Сценарий "Лес и человек" 4 Класс

Тема: «Лес и человек»

Цели:

Формировать у учащихся представление о значении леса в жизни природы и людей; ознакомить с экологическими проблемами лесов, возникших по вине человека, с охраной деятельностью в лесной зоне; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, культуру поведения.

Учебные материальные:

Мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентация «Лес и человек», «Приокско-Террасный заповедник»; мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир» (4 кл.) (CD); «Птицы средней полосы России: звуки природы- 2002»; рулонный магнитный пластиковый плакат «Природное сообщество леса» и иллюстрированные магнитные карточки из комплекта SPECTRA; Учебник «Окружающий мир»

(4 кл., ч. 1) (авт. А.А Плешаков, Е.А. Крючкова); карточки с загадками; выставка докладов учащихся о растениях леса, об использовании древесины; об охране, Красной книге РФ.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель. Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с природой с природной зоной лесов. А для того сегодня вы смогли определить, о чём сегодня будет идти речь на уроке, предлагаю послушать стихотворение.

Стихи читают подготовительные ученики:

Ученик 1.ппу

Лес наполняет грибами лукошко

И про запас

Оставляет немножко…

Ведь звери лесные

Грибами питаются,

Поэтому жадным

Вход в лес воспрещается!

(В. Шульжик)

Ученица 2.

Хорошо у нас в лесу!

Только я в кусты вошла-

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зелёный моховик.

Ёж колючий предо мной

Пробежал к себе домой.

Две синички в тишине

Звонко пели песни мне.

Я подальше забрела,

Там черники набрала.

Всё теперь домой несу.

Хорошо у нас в лесу!

(Г. Ладонщиков)

- Так о чём будет речь на уроке?

Дети. Мы поговорим о том, что может дать человеку лес, о бережном отношении к нему.

(Слайд 1.)

У. Представьте, что вы находитесь в лесу. Закройте глаза.

Прослушивание фрагмента аудиозаписи

«Птицы средней полосы России».

- Какие звуки вы услышали в лесу?

Д. Пение птиц.

У. Вспомните, какой в лесу воздух?

Д. В лесу чистый воздух.

У. Любите ли вы бывать в лесу? Почему?

Д. В лесу красиво, интересно, много разных растений, животных, поют птицы.

У. Лес очень важен для природы и человека. Красота лесов вдохновляла поэтов, художников и музыкантов на создание замечательных произведений искусства. Так, например, художник Иван Шишкин оставил после себя богатое творческое наследие, находящееся во многих крупнейших музеях мира. Его вклад в развитие национальной культуры России огромен. Сегодня просто невозможно представить российскую живопись без полотен великого «певца русского леса». Полюбуйтесь на репродукции лесных пейзажей, написанных Иваном Шишкиным.

(Слайды 2-8.)

Мини - Викторина

У. Вспомните, из каких произведений, прочитанных на уроках литературного чтения, эти строки и кто их автор?

Трое учеников читают наизусть отрывки из стихотворений:

Ученик 2.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

(А.С. Пушкин. « Унылая пора! Очей очарованье!»)

Ученик 3.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

(И.А. Бунин. «Листопад»)

Ученик 4

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой-

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

(Ф.И. Тютчев. «Чародейкою зимою»)

У. Что хотели донести до нас авторы этих поэтических строк?

Д. Леса- это наше общее богатство, ими надо уметь любоваться.

У. Тема урока - «Лес и человек». На уроке мы поговорим о роли леса в жизни людей и природы познакомимся с экологическими проблемами лесов и с охраной деятельностью в этой зоне.

2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа с мультимедийным учебником

«Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир.

4 класс». (CD) (Урок 09. «Природные зоны России.»)

У. Вспомните, что вы узнали о лесной зоне.

Ученики выполняют задания на интерактивной доске:

а) Укажи на карте зону тайги.

б) Какие растения есть в тайге?

в) В какой природной зоне России растут дуб, берёза, клён, осина?

г) Для какой природной зоны характерны эти растения и животные?

Составление цепей питания

с использованием иллюстрированных магнитных карточек SPECTRA «Природное сообщество леса»

Индивидуальная работа по карточкам (задания выполняют три ученика):

а) Дополните текст

Лесная дорога находится … зоны тундры. Она обозначена … цветом на карте природных зон. Зона лесов – самая … природная зона, которая располагается в … поясе. Лесная зона состоит из … частей.

б) Исправьте ошибки в тексте

Тайга - это лиственный лес, он занимает наименьшую часть лесной зоны. В тайге холодная зима, лето холоднее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые особенно требовательны к теплу: дуб, кедровая сосна, берёза, липа, клён, лиственница, ель, осина, пихта, сосна.

в) Продолжите предложения

В лесной зоне выделяют три части:

Ближе к югу на смену смешанным лесам приходят _____________________________________________

В широколиственных лесах растут: ______________________________________________

В тайге обитают животные: ______________________________________________

Подведение итогов проверки знаний, выставление отметок.

3. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ

Отгадывание загадок

У. Отгадайте загадки. Подумайте о значении леса в жизни природы и людей:

Как на стежке, на дорожке

Вижу алые серёжки.

За одною наклонилась,

А на десять набрела!

Я наклонилась – не ленилась,

Кружку с верхом набрала. (Земляника.)

(Е. Благинина)

Конечно, не белый -

Я, братцы, попроще,

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберёзовик)

(З. Александрова)

На пеньке живёт семья

Мама, папа, брат и я.

Дом у нас один, а крыша

Есть у каждого своя. (Опята) (Н. Пикулёва)

Очень крепкий этот малый,

Зубу непослушный.

Расколи его сначала,

А потом и кушай. (Орех)

(Неизвестный автор)

У. О чём были загадками? Подумайте, для чего же люди приходят в лес?

Д. Собирать грибы, ягоды, орехи.

У. Что ещё даёт человеку лес? А что он значит для природы?

Выслушиваются ответы детей.

Учащихся знакомятся с содержанием

слайдов 9 – 12, дают комментарии.

- Издревле лес кормил, обогревал человека. Древесина служила материалом для постройки и обогрева жилища. Из дерева люди мастерили домашнюю утварь, строили избы, отапливали их дровами и хворостом, плели из лыка липы лапти, из ивовых прутьев – корзины, из берёзовой бересты – короба. Наши предки собирали в лесах ягоды, грибы, орехи, использовали лекарственные травы для исцеления от недугов, охотились на диких животных.

Работа с учебником

У. О том, какое ещё значение имеет лес, вы узнаете, прочитав статью в учебнике «Роль леса в природе и жизни людей» на с. 106 – 107.

Дети читают текст.

- Какие ещё роли выполняют лес?

Выслушиваются ответы от детей.

На доске появляется слайд 13, позволяющий подвести итоги.

- Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Как вы думайте, по чьей вине возникают экологические проблемы леса? Давайте послушаем отрывки из рассказа К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы»:

Пожалуй, больше всего композитору П.И. Чайковского помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли… этот удивительный воздух… Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром.

Самая дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой, в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просек, где около пней цветёт розовый Иван – чай, потом берёзовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и по изволоку – вверх, в корабельный бор. Он вспомнил этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы… Он знал, что сегодня, побывав там, он вернётся – и давно живущая где – то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельётся через край и хлынет потоками звуков. Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудного Яра. С зарослей липы и бересклета капала роса… Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот – вот случится что – то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться рояль и наспех записывать проигранное на листках нотной бумаги.

Чайковский быстро пошёл к дому. На поляне стояла высокая раскидистая сосна. Её он прозвал «маяком». Она тихо шумела, хотя ветра и не было. Он, не останавливаясь, провёл рукой по её нагретой коре…

У. Узнав о том, что лес продан купцу Трощенко, который собрался его вырубать, Пётр Ильич отчаянно пытался «не дать свершиться палачеству»: он ездил и к губернатору, и к Трощенко.

... «Успею ли? – думал Чайковский… Завтра начнут валить лес. Что за подлость такая!»…

У. Но по пути домой всё же стал очевидцем «подлости».

Лошади вынесли коляску на поляну. Кто – то впереди предостерегающе закричал. Кучер с ходу осадил лошадей. Чайковский встал, схватился за плечо кучера. От подножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы. Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и застонала. Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая берёзы. С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла. Лошади попятились и захрапели. это был миг, один только страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь двести лет… Чайковский подошёл к вершине поваленной сосны… Тут же лежали обломанные сосной ветки берёз. Чайковский вспомнил, как берёзы пытались удержать падающую сосну, принять её на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение, - от него далеко окрест дрогнула земля. Он быстро пошёл домой. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И всё так же тупо ухала земля. Птицы метались над порубкой… Чайковский всё ускорял шаги. Он почти бежал.

- Подлость! – бормотал он. -

Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю ради того, чтобы

какой – то Трощенко слюнявил по ночам ассигнации? Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять там, в Петербурге, этим многомудрым государственных мужам, что могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Её нужно беречь, как мы бережём самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им…

У. О какой экологический проблеме рассказывает

К. Паустовский?

Д. О вырубке леса.

У. В каких словах композитора заключается главная мысль произведения?

Д. «Природу нужно беречь, как мы бережём жизнь человека».

(Слайд 14) .У. Посмотрите, как в настоящее время производится заготовка древесины. Такие картины остаются после работы лесозаготовщиков. Какие чувства вызывают у вас эти фотографии? Наши леса в опасности! Нам небезразлична судьба леса, нас волнует эта проблема, а значит, необходима искать пути её решения. Что бы предложили сделать вы для защиты лесов? Д. Cобирать макулатуру.

У. Послушайте стихотворение и скажите: о какой посильной помощи школьников в деле сохранения лесов ведёт речь автор?

Школьник, всего по тетрадке одной

Давай сбережём за четверть с тобой!

И сохраненные нами леса

Скажут «спасибо» на все голоса.

Д. Автор стихотворение предлагает экономно расходовать тетради всем учебникам, что позволит сократить вырубку деревьев на производство бумаги.

У. Подумайте: о каких экологических проблемах леса пишет А. Орлов в стихотворении «Про туриста Федю и медведя»?

Ученик 5 По густой траве зелёной

Шёл в поход турист «зелёный».

В тишине грохочет «маг»,

В такт ему гремит рюкзак.

Солнце в небе ярко светит,

Бьёт в лицо прохладный ветер.

Федя – так туриста звали -

В первый раз штурмует дали.

Тают – знай себе при этом -

В яркой пачке сигареты

Да в кустах дымятся спички,

Что бросает по привычке.

Вот в рябиновой куртинке,

Подцепив носком ботинка

Свой окурок, паренёк

Смачно кинул на пенёк,

Что испуганная птаха

Из гнезда взлетела махом.

Прокричал ей Федя вслед:

- Глухарю большой привет!

Недопитую бутылку

Бросил в кучу у развилки.

От бутылки скачет лучик

Жаркой струйкою по куче…

Пересохший веток ворох

Вспыхнет скоро, словно порох.



...Парень крепок, полон сил -

От него и след простыл…

Из ракетницы по белке

Бьёт, как в тире по тарелке…

Средь густого бурелома

Отдохнуть решил, как дома.

И на отдых Федя скор -

Вмиг развёл большой костёр.

«Сникерс» съел, чаёк попил -

Полон снова свежих сил.

И, костёр не затушив,

Скрылся в сумрачной глуши.

Дым густою пеленой.

А примерно в эту пору

Брёл медведь тихонько в гору.

Видеть всё – его привычка:

Смотрит – лес горит от спички.

Там, где теплился костёр, -

Полыхает костёр бор.

От горящей кучи в чащу

Змей ползёт, огнём чадящий.

Вот подкинули работу

До седьмого сразу пота!

Шкура рыжая дымиться,

Продолжает мишка биться

С разгулявшимся огнём.

Не хватило часа днём -

Тушит вечер, тушит ночь,

Чтоб родной тайге помочь!

Гнев вовсю медведя душит:

- Оборву поганцу уши.

Пусть зарубит на носу,

Как вести себя в лесу!

Но пока тайгу тушил,

Феди след давно простыл…

- Да, - задумался медведь, -

В лес приходит сотни Федь.

Не узрит за каждым Федей

Даже тысяча медведей.

Нужно сделать, чтобы Феди

Чтили Правила медведей!

Чтоб они и все мальчишки

Их читали, словно книжки,

Не курили, не сорили,

Лес во всём боготворили.

Берегли зверей и птичек,

Без плохих бы шли привычек.

И тогда в лесу медведи

Будут рады даже Федям!

У. Какие правила поведения в лесу нарушил Федя? Какой поступок такого горе – туриста привёл к большой беде для леса и его обитателей?

Д. Небрежное обращение с огнём приводит к пожару в лесу.

(Слайд 15)

Ученики смотрят видеосюжет «Пожар в лесу»

У. Чем опасен пожар в лесу? Что надо делать, чтобы при разведении костра не возникло пожаров?

Д. Во время пожара погибают лесные жители, нарушаются экологическое равновесие и экологические связи. Чтобы не возникло пожаров, надо соблюдать правила разведение костра.

Работа с учебником У. Прочитайте в учебнике на с. 111 памятку «Как разводить костёр» Чего ещё нельзя делать в лесу? Д. Ломать ветки деревьев, разорять гнёзда, шуметь, мусорить. У. Вот во что может превратиться лес, если мы не будем собой убирать мусор. (Слайд 16.)

- Какой вред наносят лесу и человеку несанкционированные свалки?

Д. Загрязняют окружающую среду, нарушают экологическое равновесие, представляют опасность для жизни и здоровья и т.д.

У. Какая ещё экологическая проблема леса вам известна?

Д. Уничтожение животных.

У. К чему привела неумеренная охота?

Д. К полному или почти полному истребителю некоторых животных.

У. Какие меры предпринимаются для защиты и спасения животных леса государством?

Д. Охота на лесных животных ограничена, браконьерство наказывается по закону, редкие и исчезающие животные и растения занесены в Красную книгу РФ и находятся под собой охраной государства.

(Слайд 16.)

У. В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы сейчас узнаете.

По ходу рассказа учителя на доске идёт показ слайдов из презентации «Приокско – Террасный заповедник».

- На юге Московской области недалеко от города от города Серпухова находится Приокско – Террасный государственный природный биосферный заповедник – жемчужина природы южного Подмосковья. Заповедник был создан в июне 1945 года. Его площадь 4945 га. Большая часть покрыта лесами. В 1979 году заповедник получил статус биосферного заповедника. На территории заповедника произрастает 960 видов растений, среди них редкие, занесённые в Красную книгу России. Жемчужиной заповедника являются участки степной растительности в окружении сосновых боров, расположенные на юге заповедника. Это уникальная «окская флора». Здесь можно увидеть такие редкие для Подмосковья растения, как ковыль перистый, типчак, тюльпан Биберштейна, русский рябчик и другие растения степной зоны. Здесь обитает 56 видов млекопитающих. Распространены обитатели Русской равнины – кабан, лось, барсук, куница, ласка, зайцы, (беляк и русак). Редко заходит волк. В последние годы встречаются рысь и выдра. Восстановлена численность популяции косуль и бобров. Фауна птиц насчитывает 140 видов. Многочисленны весной и летом мухоловки – пеструшки, зяблики, зарянки, пеночки – трещотки, большие синицы. Есть глухарь, тетерев, рябчик, а также чёрный коршун, пустельга, ястребы – тетеревятник и перепелятник, неясыть, домовой сыч. Среди насекомых редкие виды бабочек – мнемозина, махаон, аполлон и др. В 1948 году в заповеднике был организован Центральный зубровый питомник, ставший центром восстановления и разведения и разведение зубра в России. Звери содержатся здесь в условиях, приближенных к естественным. За время существования питомника родилась более 600 чистокровных зубров, 250 из них были расселены в леса России, Украины, Белоруссии, Литвы. В зубров питомнике организованы экскурсии. 4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Работа с магнитным плакатом SPECTRA «Природное сообщество леса» и иллюстрированными карточками

С помощью карточек на плакате дети показывают и рассказывают о том, какая деятельность человека направлена на пользу лесному сообществу, а какая, наоборот, приносит лесу вред.

У. Как вы думайте, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?

Работа в тетрадях «Проверим себя». Взаимопроверка в парах

1 вариант выполняют задание на с. 1 (дополнить схему «Значение леса в природе и жизни людей»), 2 вариант – задание 2 на с. 30 (отметить тех животных, которые внесены в Красную книгу и обитают в лесной зоне).

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, с. 106 – 113. Нарисовать знаки, запрещающее опасные для леса действия человека.

6 ИТОГ УРОКА У. Что нового вы узнали на уроке? О чём должен помнить человек, приходя в лес?

Выслушиваются ответы детей.

- Каждый должен задуматься, какими увидят леса наши потомки и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сегодня.

Выставление оценок.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ