Риторика 1 класс "Текст – что это такое?"
Риторика.
Тема: Текст – что это такое?
Цель:
– научить детей связно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
– научить учащихся формировать собственные высказывания;
– дать представление о тексте как тематическом единстве.
Оборудование: сюжетные картинки (см. конспект).
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
1. – Мы с вами часто читали сказки, стихи, рассказы, и вы не раз слышали от меня слово текст – текст рассказа, например.
– Что можно назвать текстом?
2. Работа по учебнику. 1 3 1 2
– Откройте учебник на с. 2, где нарисован один необыкновенный сказочный зверь. Кто его узнал?
– Этот удивительный зверь с двумя головами – Тянитолкай из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». У него две головы, и каждая смотрит на разные странички с записями. Что же он читает? Прочитаем первую запись.
– Кто-то уже смотрит на меня не менее удивлённо, чем Тянитолкай. Но прежде чем обсудить то, что мы прочитали, прочитаем вторую запись и обсудим сразу обе.
– Как вы думаете, какая запись представляет собой простой набор предложений, а какая – текст?
– Докажите.
Если дети испытывают затруднение:
– Сколько рисунков можно нарисовать к этим предложениям? (Один или два, но оба рисунка об одном – о Тянитолкае.)
– Во второй записи у нас не просто предложения, а текст, так как все предложения объединяются тем, что они рассказывают о чём-то одном.
– Принято говорить так: предложения в тексте объединяются темой. Приходилось ли вам слышать это слово? Когда, где?
Слово «тема» записано на доске, дети читают его хором.
– Кто может назвать тему нашего текста?
– Можем мы придумать заголовок к тексту? («Тянитолкай», «Удивительный зверь».)
– Можно ли придумать заголовок к предложениям в первом столбике? ( Нет, в них нет ничего общего, нет общей темы.)
– Как вы думаете, какая будет тема урока?
– О чём вы хотите узнать на этом уроке? 3
Учитель может записать вопросы на доске. Получится план урока.
Познавательные УУД:
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;
2) формируем умение осознавать недостаток информации;
3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙ. Открытие нового знания
Работа по учебнику. 1 3 1
– Сейчас мы выступим в роли критиков. Вы знаете, кто такие критики?
– Один мальчик написал стихотворение. Вернее, он решил, что у него получились стихи. Мы должны определить, так ли это. Давайте прочитаем то, что написано в учебнике (с. 2).
– Можно ли написанное мальчиком назвать стихотворением, т.е. текстом? Почему?
– Похоже на стихи, складно, есть ритм, рифма, но нет темы, объединяющей все предложения, не понятно, о чём стихотворение. Умеет ли мальчик сочинять стихи? Чего он не знает? Объясните.
– А какие вы знаете настоящие стихи, т.е. такие, текст которых рассказывает о чём-то? Назовите темы этих стихотворений.
– Может быть, кто-то прочитает нам наизусть стихотворение, а мы внимательно послушаем и постараемся определить его тему.
– Приведите примеры скороговорок, которые можно назвать текстами.
Личностные УУД:
1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;
2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;
2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;
3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.
ΙΙΙ. Применение нового знания
Рассказ по картинке (картинкам) 3 3 2
1) Учитель предлагает для работы сюжетную картинку или две картинки (типа сюжетных картинок Н. Радлова). Картинки нарисованы на отдельных листах, которые выставляются на доске.
– Я предложу вам интересное задание: мы будем сочинять свой текст по картинкам (картинке). Чтобы получился именно текст, а не предложения, сначала определим тему картинки: о чём она?
– Я начну рассказ (сказку, историю), а вы мне помогайте – так, чтобы получился текст.
ΙV. Итог урока
– Что нового мы сегодня узнали? 4
– Что такое текст?
– Что такое тема текста?
– Когда вам могут пригодиться новые знания? 1 4
– Какие действия пригодятся нам и на других уроках?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня кружок-отметку? За что?
ТООУ
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ