"Сохраним природу "

Скачать материал

Тема урока: «Сохраним природу КРЫМА».

Цель: Формирование экологической культуры учащихся.

Задачи

Образовательные:

- закрепление понятий «природа», «живая природа», «неживая природа»;

- знакомство с понятием «экология»;

- углубление теоретических знаний в области экологии;

- закрепление представления о человеке как части природы;

- расширение знаний учащихся о редких видах растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Развивающие:

- формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;

- развитие внимания, памяти, активизация мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

- воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;

- привлечение внимания к экологическим проблемам;

- воспитание экологической ответственности;

- привлечение учащихся к участию в школьном конкурсе проектов по защите окружающей среды;

- воспитание умения видеть прекрасное в окружающей природе.



Оборудование:

1. Ноутбук.
2. Слайды.
3.Иллюстрации животных и растений Красной книги
4. Физическая карта Крыма.
5. Выставка книг о природе.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг….(природа)

II.. Актуализация знаний.

Что такое «окружающая среда»? (Всё то, что нас окружает, те места, где мы живём, работаем, отдыхаем.)
– Что изучает наука экология?
 (Наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.)
– Приведите примеры экологических связей:

а) Живое ––> неживое. (Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.) 
б) Неживое ––> живое. (Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.)
в) Растения ––> животные. (Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам.)
г) Человек ––> природа. (Человек охраняет природу.)

 Какое значение для людей имеет экология? (От состояния окружающей среды зависит будущее всего человечества: будет ли человек пить чистую воду, дышать чистым воздухом, употреблять в пищу экологически чистые продукты питания, наслаждаться красотой природы и т.д.)

III. Сообщение темы и целей урока

  1. Беседа.

Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши 
родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром. Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая, но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди – украинцы, русские, крымские татары… Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму? (Крымчане) 

Да, мы крымчане и Крым – наш дом. Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма, писали о Крыме стихи и рассказы.  Но се чаще мы сталкиваемся с такой проблемой ,как уничтожение нашей прироы.

Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.
А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Возможно, ты спросишь: а будет ли природе хуже, если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или сорву всего 3–4 цветка, или поймаю одну е динственную бабочку?
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, третью, четвёртую, пятую – кто-то ещё, что же станет с природой?

А теперь поговорим о ранах больших.
С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством, строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям.

Одни люди рубят деревья, чтобы продавать ценную древесину. Другие так освобождают землю для полей, чтобы сеять зерно.

Многие люди уничтожают леса, чтобы на их месте пасти скот. Когда скотина съест всю траву, пастбище превращается в пустыню.

Всё больше загрязняются воздух, вода. Ты знаешь, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами…

Когда люди сбрасывают вредные отходы, такие, как, скажем, нефть, в реки, озёра и моря, они уничтожают растения, птиц и животных.

Отработанные газы от промышленных предприятий и автомобильного транспорта загрязняют воздух. Из-за них становится трудно дышать, гибнут растения и деревья.

Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой истребляют ради меха или мяса, иногда даже и просто так.

IV. Лекция учителя

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.Поэтому была создана «Красная книга». Издание книги началось в 1999 году с создания инициативной группы ученых, задача которых состояла в подготовке и систематизации всей имеющейся информации. Все дело в том, что особенные климатические условия Крыма сделали всю систему уникальной, а растения и животные, как известно, составляют часть экосистемы в целом. При издании книги, по мнению ведущих крымских ученых, были допущены некоторые ошибки, однако в целом, содержание соответствует истинному положению вещей.

Красная Книга Крыма рассказывает широкому кругу читателей о том, какие растения не только находятся в меньшинстве, но также и стоят за чертой вымирания. Всего в данную книгу занесено больше двух тысяч видов: львиную долю – почти 1200 видов – составляет флора, а оставшиеся – фауна 



Ребята , растения нужно охранять ! Как вы думаете, почему? (вырубают леса, рвут цветы,)

Дайте посмотрим какие же растения находятся под охраной в «Красной книге»:

Растения Крыма Подснежник складчатый Эндем Крыма. Встречается в лесах и на тенистых местах по всему горному Крыму. Цветет с февраля по апрель. Ежегодно в огромных количествах уничтожается сборщиками для продажи. Вот почему существование подснежника находится под угрозой.

Шалфей луговой Многолетнее темно-зеленое, опушенное растение высотой от 30 до 70 см. Чашечка колокольчатая, опушена отстоячими волосками. Венчик темно-синий. Встречается редко. Предложен для внесения в Красную книгу Крыма.

МОЖЖЕВЕЛЬНИК - стройное, похожее на кипарис дерево с пирамидальной или яйцевидной кроной. Хвоя сизовато-зеленая, мягкая на ощупь, сходная с хвоей кипариса. Растет в Крыму во многих местах, но везде он немногочислен и поэтому занесен в Красную книгу.

Сосна Станкевича Вечнозеленое хвойное дерево высотой до 25 м. Цветет в апреле - мае. Плодоносит в сентябре. Светолюбивое растение. Реликтовый эндемичный вид.

Тис ягодный Тис ягодный растет в крымских лесах, на скалистых склонах гор, преимущественно в поясе буковых лесов, реже на плато. Тис является реликтовым деревом, дожившим до наших дней с доледникового периода. Тис внесен в Красную книгу .

Пион тонколистный Многолетнее растение 20–30 см высотой; листья ярко-зеленые, с нежными тонкими долями; цветки одиночные, крупные, 4–5 см в диаметре, темно-красные. Цветет в апреле — мае, плодоносит в сентябре. Растет в степях, на яйлинских луговинах, в каменистых местах горного Крыма и Керченского полуострова. Решением Ялтинского горисполкома заповедано в 1971 г. Внесено в Красную книгу Крыма.

Ясколка Биберштейна Ее иногда называют крымским «эдельвейсом». Растение невысокое, 15-20 см, седое от густого опушения, образует рыхлые дерновинки. Цветет с мая до июля. Очень обычна на луговинах крымских яйл, но более нигде в мире не встречается. Внесена в Европейский Красный список.

Тюльпан Шренка Тюльпан Шренка занесен в Красную Книгу. Категорически запрещён сбор растений на букеты и выкапывание луковиц, продажа цветов и луковиц. Выкопать луковицу этого тюльпана не так то и просто - она прячется глубоко в каменистой почве - на глубине до 45 см.

Как охранять жиотных!

-Как вы думаете почему многие животные находятся под угрозой исчезновения?

В Красную книгу занесены такие животные как :богомол, эмпуза полосатая, крымская зернистая жужелица, альпийский усач, бабочка поликсена, олеандровый бражник и другие виды.

Многие полезные и редкие насекомые гибнут от ядохимикатов, которые используют на полях и в садах, жуки-олени, например, могут жить только в дубовых лесах, так что площадь дубрав прямо влияет на их численность. Есть случаи, когда люди, увидев темно-синюю, переливчатую жужелицу и испугавшись, убивают ее, вместо того чтобы показать это редкое и совершенно не опасное насекомое своим детям, полюбоваться и пойти своей дорогой, предоставив жужелице идти своей.



Опасных ядовитых насекомых в Крыму не много и, скорее всего, вы с ними не встретитесь. Среди многочисленных паукообразных – крымский скорпион, пауки тарантул и каракурт. Они живут в степях, прячутся от зноя в круглых норках. В лесах и парках могут встречаться иксодовые клещи Из-за сухости климата Крым беден земноводными. В горных водоемах водится гребенчатый тритон (его некоторые держат в аквариумах, т.к. он может жить в неволе). Очень многочисленна озерная лягушка; встречаются и древесные лягушки-квакши, с присосками на лапках, которые помогают им держаться на дереве. Все амфибии – полезны.

Часто можно видеть на камнях, нагретых солнцем, маленьких разноцветных ящериц. В Крыму их 6 видов: прыткая, крымская, скальная, разноцветная ящурка, желтопузик, крымский геккон. Желтопузика иногда путают со змеей, но эта желтая безногая ящерица только похожа на змею. На месте ног у нее продольные складки, глаза имеют веки, а зубов нет. Желтопузик насекомоядный, занесен в Красную книгу. Живет как в горных (южнобережных) районах, так и в степи. Змей в Крыму практически нет, если не считать ужей (обыкновенного и водяного). Оба вида полозов (четырехполосый и леопардовый) внесены в Красную книгу; неядовиты. Обитают в основном на склонах гор, в скалах. Единственная ядовитая змея на полуострове – степная гадюка, но встречается она редко, укусы не смертельны. Интересно, что будет, если каждый заведет на участке какую-нибудь небольшую змею вместо кошки, чтобы она ловила мышей? Как в Индии заводят питонов. Из всех змей в Крыму чаще остальных можно увидеть ужа, но при встрече он сразу пытается скрыться.



В горных лесах гнездится до 40% всех птиц полуострова. Самый многочисленный –зяблик, из голубей – вяхирь и горлинка, зарянка, сова-неясыть, славки, дрозды певчий и черный, клест, лесной конек, чиж, черноголовая сойка, большой пестрый дятел. Весной иногда можно услышать, как в кроне высоких деревьев поет невидимая иволга. В степных районах обычны жаворонки и удоды –«степные попугаи». Эти довольно крупные рыжеватые птицы с черными полосками вдоль тела имеют высокие хохолки на головах, которые они ловко раскрывают и складывают, как веер. Удода трудно заметить в рыжеватой пыли или среди сухих степных трав, даже если он сидит почти у вас под ногами. Еще 100 лет назад в крымских дворах вместе с индюками и курами жили павлины. Сейчас пытаются искусственно разводить перепелов, фазанов и страусов.

В Крыму несколько видов сов: от самой маленькой – сплюшки – до крупного филина. Другие хищники – орел-могильник, канюк; падальщики – стервятник, гриф и сип.

На яйлах гнездятся полевой конек, каменка обыкновенная, коноплянка, полевой жаворонок, кеклик. В степи – 4 вида жаворонков, кулик-авдотка, очень редко – дрофа.

На прибрежных скалах – баклан хохлатый, нырок, огарь, пеганки, чайки, буревестник. В Крыму зимуют около 30 видов птиц: чернозобая гагара, пеганки, нырковая утка, чомга, большой баклан, лебеди и др.

В Красную книгу занесены многие виды, причины исчезновения которых не ясны: например, черный аист, степной орел. Очень интересное место— Лебяжьи острова . В этом заповеднике гнездятся и зимуют многие виды птиц (на пролете в Крыму бывают даже пеликаны). Много птиц – в Карадагском заповеднике. Туристам с катера показывают черных хохлатых бакланов, т.к. беспокоить их нельзя.


Конечно, всем интересно: много ли в Крыму млекопитающих? Кого можно встретить в лесу, прогуливаясь по тропинке? Скорее всего, никого, т.к. дневные животные очень осторожны и наверняка постараются избежать встречи с человеком. И все же крымские леса населены. Здесь живут зайцы-русаки, кролики, куницы, лисы, барсуки, енотовидные собаки, белки, ласки, хорьки. Надо сказать, что из всех зверьков куницы и ласки – самые «сумасшедшие». Если куница в кого-то вцепилась, то держит мертвой хваткой. То же можно сказать о маленькой, но отважной ласке, которая может в одиночку перегрызть горло целому курятнику в пылу охоты и пролезет в любую щель.
Зима 2006 года была очень холодной, и по льду из Херсонской области на Крымский полуостров пришло около 35 волков (хотя волков в Крыму нет, их перебили еще до войны). Иногда в крымские леса заходят лоси.

Из насекомоядных в Крыму живут ежи и 5 видов землероек. Ежиков иногда по вечерам можно увидеть и в городе, где-нибудь в парке или на тихой улице, где нет машин. Землеройку увидеть почти невозможно: они очень маленькие, не больше мыши, и почти не показываются на поверхности земли. Легче встретить кого-нибудь из грызунов: суслика, хомяка, тушканчика или мышовку.

В пещерах и гротах живут рукокрылые – летучие мыши; их в Крыму около 18 видов, но половина занесена в Красную книгу. Летучие мыши очень не любят, когда их беспокоят на отдыхе. Все эти ночницы, нетопыри, длиннокрылы и подковоносы – животные исключительно полезные, ночные и скрытные. Естественно, не вампиры; питаются насекомыми.

Самые крупные животные в Крыму – парнокопытные: благородный олень (до 700 особей) и косуля (до 2 000 особей), кабан, зубр, корсиканский муфлон, лань.

Диких кабанов в Крым завезли в 1949 году из Уссурийского края, и они здесь прижились.



Из 57 видов крымских млекопитающих 17 отнесены к категории крайне редких животных. Больше никому не удастся, к сожалению, увидеть в Крыму тюленей-монахов; их истребили окончательно, хотя этот вид был внесен в Красные книги МСОП, СССР и УССР. На Черноморском побережье Крыма тюлень-монах встречался в начале XX века. Чтобы восстановить этот вид, еще в советские времена предлагалось начать реакклиматизацию тюленей на Тарханкуте, но представить это вряд ли возможно, ведь эти осторожные животные не переносили присутствия человека, а народу на Тарханкуте с каждым годом становится больше. Даже если бы тюлени в Крыму сохранились, им не понравилось бы жить в соседстве с отдыхающими и аквалангистами. Жаль, что их больше нет…



В Черном море жизнь кипит на глубине до 200 метров – там, где есть свет, воздух и нет сероводорода. В глубинах могут жить одни бактерии, которые сероводородом питаются. Но это не значит, что в Черном море и посмотреть не на что и не на кого. 

Здесь живут 2 вида дельфинов – белобочка и афалина. У берегов Карадага, Судака, Балаклавы их иногда можно видеть с катера или даже с пляжа.

  Вот они, выпрыгивают из воды, блестят на солнце их серебристые спины! Где рыба, там и дельфины. Они действительно сопровождают катера, и тогда их видно особенно хорошо. Афалины выступают во многих дельфинариях. Раньше в Балаклаве был большой военный дельфинарий, где дельфинов тренировали по специальным программам для работы во время боевых действий. Дико звучит словосочетание – «охота на дельфинов». Однако промысел дельфинов в Черном море был запрещен лишь в 1966 году. В Крыму начинает развиваться новый метод лечения детей – дельфинотерапия. Дети с замедленным развитием, страдающие ДЦП с удовольствием общаются с дельфинами, разговаривают с ними, а дельфины положительно влияют на нервную систему больных детей. Афалины занесены в Красную книгу Украины.

Как известно, дельфин – млекопитающее, а не рыба. Но в Черном море обитают и многие виды рыб. В Черном и Азовском морях встречается до 200 видов рыб, причем одни живут в этих морях постоянно, другие заходят, мигрируя через Босфор. Черное море преснее Средиземного, поэтому у нас нет средиземноморских видов. Рыбы Черного моря: барабулька (султанка), бычки, кефаль, скаты (морская лисица, морской кот-хвостокол), плоские рыбы – калкан, морской язык, речная камбала (глосса). Древнейшие рыбы Черного моря – осетровые. Они могут охотиться на всех глубинах, но из-за браконьерского промысла сейчас их мало. У берегов Кавказа черноморский осетр ходит нереститься на Дон, Кубань, Риони.

В 1980-х годах в Черном море было огромное количество хамсы и шпрота, но неконтролируемый вылов, вторжение гребневика мнемиопсиса привело к тому, что и хамса, и шпрот закончились. К счастью, в настоящее время популяция восстанавливается, а где есть хамса, там есть и хищные пелагические рыбы (т.е. обитающие в верхних слоях моря) – например, ставрида. Крупные (и редкие) хищники Черного моря – луфари, пеламида. Скумбрия и тунец больше не заходят в воды Черного моря, по экологическим причинам. Говорят, были случаи, когда из Мраморного моря в Черное заходила акула-молот, рыба-меч, но в Крыму акул нет, кроме катрана (он не опасен, а его мясо даже подают в ресторанах). На мелководье катран никогда не заходит.

В пресных водоемах Крыма водится около 36 видов рыб. Большая часть – акклиматизированных, которые прижились в Крыму после открытия Северо-Крымского канала: карась, карп, окунь, судак, толстолобик, щука. В реке Аузун-Узень водится радужная форель (она может жить только в очень чистой проточной воде). Американскую радужную форель выращивают в форелевом хозяйстве на реке Альме, и все же это редкая в Крыму рыба.



V.Физминутка.

Сейчас мы отдохнём и поиграем. (физминутку проводит подготовленный ученик, дежурный по классу)

Прилетела к нам вчера (частые взмахи)

Полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелёк (взмахи более редкие)

И весёлый мотылёк.  (взмахи руками от плеча)

Два жука и стрекоза, (Руки в одну сторону, затем – в другую)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (жужжат и делают взмахи)

От усталости упали (сели на корточки).

 

А что можем сделать мы, чтобы сохранить наш общий дом – природу? (ребята приводят примеры)

VI. Игра с мячом: «Друг и недруг природы»

 

Учитель бросает мяч и называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята ловят мяч, если нет - не ловят.

- Посадка деревьев.

- Вырубка лесов.

- Охота на редких животных.

- Сбор первоцветов.

- Строительство очистных сооружений на заводах.

- Разведение костров в лесу.

- Выброс дыма заводами.

- Создание заповедников.

- Выброс газов автомобилями.

- Использование солнечной энергии.

- Сбор макулатуры.

 

Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.


VII. Самостоятельная работа. Работа в парах.

 Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу».

 

Воскресенье в лесу

За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

 

Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать?

- Не включать громкую музыку.

- Не вырывать грибы.

- Не ломать ветки.

- Не разводить костры.

- Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет)

- Не трогать яйца птиц.

- Не брать диких животных домой.

- Не разрушать муравейники.

- Не уничтожать ужей.

- Не рвать охапками цветов.

 

Заключение.

Молодцы,  ребята. Нашли все поступки детей опасные для природы.

А как вы поступите, если найдёте гнёздышко с птенцами?

 

VIII. Игра «Мудрые мысли».

Из карточек составить известные выражения о важности природы и бережном к ней отношении.

 

1. ЛЕС - НАШЕ БОГАТСТВО!

2. ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!

3. ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ!

4. ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО НАРОДА!

5. ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!

 

Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.

 

IX. Итог урока.

- Чему мы сегодня научились? (охране природы, бережному отношению к природе)

- С каким словом познакомились? (экология)

- Почему надо охранять природу? (ей грозит опасность)

 

Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.

 

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 

X. Демонстрация природоохранных знаков. Приложение №1.

Посмотрите, какие знаки – сигналы придумали ребята – защитники природы. К чему они призывают нас? (дети высказывают свои мысли)

Демонстрируются знаки с комментариями. Приложение №2.

Прочитаем, к чему призывают эти знаки – сигналы.






10


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок