Риторика 1 класс "Маленькие тексты" (2 часа)

Риторика.

Тема: Маленькие тексты (2 часа).

Цель:– вспоминаем речевые жанры, которые дети изучали на протяжении года;– обобщаем материал о значении речи в жизни человека.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.
















II. Развитие умений.


Повторение. 2 2

Поговорим о тех текстах, с которыми мы ознакомились в течение года. Какие тексты вы можете назвать?

Откроем учебник на с. 61.

Прочитайте подсказку – какие виды текстов представлены на с. 60 и 61?

Прочитайте первый текст. Об этом тексте уже сказано, что это чистоговорка.

А как вы назовёте текст «Ростом мал, да удал, от меня ускакал»? (Загадка.)

Дети определяют и записывают на незаполненных строчках виды текстов: пословица, поговорка, небылица, скороговорка, вывеска.

Как бы вы переделали считалку, чтобы все числа были подряд?

Имеется в виду третья строка – шесть, и семь, и восемь.

Ι. Игра 5 3 4

Для игры выбирают жюри, класс разбивают на две команды. Каждая приводит свои примеры загадок, скороговорок, считалок, пословиц. Выигрывает та команда, которая наберёт больше примеров. Отдельно можно провести конкурс на сочинение считалок, небылиц.

ΙΙ. Обобщение. 1 5 2

Я расскажу одну историю, которая произошла в Древней Греции.

Предание об Эзопе (рассказ учителя).

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить для них самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое

худшее.


Эзоп опять пошёл покупать языки. Все этому удивились.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»


Согласны вы с рассуждениями Эзопа о языке?– Предание гласит, что не всем гостям Ксанфа приятно было слышать второй ответ Эзопа. Как вы думаете, почему?

Некоторые из гостей Ксанфа вспомнили свои слова, которые привели к дурным поступкам, обидели кого-либо, и им не понравилось, что Эзоп своими рассуждениями напоминает об этом...– Итак, Эзоп рассуждает о языке, о речи человека. Даром слова, речью владеет только человек. И этим даром можно распорядиться по-разному – именно об этом и говорит Эзоп.– Посмотрите на рисунки на с. 62 и 63 и прочитайте, что написано под ними... Запомните эти мудрые слова.

Анализ русских пословиц и поговорок 5 4 3

Пишем на доске русские пословицы о языке и предлагаем детям поразмышлять о роли языка в жизни человека.– Прочитайте русские пословицы и поговорки о значении слова, речи в жизни человека, о том, как она способна повлиять на окружающих, и т.д.– Подумайте, порассуждайте о смысле народной мудрости.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.● Доброе слово в жемчугах ходит, а злое слово пуще стрелы разит.● Доброе слово для доброго дела.● Слово горы ворочает.● Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит.● Язык мой – друг мой.● Худое слово доведёт до дела злого.● От худого слова – да навек ссора.● Плохо, коль слово сказано, не спросясь разума.● Язык наш – враг наш.

Что общего вы нашли в рассуждениях Эзопа и русских пословицах и поговорках?

В конце урока целесообразно повторить всё, что дети знают о формах речи, тексте, и предложить самостоятельно определить различные виды (жанры) текстов.

Дети показывают, как они умеют отгадывать загадки, объяснять пословицы, произносить чистоговорки, небылицы, считалки.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.


Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



ΙII. Итог урока.

Что мы сегодня повторили? 4

Как знания, полученные на этих уроках риторики, могут помочь вам в жизни?

Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?– Кто доволен своей работой?– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?– Кто получил сегодня кружок-отметку? За что?





ТООУ

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

После выполнения продуктивных заданий учитель предлагает детям провести самооценку своей работы и занести отметку в дневник.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ