Технологическая карта урока по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС
Технологическая карта урока
по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС
Класс: 2 класс
УМК " Планета Знаний"
Предмет: русский язык
Тема урока: Однокоренные слова
Цель: знакомство с понятиями «однокоренные» (родственные) слова, «корень».
Задачи:
Обучающие: создать условия для «открытия» нового знания - формирование умения находить родственные слова, выделять в них корень
Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, группах.
Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
научатся: находить родственные слова, выделять общую часть – корень;
получат возможность научиться: выполнять морфемный анализ слова.
Метапредметные:
познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные – готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы: частично - поисковый, проблемный, креативный (метод конструирования правила).
Средства обучения: компьютер, учебная презентация, учебник «Русский язык. 2 класс, 1 часть» Желтовская Л. Я., Калинина О. Б.
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Риски
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.).
2. Чистописание.
3. Постановка целей урока.
4. Физкультминутка
5. Первичное восприятие и закрепление нового материала.
6. Встраивание нового материала в систему знаний.
7. Работа по карточкам. Взаимопроверка.
8. Включение в систему знаний и повторение
9. Рефлексия учебной деятельности
10.Домашнее задание
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Посмотрите все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ребята посмотрите все у вас готово к уроку?
Давайте все вместе прочитаем стихотворение.
На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.
– Что мы сейчас повторили?
– Для чего нам нужно соблюдать эти правила?
Сегодня я предлагаю вам отправиться в «В Страну Грамматика ». Но сначала подготовим ваши руки.
Подготовка руки к письму. Самомассаж рук:
*большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой;
*при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной;
*заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;
*дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.
Для того чтобы мы смогли начать наш урок, я попрошу вас заполнить билеты. Откройте тетради и запишите дату:
А перед этим произнесем заклинание для ручки.
«21 ноября» и «Классная работа».
Перед вами лежат конверты со словами, вам нужно составить пословицу.
Конверт. Игра «Пословица рассыпалась».
Мудрым никто не родился, а научился. Как вы понимаете эту пословицу? Ваша главная задача –это хорошо учиться и все у вас получится.
Давайте теперь красиво напишем эту пословицу в тетрадях.
Следите за высотой и наклоном букв.
– Девизом нашего урока будут слова…
Учитель загадывает загадку:
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту.
А что такое корень?
Сколько значений имеет слово «корень»?
Откуда мы можем узнать значения слов?
А что такое корень слова?
Как обозначается корень в словах?
Послушайте сказку.
- Жил-был корень . Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
-- Хотите сами стать такими садовниками?
Игра «Вырасти дерево»
( На доске плакат с нарисованным деревом )
- Поднимите руку те, кто считает, что из корня САД может вырасти большое красивое дерево?
- Давайте с вами сами посадим дерево , с корнем САД. Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы – называть мне слово и записывать его в тетради.
- Работник, занимающийся уходом за садом (садовник)
- Специалист, разводящий сад (садовод)
- Место, на котором посажены растения, а также сами посаженые растения (посадка)
- Выкопав растение, посадить его в другое место (пересадить)
- Небольшой садик, цветник перед домом (палисадник)
- Цветок растущий в саду (садовый)
- Закапывать корнями в землю или сеять для выращивания (посадить)
- Молодые растения, выращенные специально для пересадки в другое место
(рассада).
Давайте теперь обозначим корень в этих словах. А как вы думаете. Как можно назвать все эти слова? (однокоренные).
Как вы думаете, как называется тема нашего урока?
А чему мы сегодня должны научиться на уроке?
Сформулируем цели нашего урока:
- знать, какие слова называются однокоренными
- уметь подбирать однокоренные слова слова.
Давайте попробуем сформулировать правило, что такое однокоренные слова?
Вывод : Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными.
-Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с. 80).
- Прочитайте про себя, вслух.
-Правильно вы сформулировали правило? (да)
-Молодцы, ребята!
Вы, наверное устали? Давайте отдохнем.
Откройте учебник на стр. 81, найдите упр.4. Прочитай задание. Нужно собрать в «семейки» однокоренные слова, записать их, обозначить корень.
А теперь поиграем в игру «Засели домик».
Одновременно в два домика приехали «родственники». Правильно ли родственники заселились в домики?
На доске: лис- мор- вод-
Лиса морской вода
Лист моряк водичка
Лисонька мороз водный
Лисий морячок водитель
А теперь задание для каждого отдельно «Какое слово лишнее?». Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Найдите однокоренные слова, выделить корень.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, теплый, жаркий.
А сейчас мы подошли к лесной речке.
Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: «Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».
Это однокоренные слова? Найдите в них корень?
4.Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
Почему гости не сразу приметили чужака?
Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
Какие мы цели ставили в начале урока?
- знать, какие слова называются однокоренными
- уметь подбирать родственные слова.
Мы достигли целей нашего урока?
Оцените свою работу.
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
Проговаривают стихотворение.
Читают стихотворение
Правила поведения на уроке.
– Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.
Заклинание:
-Ручка! Мы с тобой друзья!
Нам писать на «3» нельзя.
Постараемся опять
И напишем все на «5».
В парах собирают пословицу
Человек же не рождается всезнающим, всеумеющим. Постепенно с годами накапливает свой жизненный опыт.
Мудрость приходит с годами.
Мудрым никто не родился, а научился.
Записывают пословицу
– …знаешь – говори, не знаешь – слушай.
(Корень)
Из толкового словаря
дугой
Отгадывают слова, пишут в тетрадь, выделяют корень слова.
Однокоренные слова.
Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными.
Выполняют упражнение 4
Дети по очереди выходят к доске и рядом со словом ставят «+» - если верно, «-» - если неверно, «?» - если затрудняется.
Ребята обмениваются тетрадями в парах. Проводят проверку работы. Ставят оценку друг другу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ