Сценарий урока «Почему мы иногда обманываем»



Сценарий урока « Почему мы иногда обманываем»

Цельрасширить представление о правде как общечеловеческой ценности; углублять представления учащихся о нравственных качествах человека

Задачи:

-        раскрыть понятия «искренность» и «честность»;

-        развивать способность рассуждать и оценивать ситуации;

-        воспитывать стремление быть честным и искренним с собой и окружающими людьми;

Ход урока

1.Учитель: Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера,

Давайте станем мы, ребята,

Творцами правды и добра.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему «Почему мы говорим неправду»

Как вы думаете, что такое честность? (Ответы детей)

Давайте посмотрим определение слова честность в толковом словаре С.И. Ожегова.  (Дети читают пределение слова «честность» из толкового словаря)

-Что такое ложь? ( ответы детей)

Давайте сравним наши предположения с толкованием слова ложь в толковом словаре С.И.Ожегова.( дети читают значение слова. Ложь – намеренное искажение истины, неправда, обман.)

-Как вы понимаете слова «намеренное искажение»?

-Есть ли среди вас те, кто ни разу никого не обманывал?

-Почему чаще всего люди обманывают? (Желают что-то скрыть или пошутить.)

II. Продолжите рассказы.

(дети поделены на три группы)

На столе у группы лежат тексты с заданием

1 группа.

После школы Петя играл с друзьями в хоккей. Уроки он не успел выучить. Вечером пришлось сказать маме неправду. На следующий день учительница вызвала Петю к доске…

Вопрос к группе -Почему Петя хотел скрыть от мамы, что он не выучил уроки?

2 группа

Витя часто обманывал друзей, считая, что очень весело шутит: то закричит, что школа горит, то изображает тонущего человека в реке. Однажды на катке он упал и понял, что сам встать не сможет, и закричал: «Помогите, мне плохо…» …Друзья подумали, что он шутит, и не спешили к нему.

Вопрос к группе -Удачно ли шутит Витя?


3 группа

Выбирается из группы пара детей.( дети делают выбор сами) Один человек из пары играет роль ма­мы, другой — сына. Дети читают по ролям диалог.

«Как жить без обмана»

Мать:

Сын, мне утром позвонили,

В школу к вам зайти просили.

Что ты снова натворил?

Ты кому-то нагрубил?

Сын:

На уроки опоздал

И сказал,что я застрял

В лифте нашем, вот и все,

Это шутка, не вранье!

Мать:

Саша, это же кошмар!

Будет у меня удар

От такого поведенья.

Ты заврался, без сомненья.

Сын:

Мама, пусть я вру, и что же?

Ты обманываешь тоже.

Нам нельзя, а взрослым можно!?

Быть все время честным сложно.

Мать:

Если постоянно врать,

Можно много потерять.

Честность люди уважают,

А обман всех унижает.


Вопрос к группе -В чем разница между шуткой и обманом?


III. -Когда люди чаще всего обманывают? Выберите ответ из предложенных вариантов или дайте свой ответ

♦ Дети обманывают родителей вот почему: дети могут что-то сло­мать, а потом сказать, что это не они сделали, или из-за того, что им надо что-то прочитать, а они не прочитали.

♦ Потому что стыдно.

♦ Потому что они стесняются.

♦ Потому что родители высокие и все видят свысока.

♦ Не хотят, чтоб их ругали.

♦ Когда дети что-то хотят, но не могут этого добиться, они обманывают.

Потому что дети боятся, что на них рассердятся.

♦ Не хотят, чтобы наказали.

♦ Потому что боятся разозлить родителей.

♦ Потому что родители ничего не разрешают.

♦ Я не обманываю.

Ответы детей

V. Работа с пословицами в группах. Соберите пословицу из частей. - Как вы понимаете смысл каждой из них? Выберите ту, которая больше всего понравилась.

(пословицы разрезать заранее на части, разложить по группам- 3 пословицы каждой. Части перепутать только внутри пословицы)


  • Лучше печальная правда, чем радостная ложь.

  • Шила в мешке не утаишь.

  • Ложь человека не красит.

  • Соврешь — не помрешь, да вперед не поверят

  • Врет, что помелом метет.

  • В ком правды нет, в том добра мало.

  • На обмане далеко не уедешь.

  • Ложь белой ниткой шита.

  • Ложь дружбу губит.

  • Лжи много, а правда одна.

  • Маленькая ложь за собою большую ведет.

  • Ври, да знай меру.

VI. Практическая работа.

К нам в гости пришли две девочки, которых зовут Правда и Ложь. Обе они рассказывают нам о сегодняшней погоде.

- Что скажет девочка Правда, а что девочка Ложь?

- Дружат ли эти девочки?

Вспомните пословицу: «Правда с ложью не дружат.»

Нарисуйте этих девочек. Как вы их себе представляете?(дети рисуют группой на листочках-приготовить заранее- звучит музыка « Дорогою добра». Учитель: Покажите, пожалуйста свои работы. Почему для девочки Правды вы использовали более яркие и солнечные цвета?

С какой девочкой Вам бы хотелось дружить? Почему?

VII.Рефлексия.

Учитель: Ребята, у вас на столе лежит «Сердечко честности» Каждый должен рассказать о своем честном поступке, а затем прикрепить сердечко на дерево честности.(на доске красивое дерево, но без листиков).

VIII Итог

Учитель:         Говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста.  И только человека с открытой душой, добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.

Спасибо за урок!


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ