Совместная коллективно – творческая деятельность детей, родителей, учителей – основа формирования жизнетворческого классного коллектива

26













«Совместная коллективно – творческая деятельность детей, родителей, учителей – основа формирования жизнетворческого классного коллектива.»













Выполнила : уч.нач.кл.

МБОУ СОШ № 102

Чугина А.О.







Нижний Новгород 2013г.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………………..3

2.Глава 1…………………………………………………………………………………...4

3.1.1Понятие и значение коллективной творческой деятельности младших школьников………………………………………………..………………………………4

4.1.2 Виды КТД………………………………………………………………………..….7

5. 1.3 Определение и основные характеристики детского коллектива………………..9

6. 1.4 Формирование коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия……………………………………………………………………………12

7. Глава 2…………………………………………………………………………..……..17

8.2.1 Коллективная подготовка (КПД)…………………………………………………17

9. 2.2 Проведение КТД………………………………………………………………..…19

10. Глава 3…………………………………………………………………………..……21

11.3.1 Практическая часть…………………………………………………….………..21

12.Вывод…………………………………………………………………………..……..25

13.Список литературы…………………………………………………………….…….26























Введение.

Еще Аристотель отметил, что «коль человек- существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу». За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты.

Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей.

Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

Глава 1.

1.1 Понятие и значение коллективной творческой деятельности младших школьников.

КТД - это взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности родителей, учителей, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60х годов. Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.

Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

Стандарты нового поколения направлены на вариативность образования, т.е. способность образования соответствовать мотивам и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся. Поэтому ведущим принципом обновления содержания образования становится интеграция. Интеграция способствует развитию универсальных учебных действий, ключевых компетенций личности, обеспечивает творческое развитие личности. Интегрированное обучение также имеет важное технологическое значение в разрешении противоречия между необходимостью включения в содержание обучения учебный материал способствующий развитию универсальных учебных действий с одной стороны, и ограниченностью учебного времени, установленного СанПиН, с другой стороны.

Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время. Внеурочная деятельность представлена по направлениям развития личности, согласно ФГОС: спортивно-одоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, в различных формах ее организации, отличных от урочной системы обучения – кружки, секции, подготовку к олимпиадам и конференциям, проектная деятельность и др., а также проведение тематических классных, школьных, внешкольных мероприятий.

При организации взаимодействия детского, родительского и педагогического коллективов классному руководителю необходимо учитывать поэтапность решения данной задачи.

I этап. Взаимодействие между классным руководителем и родителями.

Классному руководителю необходимо шире использовать возможности классного родительского комитета, который планирует, готовит и проводит всю совместную работу по установлению контактов с родителями.

II этап. Взаимодействие между классным руководителем и педагогами.

Взаимодействие учителей, преподающих в классе, с классным руководителем позволяет не только обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению конкретных проблем классного сообщества, но и актуализировать в сознании учителей-предметников вопросы их собственной воспитательной деятельности, подвигнуть их к личностно-профессиональному совершенствованию, а классному руководителю - освободиться от стереотипов «воспитательной работы».

III этап. Совместное выстраивание воспитательных действий, ориентированных на личность ребенка, в интересах его развития.

На данном этапе важным является создание такого пространства (среды), в котором была бы представлена совокупность педагогических, психологических факторов (отношений, средств и т. д.), обеспечивающая возможность классному руководителю организовать совместную активную творческую деятельность родителей, педагогов и детей с целью становле­ния личности, формирования и гармонизации межличностных отношений во всех сферах взаимодействия. Все стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Цель исследования – раскрыть особенности формирования классного коллектива в начальной школе.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования – формирование классного коллектива в начальной школе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия коллектив и показать его влияние на развитие и воспитание детей младшего школьного возраста.

2. Изучить особенности развития личности младшего школьника.

3. Выявить условия, способствующие формированию коллектива в начальной школе.

1.2 Виды КТД

Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость Модели - трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, «Снежная сказка», трудовой сюрприз, фабрика, мастерская.

Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Модели - вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал.

Художественные КТД. Цель: развивать художественно - эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека Модели - кольцовка песен, концерт - «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.

Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Модели - веселая спартакиада, «Космонавты и метеоры», спартакиада народных игр, сюита туристских игр, «Тайна», «Следопыт».

Общественные КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни. Модели - День знаний, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, 8 Марта, День Победы.

Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности. Модели - газета - «молния», день рождения коллектива, «живая газета», журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, эстафета дружбы.

Экологические КТД. Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача учителя. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна» - экологические КТД. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края.

Досуговые КТД. Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

1.3 Определение и основные характеристики детского коллектива

Термин «коллектив» произошел от латинского collektives- собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности.

Коллектив - явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, увлечений самых разных людей. По Л.С. Выготскому коллектив выступает как фактор развития ребенка. Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. “Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище”.

Понятие "коллектив" было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти. Идеи "коллективного воспитания" были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, М.М. Пистрака, П.Н. Лепешинского и др., а позднее - В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, Н.Я. Скороходовой, И.П. Иванова. Положения А.С. Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания. В статье "Цель воспитания" он выделяет следующие признаки коллектива:

- общественно ценные цели;

- совместная деятельность по их достижению;

- отношения взаимной ответственности;

- организация органов самоуправления;

- направленность деятельности на общую пользу.

В дальнейшем в отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков, характеризующих группу как коллектив. Большое значение здесь сыграли работы А.В.Петровского, И.Н.Платонова, Л.И.Уманского.

Л.И. Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:

- содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);

- организационное единство;

- групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;

- психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).

Отличительными признаками стиля детского коллектива А. С. Макаренко считал: во-первых, мажор — постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию; во-вторых, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; в-третьих, дружеское единение его членов; в-четвертых, ощущение защищенности (А. С. Макаренко считал, что ни один ребенок не должен чувствовать себя в коллективе обособленно и беззащитно. Должно быть законом, что никто не имеет не только права, но даже возможности унижать в какой бы то ни было форме более слабого и зависимого); в-пятых, активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому или игровому действию; и наконец, привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций. Тон и стиль коллективных отношений поддерживается в соответствующих законах и правилах, как для детского коллектива, так и для коллектива педагогов. Эти законы варьируют в разного типа воспитательных учреждениях, но все они отражают ту систему требований, которая заложена в основе коллективного сотрудничества.

В школьном коллективе существует разветвленная сеть разнотипных первичных коллективов, в каждом из которых ребенок испытывает своеобразное воздействие, дает ему возможность осуществлять разные социальные роли (в одном он - ученик, в другом - спортсмен, в третьем - артист и т.д.)

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.

3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).

4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра [10].

В процессе совместной деятельности и общения между школьниками возникают различного вида отношения, образующие сложную внутреннюю жизнь коллектива.

Детский коллектив не может развиваться также без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания.

Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.

1.4 Формирование коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия.

Школьный коллектив начальная школа

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

В философии процесс развития коллектива рассматривается как развитие социального организма, основные критерии которого - целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности (В. Г. Иванов). В социальной психологии процесс развития рассматривается через такие параметры, как нравственная направленность, организационное и ценностное ориентационное единство, подготовленность к той или иной деятельности в рамках социально-психологической общности, возникающей в коллективе.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. Существует несколько подходов к вычленению стадий формирования детского коллектива. Большинство исследователей вслед за А. С. Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характеру предъявляемых требований. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяются три стадии.

Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования.

На первоначальной стадии развития цели коллектива обычно сориентированы на внутреннюю жизнь класса. Каждый ребенок в этот период старается найти друзей, микрогруппу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Микрогруппы образуются довольно интенсивно: порой лишь на основе симпатии, но чаще на основе общности интересов. В центре - дети, обладающие привлекательными для всех занятиями. В последнем случае микрогруппы носят неустойчивый характер и, если не появилось другого мотива их объединения, распадаются на первой стадии развития коллектива. В классе в этот период обычно значительное количество изолированных школьников. Эта стадия характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще всего не являются принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а сохранившиеся оказываются связанными с актуальными для жизни класса вопросами.

Первая часть считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. К завершению второй стадии уже складывается четкая структура деловых отношений, эмоционально-психологических.

Стабилизируется состав дружеских микрогрупп. Изменение в их составе сводится, как правило, к введению в группу или выделения из нее одного - двух человек, однако полностью они обычно не распадаются.

Конфликты на этой стадии связаны в основном с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения отдельных членов коллектива. В этот период класс уже способен разрешать возникающие в нем конфликты самостоятельно.

Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Для данной стадии развития коллектива характерной чертой становится деятельность на пользу другим людям, то есть осуществляется нравственная цель, которая в значительной степени определяет всю организацию жизни коллектива.

Дружеские микрогруппы не исчезают, но границы между ними становятся все более размытыми. Все группы в большей или меньшей степени приобретают коллективистскую направленность; конфликты в коллективе единичны, и школьники в основном способны сами преодолевать их, исходя из интересов не только коллектива, но и отдельной личности.

Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня, поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую стадию развития коллектива.

На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Указанная стадиальность в основе своей имеет требования к личности, входящей в коллектив. Именно это основание послужило Антону Семеновичу Макаренко критерием для выделения этапов.

Мы охарактеризовали идеальную модель процесса развития классного коллектива. Конечно, реальные условия могут внести существенные коррективы в ее реализацию.

Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, но и в общении с одноклассниками и в семье.

Дети, родители, учителя - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.

Суть творческого сотрудничества во взаимодействии педагога и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации ученика, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи. В основе сотруднического взаимодействия семьи и педагога лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Очень важно педагогу знать особенности взаимоотношений ребенка с родителями, т.к. развитие коллективистских отношений начинает формироваться именно в семье.



































Глава 2.

2.1 Коллективная подготовка (КПД)

Цель: организация взаимодействия в классе, направленного на решение спланированных задач и выполнение совместных творческих заданий.

Главные моменты этапа КПД

1. Определение оптимального времени подготовки дела.

Временные рамки этого этапа весьма подвижны: от минимального (несколько минут) до максимального (несколько недель) временного отрезка.

Оптимальное время подготовки - несколько дней: этот срок позволяет ребятам включиться в конструктивное взаимодействие еще до начала самого события и в то же время не потерять интереса к нему из-за усталости или привыкания. Но в любом случае классный руководитель должен максимально использовать период подготовки для решения задач социального воспитания: от естественно-культурных до социально-психологических.

2. Поддержка эмоционального настроя ребят на предстоящую совместную деятельность.

Ожидание, предвкушение праздника нередко вызывает больший эмоциональный подъем, чем праздник наступивший. Эту психологическую закономерность необходимо учитывать при подготовке КТД. Созданию атмосферы завтрашней радости способствуют сменный календарь в классном уголке («До Дня святого Валентина осталось…»), оперативные пятиминутки с сообщениями о ходе подготовки, заранее оформленное (хотя бы частично) классное помещение и т.п.

3. Определение степени помощи классу в процессе подготовки дела.

Позиция педагога на этом этапе может быть разной в зависимости от уровня развития коллектива и опыта взаимодействия одноклассников. Если такие групповые качества, как организованность, интегративность и волевая устойчивость, достаточно выражены в классе, педагог может выступать и как член «совета дела», и даже как рядовой участник одной из творческих микрогрупп. Если же уровень развития класса недостаточен, то целесообразны такие позиции классного руководителя, как «организатор» и «координатор» коллективной подготовки. Однако ни в коем случае нельзя брать все на себя: не только потому, что это развивает у ребят потребительские, иждивенческие настроения, но и потому, что тем самым тормозится развитие опыта их взаимодействия.

4. Распределение творческих поручений на этапе коллективного планирования должны выполняться ребятами добровольно, по желанию. Именно поэтому, если микроклимат класса недостаточно устойчив и благоприятен, целесообразно создавать ситуацию выбора не между школьниками, а между постоянными микрогруппами (формальными или неформальными) - это повысит защищенность и активность каждого воспитанника.

Временные смешанные творческие группы («Пресса», «Сюрприз», «Внешние связи», «Оформление» и др.) эффективнее работают в достаточно развитом коллективе, причем взаимодействие одноклассников в них раздвигает рамки устойчивых, постоянных микрогрупп и обогащает коммуникативное пространство класса.

5. Координация взаимодействия микрогрупп и отдельных школьников при выполнении творческих поручений.

Мастерство классного руководителя на этом этапе будет заключаться в том, чтобы заинтересовать и увлечь творческими заданиями как можно больше ребят, помочь им самоопределиться, поверить в свои силы.

Если кто-то не хочет участвовать ни в одной из творческих групп и вообще не проявляет к общему делу ни малейшего интереса, необходимо выяснить причины такой индифферентности: вполне может оказаться, что ученик не уверен в себе из-за своей застенчивости или низкого статуса в классе. В этом случае ему необходима «точка опоры», т.е. поддержка и подкрепление его чувства необходимости классу или лично классному руководителю: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, возьми на себя роль «таймера» - напоминай мне и классу, когда и что необходимо сделать. Я знаю, ты человек пунктуальный, у тебя это получится». Или: «Оформителям сложно справиться со своей работой. Ребята говорили, что ты неплохо рисуешь; не мог бы ты им помочь?»

Еще лучше, если с подобной просьбой к застенчивому однокласснику обратятся его сверстники, просто нужно подсказать им сделать этот шаг или вступить с ними в «тайный сговор»: «Давайте вместе поможем своему товарищу преодолеть себя». Но если воспитанник действительно не хочет участвовать в коллективной подготовке, лучше оставить его в покое, чем создавать видимость участия.

6. Индивидуальная помощь воспитанникам в выборе вида и способа взаимодействия с одноклассниками во время подготовки КТД.

Состав «советов дел» и творческих групп не должен оставаться постоянным в течение длительного времени.

Классный руководитель должен помнить, что каждому школьнику полезно попробовать себя в ролях и генератора идей, и организатора, и творческого исполнителя, и виновника торжества. Эти роли формируют его разнообразный опыт взаимодействия, обогащают его «образ Я» и раскрывают его порой с самой неожиданной (позитивной!) стороны. Решение этих моментов увеличивает воспитательные возможности этапа подготовки и способствует формированию опыта самоопределения, ответственности за общее дело и кооперативного взаимодействия - сотрудничества.

2.2 Проведение КТД

Цель: реализация спланированной деятельности.

Главные моменты этапа проведения КТД: такие, как и на предыдущих этапах, здесь в кульминационный момент совместной деятельности необходимо соблюдение следующих требований:

Добровольность и заинтересованность участников.

Возможность выбора в самореализации.

Сочетание подготовленных моментов и импровизационных.

Деятельность на радость и пользу людям («работа-забота»).

Сотрудничество ребят друг с другом и с взрослыми.

Создание атмосферы «мажора».

А как организовать активное взаимодействие в классе в процессе самой деятельности?

· «Путешествие»: эта форма взаимодействия предполагает наличие определенных «станций», по которым перемещаются микрогруппы, последовательно выполняя связанные общей темой творческие задания.

Примеры «путешествий»: «Веселый поезд», «Путешествие в Смехоград», «Читай-город», «Путешествие-практикум», «УТЯ» («Университет таинственных явлений») и т.д.

· «Защита»: здесь взаимодействие протекает в процессе подготовки микрогруппами общего для всего класса задания по определенной теме и последующего представления-презентации результатов своего творчества.

«Защита» может быть и индивидуальной, тогда взаимодействие осуществляется только на этапе проведения и выглядит как взаимопознание и взаимоподдержка.

Примеры «защит»: «Школа будущего», «Урок моей мечты», «Сайт в Интернете - «Наш класс»», «Послание потомкам», «Любимая книга», «Эстафета любимых занятий» и т.д.

· «Эстафета»: взаимодействие одноклассников происходит в процессе совместно-последовательной деятельности, когда каждая микрогруппа или каждый школьник выполняет свою конкретную часть общей работы, общего задания.

В этой форме КТД очень важно, чтобы фрагменты общего задания, выполняемые группами или отдельными ребятами по очереди, пересекались, т.е. продолжали друг друга, не прерывая общую канву. Таким образом, взаимодействие происходит не только внутри микрогрупп, но и между ними, что формирует опыт толерантных взаимоотношений и уважения к чужому труду.

· «Лотерея»: здесь творческие задания не продолжают друг друга и необязательно связаны общей темой; каждый МИГ или школьник получает произвольным образом свое задание и выполняет его независимо от остальных (совместно-индивидуальная деятельность).

Примеры «лотерей»: «Концерт-ромашка», «Мини-театр», «Ералаш», «SOS» и т.д.

· «Ролевые игры»: при этой форме КТД взаимодействие осуществляется в процессе совместной реализации какого-то сюжета и выполнения участниками определенных ролей.

Здесь важно найти золотую середину между достижением цели взаимодействия и его игровой стороной, чтобы ребята не увлеклись «переигрыванием» (хотя приобретение актерского, сценического опыта тоже немаловажно).

Примеры «ролевых игр» в классе: «Творческий суд», «Телемост», «Школа менеджера», «Космическая пресс-конференция», «Доценты-студенты», «Турнир телекомментаторов», «Посиделки» и т.д.

· КТД общения: это особая форма КТД, в которой приоритет отдается коммуникативной стороне взаимодействия, т.е. «чистому» общению - как деловому, так и неформальному.

Примерами могут служить дискуссия, «Круг знакомств», орлятский «Огонек», «Вече», «Сова» и т.д.

· «Бой»: само название говорит о том, что эта форма основана на состязании участников - межличностном или межгрупповом. В последнем случае активное взаимодействие разворачивается внутри микрогрупп, но это не должно сопровождаться болезненным соперничеством и приводить к противостоянию и агрессивным отношениям между ними.

Примеры «боев»: «Разнобой», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Аукцион», «Веселые старты», «Интеллектуальный хоккей» и т.д.

Описанные типы форм КТД могут пересекаться и комбинироваться.





Глава 3.

3.1 Практическая часть.

Наш 1 «Б» школы № 102 класс - живой, активный, творческий коллектив. Это 14 девочек и 14 мальчиков, чьи способности еще нужно узнать, проявить и развить; это личности, в которых следует воспитать трудолюбие, товарищество, уважение к людям, ответственность. Этому способствует система коллективных творческих дел, которые мы рассмотрим.

Исходя из опыта работы в 2009-2013 году мною было выяснено, система мероприятий, которая направлена на формирование КТД принесла положительные результаты.

Так, например:

- праздник осени

- скульптуры из снега

- новый год

- масленица и т.п.

Для участия в разным мероприятиях «Масленица» «Праздник осени», «Новый год» и др. были привлечены учителя, каждый учитель занимался своим делом. (составление мероприятия, оформление, подготовка детей к выступлению, изготовление костюмов, помощь в проведении мероприятия).

Рассмотрим диаграмму № 1.

В период 1 -2 кл. во время коллективно – творческой работы мы выявили, что 30% детей работают сообща, а 70% группа детей работающая «Сама по себе».











Диаграмма № 1.

По итогам диаграммы были сделаны следующие выводы. Была подобрана система мероприятий направленная на формирование и сотрудничество между детей, учителей, родителей.

Рассмотрим результаты коллективно творческой работы в период с 3 по 4 класс в диаграмме № 2.

Диаграмма № 2.

Если мы сказали, что на начальном этапе образования в период с 1 по 2 класс, дети не умеют взаимодействовать друг с другом, то положительная динамика от класса к классу растет, как показано на диаграмме № 2. Из диаграммы видно, что 70% учеников могут договориться уже умеют взаимодействовать между собой, классным руководителем, и родителями.

Поэтому мною было принято решение продолжить данную систему работы в 2013-2017 году, корректируя и учитывая особенности данного класса. Рассмотрим систему мероприятий на данный учебный год. «С чего все началось»

В начале учебного года была проведена входная диагностика, по ее результатам было выяснено, что первая стадия «становление коллектива» отсутствует, не стабилизируется состав дружеских микро групп, возникают конфликты с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения отдельных членов коллектива.

Для выяснения процентного соотношения данных взаимоотношений в классе была проведена коллективная работа: осеннее панно, листья осени. (не дала ожидаемых результатов).

Для полноценной работы был подключен родительский коллектив класса, так же проводился мастер-класс с участием родителей по изготовлению поделок из природного материала. Совместно сделаны работы были представлены на выставке «Дары осени».













Прогнозируемый результат представлен на диаграмме № 3.

Диаграмма № 3.

Из диаграммы № 3 видно, что прогнозируемы результат намного выше, чем на начало учебного года. Дети станут дружелюбнее друг к другу, будут стараться учитывать мнение друг друга, принимать общее решение, в КТД определят сообща лидера. Ожидание, предвкушение общего дело вызывает больший эмоциональный подъем, дети сообща начинают готовиться и обсуждать и решать проблемы, что ведет к сплочению коллектива. Эту психологическую закономерность необходимо учитывать при подготовке КТД.











Вывод.

КТД является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

Для воспитания коллективистских отношений большие возможности предоставляет младший школьный возраст. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Коллектив младших школьников организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Формирование и развитие коллектива младших школьников происходит поэтапно, методически организованно. Эффективное управление коллективом младших школьников возможно при условии глубокой теоретической вооруженности педагога в вопросах коллектива, особенно таких, как опора на самоуправление, организация деятельности и отношений, развитие коллектива и личности.

КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

Как показала практика благодаря совместной коллективной – творческой деятельности детей, родителей, учителей, происходит формирование жизнетворческого классного коллектива.

Список литературы

1 Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2000.-97с.

2 Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2009.- 78 c.

3 Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества/ Ш. Амонашвили. –Киев: 21 ВЕК, 2011.- 97 c.

4 Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования/ Б.М.Бим-Бад. – М.: Просвещение, 2013.- 64с.

5 Буева, Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: Тез. докл. к выездн. засед. лаб. в Ленинграде 28 июня 2000 г./ Л.П. Буева. - Санкт- Петербург, 2010. – 56с.

6 Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое/Н.Ф. Голованова//Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 42 – 46.

7 Голованова, Н.Ф. Общая педагогика/ Н.Ф. Голованова. - Санкт- Петербург: Тезариус, 2008.- 76 c.

8 Караковский, В. А. Воспитание ? Воспитание : Воспитание ! // Теория и практика воспитательных систем / В. А. Караковский. - М.: Новая школа, 2000. –98 c.

9 Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2009.- С. 45,67-69, 111-114.

10 Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2006. - С.53-58.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ