Урок чтения Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки» 2 Класс
Михальцова Л.Н. учитель начальных классов МОУ « Никифоровская СОШ№1»
Урок чтения во 2- м классе по программе « Школа 2100»
Тема: Обобщающий урок по разделу « Сказочные человечки»
Цели :закрепить и обобщить знания по разделу, учить составлять характеристику героев, развивать умение переводить словесную информацию в зрительную, навыки анализа, ассоциативное мышление, речь, воспитывать умение видеть добро и зло, поступать по-доброму,
дружить, сочувствие, милосердие.
1. Эмоциональный настрой.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Слушаем и отвечаем,
Думаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Учитель ИЗО. Ещё в древности говорили, что музыка, живопись и слово — родные сёстры. И, следуя этой истине, мы сегодня проводим необычный урок, объединяя чтение, изобразительное искусство.
2 Объявление темы и постановка целей урока
Учитель нач. кл. Сегодня на нашем уроке « Вернисаж сказочных человечков ». Вернисаж ( в словаре Ожегова )- торжественное открытие выставки. Эта выставка на доске. Поэтому вспомним прочитанные произведения,
героев, чьи портреты вы видите , их характеры и поступки, обобщим знания о повести- сказке, как литературном жанре.
Учитель ИЗО. Так как урок необычный, то и гости, и предметы, и доска будут волшебными. Вот , например, эти деревья.
Поможем деревьям расцвести? Это не простые деревья, а деревья знаний На столе лежат цветы, за каждый правильный ответ вы берете по одному цветку Затем ими вы украсите дерево своего ряда и будет понятно, кто из вас показал прочные знания.
З.Актуализация знаний.
Учитель. Вспомните название раздела, который мы закончили читать?
-Он включал в себя отрывки из нескольких произведений. Закончите предложение, назвав имя автора или название его произведения:
Джон Толкин ___________________________
_______________________________________ «Вини-Пух и все- все –все»
Туве Янссон ____________________________
_______________________________________ «Приключения Чиполлино»
Астрид Линдгред __________________________
Алексей Толстой __________________________
_Назовите жанр этих произведений? (повести — сказки)
-( на доску опоры) Какие сказочные приметы вы увидели в них? ( зачин, сказочные герои и предметы, троекратный повтор, сказочные выражения, борьба добра и зла)
А теперь перечислите приметы повести, как литературного жанра? ( большой объем, делится на главы, много героев, события происходят в течение долгого времени, рассказано о многих событиях в жизни героев)
-Кроме жанра объединяет их то, что герои их - волшебные человечки или зверюшки — плод фантазии авторов.
4 Повторение пройденного и обобщение знаний
Учитель. Слушаем и отвечаем
Повторенье начинаем
Учитель ИЗО. Чтобы осталась память о прошедших событиях, люди создают музеи .
Есть такой необычный — музей восковых фигур, где из воска
скульпторами сделаны фигуры знаменитых людей прошлого и настоящего.
Учитель
Мы открываем свой музей пластилиновых сказочных человечков. Вот
первые экспонаты:
- Назовите этих героев
- Где они живут?
- Какими человеческими качествами наделены тролли?
- Что же сказочного в прочитанной главе?
- Представьте, что в шляпу Волшебника попало зеркальце. Расскажите, во что оно могло превратиться?
Туве Янсон — финская писательница, придумала сказочных человечков — муми-троллей .Она даже сама нарисовала их портреты .Какими получились ее герои? (добрыми и веселыми) .А вот такими предстали они в рисунках ребят школьной изостудии (портреты-рисунки ребят на доске).
б)Словесный портрет следующего героя нам представит Степа .Узнайте. о каком волшебном человечке он расскажет?( Бильбо)
Английский писатель и ученый, профессор Оксфордского университета Джон Роналд Руэл Толкин придумал для детей страну Средиземье,ее героев и их приключения
- Кто такие хоббиты? Прочитайте про себя отрывок на стр.100 и ответьте на вопрос
- Что помните о характере Бильбо Беггинса? Расскажите по плану:
1 Его привычки, любимые занятия .
2. Каким мы увидели Бильбо в трудных ситуациях.
З. Как относится к хоббиту автор.
4. Что тебе самому больше всего нравится в этом герое?
К какой группе сказочных героев отнесём хоббита? Кого ещё, кроме Бильбо, можем назвать положительными персонажами( гномы )? Вот их портреты на нашем вернисаже. А есть ли в этом произведении отрицательные герои?
Какими бы изобразили их вы?
Учитель ИЗО. Какую бы цветовую палитру вы использовали?
Учитель. А сейчас закройте глаза и представьте,что вы на уроке в сказочной стране,где нашего героя учат математике и письму.
- сценка из сказки-повести «Приключения Буратино»( стр 140 учебник)
-Доволен ли остался Буратино уроками своей воспитательницы?
- Однако, кем были для него Мальвина, Пьеро, Артемон?( друзьями)
- Когда он понял это?
- Что же мы узнали о Буратино из прочитанных глав?
Каких качеств характера у него больше положительных или
отрицательных?
- К какой группе героев вы отнесёте эти персонажи?
Учитель ИЗО. Какая палитра использовалась при этом и почему? Перечислите отрицательных лиц сказки- повести?
Вот на выставке появились и их портреты.
- Физкультминутка.
Сказка даст нам отдохнуть!
Отдохнём — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
«Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево, вправо 10 раз»
Вот Дюймовочки слова
«Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянитесь к цветочкам.
1,2,3,4,5
Повторите-ка опять.
1,2,3,4,5.
Красной Шапочки совет:
«Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет,
1, 2, 3, 4, 5.
Повторите-ка опять.
1, 2, 3, 4, 5.
Дала нам сказка отдохнуть?
Отдохнули?
Снова в путь!
Учитель. Имя, какого сказочного человечка похоже на Буратино?( Чиполлино)
- Почему их имена так похожи ? ( оба родом из итальянской сказки)А. Н. Толстой взял своего героя из итальянской сказки «Пиноккио» , а Джанни Родари тоже пересказал по- своему историю мальчика- луковки и его друзей Так бывает с литературными сказками Писатели или берут героев из народных сказок, или придумывают их сами. Вот англичанин Алан Милн придумал Вини — Пуха, а Астрид Линдгрен, писательница из Швеции, придумала Карлсона.
- Работа с учебником. Самостоятельное чтение отрывка «Фруктово-огородная страна»
--Какую главу мы читали?
- Какая история развеселила нас в отрывке?
-Чем полюбились детям герои Милна?
- На выставке портреты любимых Винни-Пуха и Пиноккио.
Учитель ИЗО. Как же помогли краски передать характер героя и его настроение?
_ О ком загадка?
Смешной человечек на крыше живет
Смешной человечек ириски жует
Смешной человечек скучать не привык
Смешной человечек — большой озорник
Каким представляете себе Карлсона? Посмотрим отрывок из мультф-ма. Проверьте совпадет ли ваше представление с увиденным на экране? Итак, ваше мнение?
-Что делает повесть веселой ?
- Чем необычен Карлсон?
- Проверим вашу смекалку и знание текста.
На листе у вас отрывки из главы. Найдите правильные ответы на вопросы:
- Какую характеристику Карлсону дает автор?
- А как говорит он сам о себе?
- Почему его любил Малыш?
Найди правильный ответ :
1 Был одинок, его не понимали в семье, желание иметь веселого друга,
необходимость в общении, потребность пошалить, побаловаться
2 Толстенький, самоуверенный человек, с важным и достойным видом,
ребячливый
З Мужчина в самом расцвете сил, в меру упитанный .
Учитель ИЗО.А вот и портреты Карлсона и Малыша Какие качества характера они передали?
_Игра- классификация
Учитель- Давайте, разделим всех сказочных героев на группы: ( ответы детей)
* добрые и злые
* герои, которых писатели придумали сами и герои, которых взяли из народных сказок
Учитель ИЗО. Каких героев среди сказочных человечков больше?
Конечно же, добрых героев, как и в жизни, в сказках больше.
Чему учат нас сказки?
Учитель ИЗО. - Интересный урок сегодня у нас
К нему готовился каждый из вас
Пришла пора деревьям расцвести
И вы должны к ним цветочки принести.
Ваши замечательные ответы помогли преобразиться нашим деревьям, как в сказке.
Учитель. Молодцы!
Вы все творцы!
Вы славно потрудились!
Читали, рисовали, отвечали, Одним словом не ленились!
И деревья вмиг преобразились.
Домашнее задание: Учитель- Нам очень полюбились герои прочитанных повестей — сказок, любят их и взрослые. На кондитерских фабриках работают взрослые. А сколько конфет, шоколадок со сказочными названиями! Назовите некоторые из них.
- Учитель ИЗО. Представьте, что кондитерская фабрика объявила конкурс на создание фантика и названия для нового сорта конфет. Мы предлагаем всем желающим поучаствовать в этом конкурсе.
- Нарисуйте фантик.
Учитель. Расскажите, почему выбрали такое название.
Итак, открывая вернисаж, мы повторили и закрепили знания о содержании сказок, о распределении персонажей на мир добра и зла.
- Учитель ИЗО. Как художники на бумаге отражают своё видение сказочных персонажей
положительных или отрицательных
Самооценка. На доске — корзиночка. На партах ромашки с оценками. Оцените себя за участие в уроке.
В сказках всегда побеждает добро, пусть так будет и в жизни.
Песня « Если добрый ты»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ