Разработка внеклассного мероприятия «О добре и зле…»

Разработка внеклассного мероприятия

«О добре и зле…»

Цель занятия:

Формирование у детей представления о понятиях «добро» и «зло» средствами пословиц, жанра устного народного творчества

Задачи:

  • раскрыть смысл понятий «добро», «зло», на жизненных примерах и деятельности реальных людей;

  • формировать у учащихся понимание качеств личности, присущих «доброму» человеку;

  • развитие умения анализировать, делать выводы, работать с источниками одного из жанров фольклора: пословиц, поговорок;

  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру.

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Форма работы: фронтальная, в парах.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите. (картинки «солнышко» или «тучки»).
УЧИТЕЛЬ. Я желаю Вам сохранить хорошее настроение весь урок, а у кого плохое настроение, пусть оно улучшится. Для этого я вам расскажу сказку.

Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал:

- Вот, выбирай.- Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку. Девушка взяла ее руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.

УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете, как звали девушку? (На самом деле эту девушку звали Доброта.)

УЧИТЕЛЬ.- А вот по какой дороге они пошли, вы определите, составив пословицу.

Дела, жизнь, на, дана, добрые.

- Вот об этом и поведём разговор. И мне бы хотелось, чтобы вы постарались сегодня постичь истину – «доброте откроются сердца».

УЧИТЕЛЬ. А вы хотели бы пойти дорогою добра. Тогда в путь.

- Доброта, что это такое?

- А вот что об этом говорится в словаре С.И. Ожегова

ДОБРОТА – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. С.И.Ожегов

УЧИТЕЛЬ. Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Я предлагаю рассмотреть эти категории через один из жанров устного народного творчества. Что  такое  устное  народное  творчество? Что  относится  к нему?  Отгадайте, в чём заключён – народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни и людях. Она советует, поучает, наставляет, предупреждает. Этот жанр устного народного творчества поможет сегодня наполнить новым содержанием непреходящие жизненные духовные ценности. Люди часто используют  их   в  речи. От  этого  речь становится яркой, образной.

Пословица  вовек не сломится-

Поможет нам увидеть зло.

Дорогой истины направит,

Чтоб в нашу жизнь пришло добро.

И чтобы это случилось, нужно приложить немало стараний. Но каких? Вам подскажут пословицы и поговорки.

Сейчас  я  прочитаю  стихотворение,  а ваша  задача – найти  в  нем  пословицы. Подсчитайте, сколько  их  там  встретится.    

 Ну, кто  из  вас  не  согласится,

Что  без  труда   мечта  мертва;

Что  дело  мастера боится;

Что  жизнь  дана  нам  для  добра;

Что  друг  не тот, кто  медом  мажет,

А  тот,  кто правду  прямо  скажет;              

Что  долог  день до  вечера,

Коли  делать  нечего;

Что  сам  себя  лишь  тот погубит,

Кто  других  совсем  не  любит?

Где  растяпа,  да  тетеря,

Там  не прибыль, а потеря

И, конечно, без   труда

Не  вытащить и  рыбку  из  пруда.

Помни! Тот, кто  хочет  много  знать,

Тот  не должен  долго  спать.

Согласитесь: лень и плут

До  добра  не  доведут.


УЧИТЕЛЬ. Так какими же качествами должен обладать каждый из нас, чтобы вершить добрые дела и дарить другим? Назовите их!

1.Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – либо из сострадания, человеколюбия. 2.Справедливость, справедливый - действующий беспристрастно (справедливо), в соответствии с истиной.

3.Скромность - сдержанность в своих достоинствах и заслугах, не хвастливый.

4. Честностьискренность, добросовестность, прямота.

5.Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.

6. Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

7.Улыбка мимика лица, губ, глаз, показывающая расположение к смеху, выражающая привет, удовольствие ( в данном случае добрая улыбка)

А вот как говорят об этом пословицы.

УЧИТЕЛЬ. Соберите рассыпавшиеся пословицы.(работа в парах)


1.Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

2.Добро побеждает зло.

3.Красота до вечера, а доброта навек.

1.На добрый привет – добрый ответ.

2.Доброе слово и кошке приятно.

3.Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.

1.Живи для людей, поживут и люди для тебя.

2.Имей сердце, имей душу, и будешь человеком во все времена.

3.Жизнь дана на добрые дела.

1.Не ищи красоты - ищи доброты.

2.Не одежда красит человека, а его добрые дела.

3.Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

1.В ком добра нет, в том и правды мало.

2.Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно.

3.Доброта сердца лучше щедрости.

1.Не то худо, что худо, а то, что никуда не годится.

2.Добрым делом не кори.

3.На ласковое слово не всегда кидайся, на грубое не всегда гневайся.

1.Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

2.Кто доброе творит, того зло не вредит.

3.Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

1.Лучше самому терпеть, чем других обижать.

2.Сладкие слова из уст дурного человека сулят горькую действительность.

3.Лихо помнится, а добро век не забудется.

1.Добро и во сне хорошо.

2.На свете не без добрых людей.

3.Злой не верит, что есть добрые люди.

1.Не век жить, а век поминать.

2.Доброму добрая память.

3.Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

1.Ласково слово что весенний день.

2.Немилостивому мил не будешь.

3.От лихого не услышишь доброго слова.

1.Во зле жить – по миру ходить.

2.Чем сердиться (браниться), так лучше помириться.

3.Сердцем копья у недруга не переломишь.

1.Сердце не дробит – голова не болит.

2.Злой человек того и желает, что другой погибает.
3.Злой человек, как уголь: если не жжет, то чернит.
1.Истинное добро всегда просто.
2.Как душа черна, так и мылом не смоешь.
3.Когда пойдешь к лихому служить, век будешь тужить.


УЧИТЕЛЬ. Очень часто в интернете пишут «Пословицы и поговорки», и при этом имеют в виду лишь пословицы. Изредка в таких списках могут попадаться и некоторые поговорки. Как не перепутать слова «пословица» и «поговорка»? Существует фраза «Пословицы и поговорки». Слово «пословицы» всегда стоит на первом месте, поскольку пословица — это целое законченное предложение, с моралью и глубоким смыслом.
А слово «поговорки» всегда на втором месте, поскольку это просто красивая и символичная фраза, не способная выступить в роли самостоятельного предложения. Поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям. Например:

«свинью подложить» 9напакостить);

«остаться с носом» (быть обманутым);

«остаться у разбитого корыта» (потерять что-либо из-за глупого поведения)


Пословица

Поговорка

Мал золотник, да дорог.

«мал, да удал»

Пустая бочка громче гремит.

«остаться у разбитого корыта»

Не зная броду, не суйся в воду.

«медвежья услуга»






УЧИТЕЛЬ. Как понимаете поговорку «медвежья услуга»


Чтобы бабочка не укололась

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На ней острые – острые колючки. Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как страшно ей летать! Налетит на колючку, что же тогда будет? Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, другую, третью. Мама увидела и спрашивает:

- Что же ты делаешь, Зоя? Зачем ты колючки ломаешь?

- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.

В.А. Сухомлинский

Как вы оцениваете поступок Зои?

- Добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?

- Как бы вы поступили в таком случае?

Выберите пословицу, которая созвучна идее текста.

За недобрым пойдешь - на беду набредешь.

Добро творить – себя веселить.

Сделал добро, а получилось зло.

Злоба лишает человека силы.

Злой плачет от зависти,  добрый - от радости.


- А сейчас мы с вами проведём игру. Она позволит определить нам насколько вы терпеливы, великодушны друг к другу, т.е. толерантны.

- Я называю ситуацию, а вы на деревья, которые нарисованы у вас на альбомных листах, приклеиваете зеленые листья, если вы выбрали первый вариант ответа, если второй, то красные.

Ситуация 1/ Коля плохо одет…/

-Это неважно

-Ты подсмеиваешься над ним

Ситуация 2/Алишер питается не так, как ты, по причине своей религии…/

-Ты говоришь, что он выглядит смешно

-Ты просишь, что бы он объяснил это

Ситуация 3/ Цвет кожи у Мурата отличается от твоего…/

-Ты стремишься лучше узнать его

-Ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи- это нули»

Ситуация4/Пожилая женщина идёт медленно/

-Ты оттолкнешь её, чтобы обогнать

-Ты поможешь ей и придержишь дверь

Ситуация 5/К тебе подходит ребёнок инвалид/

-Ты обычно с ним разговариваешь

-Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать

УЧИТЕЛЬ. Итог, если у вас больше зеленых листьев, то вы толерантны (терпеливы, великодушны, добры). Если у вас больше красных листьев, то вы должны стать добрее, терпеливее…

- Люби того, кто ест не так

И носит странную одежду,

Пусть он иной, но он не враг,

Он занят в жизни тем же.

Он любит, создаёт семью

И строит дом, как все земляне,

Он также падает в бою…

Не лучше ль всем нам быть друзьями!

Притча «Юноша и морские звезды»

УЧИТЕЛЬ.Сегодня многие из вас с радостью совершают добрые дела ежедневно, ежечасно, не задумываясь об этом. И главное, чтобы - это качество – творить добро не угасало, а лишь росло в вас.

УЧИТЕЛЬ. Мне хочется подарить вам морскую звезду как символ продолжения ваших добрых дел. Иди, мой, друг, иди дорогою добра!


6



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ