Сценарий классного часа «Твори добро и оно к тебе вернётся!» (для учащихся начальных классов)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Качульская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий классного часа
«Твори добро и оно к тебе вернётся!»
(для учащихся начальных классов)
подготовила
Турцина Надежда Сергеевна
учитель начальных классов
Цель занятия:
-познакомить учащихся с главными моральными понятиями в жизни – «добро» и «зло»;
-помочь учащимся осознать важную задачу морального поведения человека – не допускать зло и бороться с ним;
“Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.”
(М.Пришвин)
(учитель читает цитату на доске)
Учитель. На классном часе пойдёт речь о правилах общения с окружающими.
- В чём проявляется вежливое, доброжелательное, внимательное отношение к людям?
Ответы детей: в помощи престарелым, в вежливом отношении к друзьям, выручать в трудную минуту и т.д.
Ученик.
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень важно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец… (доброта)
(Л.Николаенко )
Учитель. Что такое доброта?
Учитель. Мало быть добрым – надо ещё проявлять доброту так, чтобы она была понятна и приятна другим людям.
– Сейчас вы увидите и услышите сказочную историю, которая произошла в один из летних дней. Её герои – бабочка и цветок .
(дети в костюмах героев сказки).
Сценка по сказке “Бабочка и цветок”(автор Татьяна Бородулькина)
Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далекой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка бала доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.
Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать.
Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:
– Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать.
Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: “О, это я виновата, это из-за меня, тебя сломали, прости меня, Цветочек.
Б) Беседа по содержанию прочитанного.
– Скажите, ребята, какими были герои сказки– Бабочка, Цветок и мальчик?– Ребята, вы сказали, что Бабочка очень добрая. А что значит доброта, добрый человек?
Работа над понятиями добро и зло.
Беседа:
Учитель:
– Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам в этом помогут весы?
– На одну чашу весов мы будем класть “зло” (тёмные фишки, которые означающие зависть, предательство, жадность, грубость, войну, ложь, трусость, равнодушие).
– Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добрыми делами. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов.
(Дети говорят о своём добром деле, на чашу весов кладется белая фишка. Вскоре чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)
– Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.
Учитель:
– У каждого человека, к сожалению, есть такие черты характера, которые мешают ему в жизни, мешают общаться с окружающими людьми. Подумайте и запишите на лист бумаги то качество, которое вам мешает в жизни больше всего и от которого вы хотели бы избавиться в первую очередь. Листки сложите и подпишите. Мы соберём их в большой конверт, который откроем через год и посмотрим, удалось ли вам избавиться от этой черты.
Учитель. Ребята, какие пословицы знаете о доброте, о добре?
(Дети вспоминают и называют)
А теперь продолжите пословицы:
Добра желаешь – … добро и делай.
Добро помни, а … зло забывай.
Доброе дело само … себя хвалит.
Доброе дело и … кошке приятно.
Доброе слово лучше … мягкого пирога.
Добрый сын – отцу радость, а … худой – печаль.
Игровое задание “Цветок желаний”.
– Я предлагаю вам сейчас побывать в роли волшебников и попробовать загадать желание для близких вам людей, а все ваши желания вместе помогут распуститься на нашей доске волшебному цветку
Стать добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить желанье другого-
Одно удовольствие, честное слово!
(Н.Пиюк)
(Дети озвучивают желания, на доске появляется лепесток за лепестком.)
Игра “Сказочные герои”.
А сейчас немного поиграем. Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечать, добрый он или злой. Если злой, вы закрываете лицо ладошками, а если добрый – радостно хлопаете.
(Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, гуси-лебеди, Водяной, баба Яга, Золушка, Мальвина, Морозко.)
– А какие люди вам нравятся в жизни? Почему?
Учитель. Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам , ни родителям , ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всём быть полезными людям.
– Какие добрые поступки совершали вы?
В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем было достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на деда с внуком, на колодец, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, набрал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это ещё не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук деда.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.
– Какой человек оказался самым добрым?
– А почему его дедушка назвал обыкновенным человеком?
Учитель. Проявляйте сострадание и милосердие к людям, которым нужна помощь.
Наши слова о милосердии перекликаются с содержанием знакомой нам песни «Вера». Давайте исполним эту песню и постараемся проникнуться теми глубокими чувствами любви к ближним, которые испытывают эти авторы.
Песня «Вера» слова А. Пахмутовой и музыка Н. Добронравова
Вера и милосердие связаны между собой, как свет и тепло весной. Когда они объединяются – всё на земле расцветает.
Рефлексия.
– Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни? У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву на доске зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите желтый листок. (Желтый и зеленый листки заранее лежат на столах у детей.)
– Ребята, а что можете сделать вы, чтобы мир вокруг нас стал добрее?
Высказывания детей: помогали стареньким людям, оберегали окружающий мир, всегда выручали в беде и т.д.
Учитель:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
(М.Пляцковский)
Используемая литература.
1. В.А. Сухомлинский Книга о совести – г.Симферополь: Издатель А.П.Выродов, 2003.
2. Д.С. Лихачев Письма о добром и прекрасном - Санкт – Петербург. Издательство «ЛОГОС» 2006.
3. Сборник Пословицы и поговорки о добре и зле – г. Москва В. Даль Издательство «Московская русская книга». Том 1, 1993 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ