Сценарий театральной постановки по экологии
Цебрук Надежда Александровна
МБУ школа №90 г.о.Тольятти
Учитель начальных классов
Сценарий театральной постановки по экологии
Цель: формирование экологической культуры личности младшего школьника
Задачи:
Развитие эмоционально – чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры.
Формирование позитивного опыта взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему.
Данный сценарий поможет учителю начальных классов организовать и интересно провести мероприятие по экологии.
Сценарий театральной постановки по экологии
Выходят дети на сцену с песней "Ты проснёшься на рассвете".
Голос по радио (Земля):
- Я - Земля! я в беде! Я не в силах исправить всё зло, которое творит человек. Я не в силах спасти
гибнувших птиц и зверей, очистить воздух, уничтожить весь мусор, который разбросал человек.
Скоро я не смогу спасти и вас, дети.
Ученик 1:
- Земля, земля, неужели ты можешь погибнуть?
Голос:
- У вас есть ещё время, чтобы спасти меня и самих себя. Только вы можете это сделать. Только вы можете найти дорогу к спасению.
Ученик 2:
- Земля! Земля! Скажи, что же мы должны делать?
Ученик 3:
- Молчит. Может быть у неё больше нет сил, чтобы говорить с нами?
Ученик 4:
- Надо действовать самостоятельно! Будем искать дорогу к спасению.
Ученик 1:
- Но где же эта дорога? И кто нам подскажет?
Под музыку выходит Природа (в руке у неё "Красная книга")
Природа:
- Я - Природа - ваша дорога, ваш друг. Оглянитесь вокруг, посмотрите на меня, не глазами, а сердцем,
душой и вам откроется мир иной.
Ученик 2:
- Красная книга? Почему она красна?
Природа:
- Красный цвет предупреждает вас - Стой! Ещё один неосторожный шаг и может быть поздно.
Уже сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений:
Цветок 1:
- Купавка, василёк, дрок, пышник, пион узколистный, тюльпан двуцветный.
Цветок 2:
- Ветреница, гвоздика, купена, ландыш, кувшинка, лилия, колокольчик.
Цветок 1 (выбегает и плачет):
- Дзинь, дзинь!
Ученик 4:
- О чём плачет колокольчик?
Ученик 3:
- Может быть о том, как много цветов гибнет от рук человека и как с каждым годом их становится все
меньше. В час раздумий наших и тревог, в горький час беды и неудачи видел я: цветы, как люди, плачут
и росу роняют на песок.
Ученик 1:
- Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, если все: и я, и ты, если мы сорвём цветок – опустеют
все поляны и не будет красоты!
Природа:
- Это верно. А многие травы такие древние, что про них люди сложили сказки.
Инсценировка сказки "Иван - да - Марья" (Приложение)
Природа:
- Но не только цветы, но и насекомые, птицы, рыбы. звери в души людям смотрят. Вы их жалейте, люди,
не убивайте зря. Ведь небо без птиц - не небо, а море без рыб - не море, и земля без зверей - не земля.
Песня, музыкальная заставка.
Цветок 2:
- Многие известные нам птицы, звери, рыбы, насекомые исчезаютс Земли каждый год, день, час.
Ученик 4:
- Этот список можно продолжить. Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
На сцену выбегают мусор, Огонь, Вредные вещества.
Природа:
- Помогите! Спасите!
Ученики (все):
- Ой, вы кто?
Мусор: - Я - Мусор, который губит землю и природу. Мусор, который вы так любите разбрасывать.
Огонь:
- Я - Огонь! Это меня вы разводите в лесу, а потом забываете тушить. И я великим становлюсь пожаром
и все покоряются мне.
Вредные вещества (хихикают):
- А мы Вредные вещества! Нас выпускают заводы, химические предприятия! Мы очень любим портить
воздух и загрязнять водоёмы!
Все: - Загрязним! Намусорим! Подожжём!
Ученики (все):
- Нет! Мы Природу и Землю в обиду не дадим!
Ученик 1:
- Мусор уберём в мусорные баки!
Ученик 2:
- Огонь потушим!
Ученик 3:
- А вредные вещества?
Обращение в зал:
Будем строить очистные сооружения, сажать деревья, машины заряжать электричеством.
Природа:
- Спасибо, ребята!
Ученик 2: - Природа! Планета Земля! Отныне мы дети твои и друзья. Отныне мы вместе - большая семья - цветы,
деревья, птицы: Ты! Вы! И Я!
Голос: - Мне радостно слышать ваши слова. Вы - будущее поколение, не забывайте обо мне. Берегите меня и
природу!
Ученик 3:
- Мы обещаем всегда тебя защищать. А чтобы все люди на земле не забывали о том, что ты, Земля,
- наш дом.
Ученик 4:
- Мы хотим попросить вас, ребята, расклеить правила поведения в природе у подъезда своего дома,
в магазине, в автобусе, на остановках.
Ученик 1:
- И тогда люди задумаются, что чистота, красота, богатство Земли зависит от каждого из нас.
Приложение
Инсценировка «Иван - да - Марья»
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Девица,
Молодец,
цветок Купаленка,
цветок Иван – да - Марья,
Папоротник,
Леший,
Три девушки
Сцена украшена лентами и березовыми веточками, в углах прячутся цветы Купаленка, Иван-да-Марья, там же стоит папоротник, где-то за сценой журчит река. Звучит песня, выходят Молодец и Девица.
Как у нас в году три праздника:
Первый праздничек — Семик честной,
Другой праздничек — Троицын день,
А третий праздник — Купальница.
ДЕВИЦА: Куда ты собрался, милый друг? Пойдем со мной песни петь, хороводы водить, венки плести,
судьбу загадывать.
МОЛОДЕЦ: Не пойду я с тобой, ненаглядная моя. Хочу в лес сходить, цвет папоротника найти.
ДЕВИЦА: Да на что он тебе? Вся земля твоя — бери — не хочу. Не ходи в лес, там страшно.
МОЛОДЕЦ: Задумал я найти заветный цвет, чтоб все клады потом найти, к твоим ногам положить.
Девица: Ой, не нужны мне все клады, нужен ты мне живой - здоровый. Не ходи, лучше пойдем на речку,
в росе искупаемся, святой водой обольемся. Сегодня солнце сбилось с пути и ясноокая дева - Заря явилась
ему на подмогу. Она не только вела его по небу, но и росой умывала, напоенной летним благоуханием
цветов. Пойдем со мной купаться, очистимся от всех грехов, заживем новой жизнью.
МОЛОДЕЦ: Нет, не пойду с тобой. Пойду в темный лес, счастье свое искать-пытать-разведывать.
Не поминай лихом!
Молодец и девица расходятся. Девица уходит на песню, звучащую за сценой:
Ночь невелика!
Марья не спала,
Петра ключи брала,
Зарю размыкала,
Росу выпускала.
Роса медовая,
Трава шелковая -
Посередь лужка,
Против солнышка.
Песня замолкает, молодец остается один. Становится темнее, из своих укрытий выходят цветы, папоротник, к ним присоединяется Леший. Все они кружат вокруг молодца, приговаривая:
Как на Ивана Купала
Красно солнышко играло.
Пойдут девушки травку рвать,
Сестру с братом поминать:
Ой, где та травица -
Что братец с сестрицей.
На братце — синий цвет,
На сестрице— желтый цвет.
Росой Заря-заряница упала,
Сестру с братом венчала.
Все начинают толкать молодца, он окончательно запутывается и вскрикивает. Все замирают, остается
только цветок Иван – да - Марья.
МОЛОДЕЦ: Ты кто?
ИВАН-ДА-МАРЬЯ: Ай не признал? Я цветок заповедный, волшебный. Возьми меня, я тебе счастье принесу.
МОЛОДЕЦ: А, знаю я тебя. Ты цветок ворожбы Иван – да - Марья: девица и молодец полюбили друг друга и повенчались, не зная, что они брат и сестра, и превратились они в цветок с желтыми и синими лепестками.
Знаю я тебя, не возьму с собой. Иди к девкам, они тебя сорвут, в венок вплетут, по венку гадать станут.
Не нужен ты мне. Я другой цвет огненный ищу.
Вновь все завертелось, закружилось вокруг молодца, снова его стали пинать да толкать, припевая:
— Купала, Купала,
Где ты летовала?
— Летовала я в лесочке
Под ракитовым кусточком,
Под березовым листочком!
— Купала, Купала,
Где ты зимовала?
— Зимовала я в лужочке -
Под беленьким снежочком!
Все разбегаются, остается только цветок Купаленка.
КУПАЛЕНКА: Здравствуй, добрый молодец. Что ты тут делаешь? Зачем ночью в лес пришел. Иди к людям, гуляй, прыгай через костры. В заповедную ночь не следует здесь бродить.
МОЛОДЕЦ: Чего это, не следует? Самое оно.
КУПАЛЕНКА: Ты же знаешь, ночь сейчас ведовская. Нечисть всякая по лесу бродит, русалки из болот
вылезают, лешие по дуплам не сидят, водят, крутят по лесу. Уходи отсюда.
МОЛОДЕЦ: Знаю я тебя, ты Купаленка, лесной цветок. Но не тебя я ищу, не тебя хочу. Пусти меня.
КУПАЛЕНКА: Ой, молодец, пропадешь, сгинешь ты зазря, не поможет тебе удаль молодецкая, похвала удалецкая.
МОЛОДЕЦ: Пусти!
И опять все закружилось, завертелось. Идет вперед молодец, а ему мешают, песню завывают:
Кругло, невелико поле,
На нем дивных ягод много:
Спелых, зрелых,
Красных и белых.
Кто ночью идет,
Тот наберет.
А Марья брала спелые,
А Иван брал зрелые -
Красные и белые.
Все исчезло, только стоит цветок папоротника, полыхает во все стороны светом невиданным, неслыханным.
МОЛОДЕЦ: Вот ты какой, цветок заветный, заповедный. Долго я тебя искал, ждал. Вот ты и нашелся.
А цветок все ярче, все ярче пылает. Бросился к нему молодец.
Издалека слышна девичья песня:
Ой, на Ивана,
Ой, на Купала
Девушки гадали,
В воду быструю
Венки кидали.
— Скажи, водица,
Красной девице
Про жизнь молодую,
С кем век вековать?
Кого, реченька,
Любимым называть?
Долго ли жить,
По земле ходить?
Неси, речка, венок
На другой бережок.
Вместе с песней выходят три девушки и девица, в руках у них венки. Они их доплетают и бросают в «реку», следят за течением. У двоих из них ведра с водой. Они смачивают в воде руки, умывают лицо, брызгают на соседок и в зал. Девица задумчива.
ПЕРВАЯ ДЕВУШКА: Что ты, подруженька, грустна. Иль что недоброе вспомнила?
ДЕВИЦА: Ушел мой добрый молодец в лес счастье пытать, папоротник-цветок искать. Ой, боюсь я недоброе с ним случится.
ВТОРАЯ ДЕВУШКА: А ты надейся, милая, он к тебе и вернется.
ТРЕТЬЯ ДЕВУШКА: Давайте лучше костер запалим, себя взбодрим, развеселим.
Девушки уходят готовить костер, девица уходит в противоположную сторону. На сцену «выпадает» молодец и лежит без движения. Выбегает девица.
ДЕВИЦА: Милый друг, что с тобой сдеялось? Что приключилось?
МОЛОДЕЦ: Ой, еле от нечисти ушел. Цветок видел, а взять не смог.
ДЕВИЦА: Хорошо, что цел остался. А клады мы и так найдем. Ты мне ценнее всех кладов на свете.
МОЛОДЕЦ: Ох и страшен ночной купальский лес.
ДЕВИЦА: А мы на речку пойдем, через огонь попрыгаем, твоя душа и отогреется. Идем.
Молодец встает и идет вместе с девицей. Выходят девушки, зажигают костер, поют:
У воды-моря Купала!
Играл ночью конь у Ивана,
Копытом камень разбивал,
Искрой костер разжигал.
Скачи-ка первым, конь,
Через велик огонь.
За тобой царь и царица,
И красная девица,
И миром, и пиром,
И с добрыми людьми.
Прыгать через костер начинает молодец и девица. Остальные три девушки в зале находят парней и прыгают вместе с ними. Пока все прыгают, общим фоном звучит прощальная Купальская песня:
Как на Купалу
Солнце играло!
Ходи, чижик, у ворот,
Собирай хоровод:
Парней — на гулянье,
Молодушек — на купанье,
А девчонок венки вить,
На речку ходить,
Венки в воду бросать,
Свою судьбу гадать!
Интернет ресурсы:
http://scenarii.online.ua/stsenarii-detskie/924/ivan-kupala-v-lagere/
Литература:
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ