Сценарий праздника «Урожай»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №20 комбинированного вида
Сценарий праздника «Урожай»
Подготовила воспитатель
Бутенина Оксана Викторовна
г.Великие Луки, 2012г.
Цель: переживание детьми чувства благодарности земле, природе через знакомство с богатством осеннего урожая и реальным трудом земледельцев.
Задачи:
Знакомить с трудом хлеборобов, дать представление о труде взрослых в период сбора урожая;
Дать детям знания о хлебе как о ценном пищевом продукте, без которого люди не могут обходиться;
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа: заучивание стихов на осеннюю тематику; беседы о сборе урожая, злаках; дидактические и подвижные игры по данной тематике, загадывание загадок, разучивание пальчиковых игр «Кисонька-Мурысонька», «Тесто», «Урожай у нас хорош…»; разучивание музыкально-ритмического хоровода «Урожайный»; знакомство с пословицами о хлебе, лепка из соленого теста «Пирожки».
Материалы и оборудование: изображения мельниц, деревянные машины, мешочки с зерном, емкости с различными крупами (рис, пшено, перловка, греча, геркулес), куклы, подносы, ложки, «пирожки» из соленого теста, картинки по теме «Уборка урожая».
Ход праздника
Группа украшена осенними листьями, гроздьями рябины, вокруг стоят корзины с плодами, рабочий стол украшен колосьями, мешочками со злаками, стоят чашечки с зерном. Дети одеты в русские народные костюмы. Дети входят и становятся полукругом.
Воспитатель:
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.
(П.Воронько)
Вечным символом жизни, труда, благополучия и богатства был хлеб – всему голова. Им встречали дорогих гостей, приветствовали жениха и невесту в день свадьбы, без него не обходился ни один праздник, ни одно застолье. С ним была связана вся жизнь человека от младенчества до старости. И сегодня мы вспомним песни и сказки, пословицы и поговорки, в которых говорится о хлебе и обо всём, что делали люди из муки: пирогах и калачах, караваях и блинах, куличах и пряниках.
Дети читают стихи.
1.Осень скверы украшает разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах и в огороде, и в лесу, и у воды
Приготовила природа всевозможные плоды.
2. На полях идет уборка –
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зерна в норку,
Чтобы был зимой обед.
3. Сушат белочки коренья,
Запасают пчелы мед.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладет.
(Т. Бокова)
4. Все поспело, все созрело.
Добрый будет урожай.
Здесь для всех найдется дело,
Не ленись да собирай!
(Т. Шорыгина)
5. Налились колосья в поле – золотистая пшеница.
Время жатвы наступило - выходите потрудиться.
От заката до восхода, от восхода до заката.
Да! Нелегкая работа, но за это и награда. (С. Тихонин)
6. Склонила тяжелую голову рожь:
«Спасибо вам солнце и ласковой дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам моим старым знакомым!
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна.
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд
7.Я долгую зиму в земле пролежала,
Ютилось под снегом, от стужи дрожала,
Но солнце меня отогрело давно,
И я принесла золотое зерно.
Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,
А если меня вы посеете снова,
Я снова под снегом дорогу найду
И колосом стану, и к людям приду!
( Я. Дягутите)
Воспитатель: Осенью люди собирают урожай зерна. Тысячи людей трудятся, чтобы вырастить, собрать и обмолотить зерно и выпечь хлеб. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ придумал пословицы про него.
Хлеб всему голова.
Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
Во все времена люди с любовью и уважение относились к хлебу. Ценили труд тех, кто трудится для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый, свежий и вкусный хлеб. А теперь ребята я хочу, чтобы вы внимательно посмотрели на эти картинки и разложили их в правильном порядке. Ну-ка старшие ребятки принимайтесь за дело!( дети раскладывают логический ряд из картинок по теме «Уборка урожая»)
Воспитатель: А как вы уже знаете, зерна бывают разные – рожь, ячмень, пшеница, овёс и другие. Посмотрите, что я вам покажу, (воспитатель показывает емкости с крупами). Как вы думаете, что это? Правильно. Это крупы. Посмотрите, какие они разные. Давайте с вами назовем их (гречка, рис, пшено, перловка, геркулес). Из них готовят повара на завтрак очень полезные и вкусные каши. И все они делаются из различных злаков, которые растут в поле.
Воспитатель: А теперь настала пора немножко поиграть. Давайте-ка вспомним пальчиковые игры, в которые мы с вами играли.
Дети садятся в кружочек и играют с воспитателем в пальчиковые игры.
«Как у нашего овса»
Как у нашего овса – заплетает поочередно косу у каждого плеча
Растет русая коса.
Как у нашей у пшеницы показываем каждым пальцем вокруг глаз
Золотистые ресницы.
Как у нашей гречки делать колечки пальцами
Черные колечки.
А из нашей из картошки « лепим лепешки»
Очень вкусные лепешки.
«Тесто»
Два цыпленка, два цыпленка, Пальцы-клювики
Просо молотили. Кулаком молотим по ладони
Две хохлатки, две хохлатки Показываем «гребешок»
К мельнику возили. Несем воображаемый мешок
Наш козел - отличный мельник, «Рожки» пальцами у головы
Он молоть умеет,
А коза ему поможет, Рожки одной рукой
И муку просеет. «Просеиваем» муку
Муха месит, муха месит, «месим» тесто двумя руками
Пчелка помогает.
Солнце светит, солнце свети, Руки сомкнуты над головой
Тесто запекает. «Подаем» на ладонях хлеб
«Кисонька-Мурысонька»
- Кисонька-Мурысонька, где была? «усы» возле рта
- На мельнице. Упражнение «мельница»
- Кисонька-Мурысонька, что делала? «усы» возле рта
- Муку молола трем кулачками по друг дружке
- Кисонька-Мурысонька, зачем тебе мука? «усы» возле рта
- Пирожки печь «печем» пирожки
- Кисонька-Мурысонька, с кем будешь пирожки есть? «усы» возле рта
- Одна показываем указательный палец
- Не ешь одна, не ешь одна, дай детям! грозим пальцем
Воспитатель: Молодцы! А теперь немножко подвигаемся.
Играют в игры-эстафеты.
1. Игра «Разгрузка зерна». Группа делится на две команды. По команде дети перевозят мешочки до «мельницы» на машинах.
2. Игра « Закрома». Дети, по команде, пересыпают ложкой зерно из мешочков в мисочки.
3. Игра «Угощение для гостей». Дети, по команде, бегут к тарелке с «пирожками», берут по одному и возвращаются к куклам, кладут перед каждой «пирожок» на тарелочку.
Воспитатель: Вот какие молодцы! Как быстро вы справились с заданиями! Давайте немножко отдохнем. Садитесь на стульчики, поработаем нашими головками, будем загадки отгадывать!
1.В поле сеют и растят,
Убирают, сыплют в склад.
И на хлеб идет оно,
А зовут его … (зерно).
2. Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят (колос)
3. Тыща братьев крепко связаны,
Сотней братьев подпоясаны. (сноп)
4. Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами,
Кусают меня зубами.
За что меня так губят?
Потому что любят! (хлеб)
5. Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном.
С вишней сладкою бывает,
В печь его сперва сажают.
А как выйдет он оттуда
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят! (пирог)
Воспитатель: Вот какие ребята умненькие, все загадки отгадывают. Пришло время песенки петь и урожай собирать. Становитесь все в кружок, будем хоровод водить.
Дети с воспитателем играют в музыкально-ритмический хоровод «Урожайный».
Воспитатель: Хорошо мы потрудились, пришло время подкрепиться, а в награду за наш труд родители испекли нам большой каравай!
Дети садятся за праздничный стол, устраивается чаепитие.
Используемая литература:
Дыкман Л. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? Труд, игры, творчество, праздники года. – СПб: ПЕТРО-РИФ, 1998.
Даль В.И. Пословицы русского народа. М., ННН, 2003.
Хананова И.Н. Солёное тесто. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., Просвещение , 1985г.
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. М.,Мозаика-Синтез, 2008 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ