Урок чтения Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки» 2 Класс
Михальцова Л.Н. учитель начальных классов МОУ « Никифоровская СОШ№1»
 Урок чтения во 2- м классе по программе « Школа 2100» 
 
Тема: Обобщающий урок по разделу « Сказочные человечки» 
Цели :закрепить и обобщить знания по разделу, учить составлять характеристику героев, развивать умение переводить словесную информацию в зрительную, навыки анализа, ассоциативное мышление, речь, воспитывать умение видеть добро и зло, поступать по-доброму, 
дружить, сочувствие, милосердие. 
 
1. Эмоциональный настрой. 
Громко прозвенел звонок- 
Начинается урок 
Слушаем и отвечаем, 
Думаем, запоминаем, 
Ни минутки не теряем. 
Учитель ИЗО. Ещё в древности говорили, что музыка, живопись и слово — родные сёстры. И, следуя этой истине, мы сегодня проводим необычный урок, объединяя чтение, изобразительное искусство. 
2 Объявление темы и постановка целей урока 
Учитель нач. кл. Сегодня на нашем уроке « Вернисаж сказочных человечков ». Вернисаж ( в словаре Ожегова )- торжественное открытие выставки. Эта выставка на доске. Поэтому вспомним прочитанные произведения, 
героев, чьи портреты вы видите , их характеры и поступки, обобщим знания о повести- сказке, как литературном жанре. 
Учитель ИЗО. Так как урок необычный, то и гости, и предметы, и доска будут волшебными. Вот , например, эти деревья.
Поможем деревьям расцвести? Это не простые деревья, а деревья знаний На столе лежат цветы, за каждый правильный ответ вы берете по одному цветку Затем ими вы украсите дерево своего ряда и будет понятно, кто из вас показал прочные знания.
З.Актуализация знаний. 
Учитель. Вспомните название раздела, который мы закончили читать? 
-Он включал в себя отрывки из нескольких произведений. Закончите предложение, назвав имя автора или название его произведения: 
Джон Толкин ___________________________ 
_______________________________________ «Вини-Пух и все- все –все»
Туве Янссон ____________________________
_______________________________________ «Приключения Чиполлино» 
Астрид Линдгред __________________________
 Алексей Толстой __________________________
_Назовите жанр этих произведений? (повести — сказки) 
-( на доску опоры) Какие сказочные приметы вы увидели в них? ( зачин, сказочные герои и предметы, троекратный повтор, сказочные выражения, борьба добра и зла) 
А теперь перечислите приметы повести, как литературного жанра? ( большой объем, делится на главы, много героев, события происходят в течение долгого времени, рассказано о многих событиях в жизни героев) 
-Кроме жанра объединяет их то, что герои их - волшебные человечки или зверюшки — плод фантазии авторов. 
4 Повторение пройденного и обобщение знаний 
Учитель. Слушаем и отвечаем 
Повторенье начинаем 
Учитель ИЗО. Чтобы осталась память о прошедших событиях, люди создают музеи .
 Есть такой необычный — музей восковых фигур, где из воска 
скульпторами сделаны фигуры знаменитых людей прошлого и настоящего. 
Учитель
Мы открываем свой музей пластилиновых сказочных человечков. Вот 
первые экспонаты: 
- Назовите этих героев
- Где они живут? 
- Какими человеческими качествами наделены тролли? 
- Что же сказочного в прочитанной главе? 
- Представьте, что в шляпу Волшебника попало зеркальце. Расскажите, во что оно могло превратиться?
Туве Янсон — финская писательница, придумала сказочных человечков — муми-троллей .Она даже сама нарисовала их портреты .Какими получились ее герои? (добрыми и веселыми) .А вот такими предстали они в рисунках ребят школьной изостудии (портреты-рисунки ребят на доске). 
б)Словесный портрет следующего героя нам представит Степа .Узнайте. о каком волшебном человечке он расскажет?( Бильбо) 
Английский писатель и ученый, профессор Оксфордского университета Джон Роналд Руэл Толкин придумал для детей страну Средиземье,ее героев и их приключения 
- Кто такие хоббиты? Прочитайте про себя отрывок на стр.100 и ответьте на вопрос 
- Что помните о характере Бильбо Беггинса? Расскажите по плану: 
1 Его привычки, любимые занятия .
2. Каким мы увидели Бильбо в трудных ситуациях.
З. Как относится к хоббиту автор. 
4. Что тебе самому больше всего нравится в этом герое? 
К какой группе сказочных героев отнесём хоббита? Кого ещё, кроме Бильбо, можем назвать положительными персонажами( гномы )? Вот их портреты на нашем вернисаже. А есть ли в этом произведении отрицательные герои? 
Какими бы изобразили их вы? 
Учитель ИЗО. Какую бы цветовую палитру вы использовали? 
 Учитель. А сейчас закройте глаза и представьте,что вы на уроке в сказочной стране,где нашего героя учат математике и письму. 
- сценка из сказки-повести «Приключения Буратино»( стр 140 учебник) 
-Доволен ли остался Буратино уроками своей воспитательницы? 
- Однако, кем были для него Мальвина, Пьеро, Артемон?( друзьями) 
- Когда он понял это? 
- Что же мы узнали о Буратино из прочитанных глав? 
Каких качеств характера у него больше положительных или 
отрицательных? 
- К какой группе героев вы отнесёте эти персонажи? 
Учитель ИЗО. Какая палитра использовалась при этом и почему? Перечислите отрицательных лиц сказки- повести? 
Вот на выставке появились и их портреты. 
- Физкультминутка. 
Сказка даст нам отдохнуть! 
Отдохнём — и снова в путь! 
Нам советует Мальвина: 
«Станет талия осиной, 
Если будем наклоняться 
Влево, вправо 10 раз» 
Вот Дюймовочки слова 
«Чтоб была спина пряма, 
Поднимайтесь на носочки, 
Словно тянитесь к цветочкам. 
1,2,3,4,5 
Повторите-ка опять. 
1,2,3,4,5. 
Красной Шапочки совет: 
«Если будешь прыгать, бегать, 
Проживёшь ты много лет, 
1, 2, 3, 4, 5. 
Повторите-ка опять. 
1, 2, 3, 4, 5. 
Дала нам сказка отдохнуть? 
Отдохнули? 
Снова в путь! 
Учитель. Имя, какого сказочного человечка похоже на Буратино?( Чиполлино) 
- Почему их имена так похожи ? ( оба родом из итальянской сказки)А. Н. Толстой взял своего героя из итальянской сказки «Пиноккио» , а Джанни Родари тоже пересказал по- своему историю мальчика- луковки и его друзей Так бывает с литературными сказками Писатели или берут героев из народных сказок, или придумывают их сами. Вот англичанин Алан Милн придумал Вини — Пуха, а Астрид Линдгрен, писательница из Швеции, придумала Карлсона. 
 - Работа с учебником. Самостоятельное чтение отрывка «Фруктово-огородная страна»
--Какую главу мы читали? 
- Какая история развеселила нас в отрывке? 
-Чем полюбились детям герои Милна? 
- На выставке портреты любимых Винни-Пуха и Пиноккио. 
Учитель ИЗО. Как же помогли краски передать характер героя и его настроение? 
_ О ком загадка? 
Смешной человечек на крыше живет 
Смешной человечек ириски жует 
Смешной человечек скучать не привык 
Смешной человечек — большой озорник 
Каким представляете себе Карлсона? Посмотрим отрывок из мультф-ма. Проверьте совпадет ли ваше представление с увиденным на экране? Итак, ваше мнение?
-Что делает повесть веселой ?
- Чем необычен Карлсон? 
- Проверим вашу смекалку и знание текста.
На листе у вас отрывки из главы. Найдите правильные ответы на вопросы: 
- Какую характеристику Карлсону дает автор? 
- А как говорит он сам о себе? 
- Почему его любил Малыш?
Найди правильный ответ :
1 Был одинок, его не понимали в семье, желание иметь веселого друга, 
необходимость в общении, потребность пошалить, побаловаться 
2 Толстенький, самоуверенный человек, с важным и достойным видом, 
ребячливый 
З Мужчина в самом расцвете сил, в меру упитанный .
Учитель ИЗО.А вот и портреты Карлсона и Малыша Какие качества характера они передали? 
_Игра- классификация 
Учитель- Давайте, разделим всех сказочных героев на группы: ( ответы детей)
* добрые и злые
* герои, которых писатели придумали сами и герои, которых взяли из народных сказок
Учитель ИЗО. Каких героев среди сказочных человечков больше? 
Конечно же, добрых героев, как и в жизни, в сказках больше.
Чему учат нас сказки? 
Учитель ИЗО. - Интересный урок сегодня у нас 
К нему готовился каждый из вас 
Пришла пора деревьям расцвести 
И вы должны к ним цветочки принести. 
Ваши замечательные ответы помогли преобразиться нашим деревьям, как в сказке. 
 Учитель. Молодцы! 
Вы все творцы! 
Вы славно потрудились! 
Читали, рисовали, отвечали, Одним словом не ленились! 
И деревья вмиг преобразились. 
Домашнее задание: Учитель- Нам очень полюбились герои прочитанных повестей — сказок, любят их и взрослые. На кондитерских фабриках работают взрослые. А сколько конфет, шоколадок со сказочными названиями! Назовите некоторые из них. 
- Учитель ИЗО. Представьте, что кондитерская фабрика объявила конкурс на создание фантика и названия для нового сорта конфет. Мы предлагаем всем желающим поучаствовать в этом конкурсе. 
- Нарисуйте фантик.
Учитель. Расскажите, почему выбрали такое название. 
Итак, открывая вернисаж, мы повторили и закрепили знания о содержании сказок, о распределении персонажей на мир добра и зла. 
- Учитель ИЗО. Как художники на бумаге отражают своё видение сказочных персонажей 
положительных или отрицательных 
Самооценка. На доске — корзиночка. На партах ромашки с оценками. Оцените себя за участие в уроке. 
В сказках всегда побеждает добро, пусть так будет и в жизни.
Песня « Если добрый ты»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ