Урок для 1 класса на тему «Адаптация первоклассника»
Урок для 1 класса на тему «Адаптация первоклассника»
Цель: познакомить родителей первоклассников с проблемами и особенностями адаптации их детей к школе, дать практические рекомендации.
Форма работы: интерактивная беседа с проведением анкетного опроса родителей.
На собрание можно пригласить таких специалистов как школьный психолог и медик.
Время проведения: 30-45 минут.
Ход родительского собрания
(Слайд 2) Адаптация - это процесс приспособления организма человека к новым условиям окружающей среды.
Адаптация первоклассника – это процесс приспособления ребенка к школьной обстановке, классу, учителю, к школе, в целом.
Адаптация может длиться от 2 недель до 6 месяцев
(Слайд 3) Психологические особенности первоклассника:
Поступление в школу связано с кризисом 7 лет, который характеризуется потерей детской непосредственности, когда происходит формирование социального «Я» ребенка. Ученье становится главной и ведущей деятельностью ребенка, а учитель начальных классов – самым авторитетным человеком наравне с родителями. Появляется внутренняя позиция «Я-школьник». Самооценка и самоуважение напрямую зависит от школьных успехов и статуса в классе ребенка.
(Слайд 4) Признаки успешной адаптации
Ребенку нравится учиться в школе.
Он легко осваивает школьную программу.
Есть стремление к самостоятельному выполнению заданий.
Взаимоотношения в классе и с учителем у ребенка благоприятные.
(Слайд 5) Признаки дезадаптации:
Ребенок испытывает негативные чувства по отношению к школе (страх, злобу и т.д.).
У ребенка есть трудности при усвоении школьной программы.
Ребенок не стремится и не способен самостоятельно решать учебные задачи без помощи родителей и учителей.
У ребенка складываются конфликтные отношения в школе (с одноклассниками, с учителем).
(Анкету можно распечатать заранее, либо провести в режиме прямого диалога.)
Данная анкета позволяет родителям самим понять насколько хорошо или плохо ребенок адаптируется к школе.
(Слайд 6) Анкетирование
1. Охотно ли Ваш ребёнок идёт в школу?
- неохотно
- без особой охоты
- охотно, с радостью.
2. Вполне ли ребёнок приспособился к новому режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
- пока нет
- не совсем
- в основном да.
3. Переживает ли за свои учебные успехи и неуспехи?
- нет
- не вполне
- в основном, да.
4. Делится ли с Вами своими школьными впечатлениями?
- иногда
- довольно часто.
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
- в основном отрицательные впечатления
- положительных и отрицательных примерно поровну
- в основном положительные впечатления.
6. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?
- перед трудностями сразу пасует
- обращается за помощью
- старается преодолеть, но может отступить
- настойчив в преодолении трудностей.
7. Часто ли ребёнок жалуется на одноклассников, обижается на них?
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает.
8. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
- нет
- скорее нет, чем да
- скорее да, чем нет.
9. Жалуется ли Ваш ребёнок на беспричинные боли?
- достаточно часто
- иногда
- практически не жалуется.
10. В какое время ложится спать? ____________
11. Каков характер сна?
- спокойный
- беспокойный, тревожный.
12. Сколько времени в среднем ребёнок ежедневно тратит на выполнение домашнего задания? Укажите конкретную цифру ________________
Если ребенок неохотно идет в школу, трудно перестраивается на новый режим, не делится своими впечатлениями о школе, пассивен, конфликтует с одноклассниками, часто напряжен и испытывает какие-либо боли, либо часто жалуется на сон, аппетит – то все это явные признаки дезадаптации. Если признаков мало (примерно 3-5) и они постепенно исчезают, то можно говорить об успешной адаптации ребенка.
(Полученные результаты можно обговорить на месте, либо отложить обсуждение на следующее родительское собрание.)
(Слайд 7) Рекомендации
Чаще хвалите ребенка за успехи, хоть и небольшие.
Проявляйте неподдельный интерес к школьной жизни ребенка.
Поддерживайте и одобряйте его внеурочные занятия и хобби.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
Стремитесь, чтобы ребенок придерживался единого распорядка дня.
(Слайд 8) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
До новых встреч!
(Слайд 9) Источники информации:
http://vospitatel.edu54.ru/node/88044 - анимированные картинки
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.
http://psycholog-school.ru/diagnostics/questionnaire-for-parents.php - анкета для родителей.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ