скребцова «Вершины мудрости. 50 уроков о добрых качествах.» М.изд. «Амрита-Русь», 2010.
А. Лопатина, М Скребцова «Притчи для детей и взрослых.» М.изд. «Амрита-Русь», 2009.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться при изучении курса, относятся: компьютер, цифровой фотоаппарат, видеоплеер, телевизор, интерактивная доска. Для осуществления проектов (от текстовых докладов до мультимедийных презентаций) учащиеся должны применять знания, полученные на уроках информатики. Особенно важно умение работать с текстовыми и графическими редакторами, искать информацию в Интернете, анализировать её, сопоставляя разные источники, и преобразовывать (именно преобразовывать, а не просто копировать). Это формирует у учащихся готовность и привычку к практическому применению информационных технологий для создания собственных продуктов.
5. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностные результаты изучения курса:
Ученик научится:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
- Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
- Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Ученик получит возможность научиться:
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Ученик получит возможность научиться:
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Ученик получит возможность научиться:
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
-Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
6. Контроль уровня обученности.
№№
Раздел, тема.
Количество часов.
1.
Глава 1: Как отличить добро от зла?
Тема: Готовим проекты.
1 час
Тема: Представление проектов.
1 час
2.
Глава 2: Каковы истоки правил морали?
Тема: Готовим проекты.
1 час
Тема: Представление проектов.
1 час
3.
Глава 3: Какие правила морали особенно важны в школе?
Тема: Готовим проекты.
1 час
Тема: Представление проектов.
1 час
7. Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие и более сложные выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.
Недочеты:
- преобладание при описание объекта несущественных признаков;
- неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточность при нахождении объекта на карте.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point.
Критерии
оценивания
Параметры
Оценка
Дизайн презентации
- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
- ссылки – все ссылки работают
Средняя оценка по дизайну
Содержание
- раскрыты все аспекты темы;
- материал изложен в доступной форме;
- систематизированный набор оригинальных рисунков;
- слайды расположены в логической последовательности;
- заключительный слайд с выводами;
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
Средняя оценка по содержанию
Защита проекта
- речь учащегося чёткая и логичная;
- ученик владеет материалом своей темы;
Средняя оценка по защите проекта
Итоговая оценка
Данный курс предполагает безотметочную систему обучения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ