Урок для 1 класса на тему «Адаптация первоклассника»

Урок для 1 класса на тему «Адаптация первоклассника»

Цель: познакомить родителей первоклассников с проблемами и особенностями адаптации их детей к школе, дать практические рекомендации.

Форма работы: интерактивная беседа с проведением анкетного опроса родителей.

На собрание можно пригласить таких специалистов как школьный психолог и медик.

Время проведения: 30-45 минут.


Ход родительского собрания

(Слайд 2) Адаптация - это процесс приспособления организма человека к новым условиям окружающей среды.

Адаптация первоклассника – это процесс приспособления ребенка к школьной обстановке, классу, учителю, к школе, в целом.

Адаптация может длиться от 2 недель до 6 месяцев

(Слайд 3) Психологические особенности первоклассника:

Поступление в школу связано с кризисом 7 лет, который характеризуется потерей детской непосредственности, когда происходит формирование социального «Я» ребенка. Ученье становится главной и ведущей деятельностью ребенка, а учитель начальных классов – самым авторитетным человеком наравне с родителями. Появляется внутренняя позиция «Я-школьник». Самооценка и самоуважение напрямую зависит от школьных успехов и статуса в классе ребенка.

(Слайд 4) Признаки успешной адаптации

  • Ребенку нравится учиться в школе.

  • Он легко осваивает школьную программу.

  • Есть стремление к самостоятельному выполнению заданий.

  • Взаимоотношения в классе и с учителем у ребенка благоприятные.

(Слайд 5) Признаки дезадаптации:

  • Ребенок испытывает негативные чувства по отношению к школе (страх, злобу и т.д.).

  • У ребенка есть трудности при усвоении школьной программы.

  • Ребенок не стремится и не способен самостоятельно решать учебные задачи без помощи родителей и учителей.

  • У ребенка складываются конфликтные отношения в школе (с одноклассниками, с учителем).

(Анкету можно распечатать заранее, либо провести в режиме прямого диалога.)

Данная анкета позволяет родителям самим понять насколько хорошо или плохо ребенок адаптируется к школе.

(Слайд 6) Анкетирование

1. Охотно ли Ваш ребёнок идёт в школу?
- неохотно
- без особой охоты
- охотно, с радостью.

2. Вполне ли ребёнок приспособился к новому режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
- пока нет
- не совсем
- в основном да.

3. Переживает ли за свои учебные успехи и неуспехи?
- нет
- не вполне
-  в основном, да.

4. Делится ли с Вами своими школьными впечатлениями?
- иногда
- довольно часто.

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
- в основном отрицательные впечатления
- положительных и отрицательных примерно поровну
- в основном положительные впечатления.

6. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?
- перед трудностями сразу пасует
- обращается за помощью
- старается преодолеть, но может отступить
- настойчив в преодолении трудностей.
7. Часто ли ребёнок жалуется на одноклассников, обижается на них?
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает.

8. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
- нет
- скорее нет, чем да
- скорее да, чем нет.

9. Жалуется ли Ваш ребёнок на беспричинные боли?
- достаточно часто
- иногда
- практически не жалуется.

10. В какое время ложится спать? ____________  

11. Каков характер сна?
- спокойный
- беспокойный, тревожный.

12. Сколько времени в среднем ребёнок ежедневно тратит на выполнение домашнего задания? Укажите конкретную цифру ________________

 

Если ребенок неохотно идет в школу, трудно перестраивается на новый режим, не делится своими впечатлениями о школе, пассивен, конфликтует с одноклассниками, часто напряжен и испытывает какие-либо боли, либо часто жалуется на сон, аппетит – то все это явные признаки дезадаптации. Если признаков мало (примерно 3-5) и они постепенно исчезают, то можно говорить об успешной адаптации ребенка.

(Полученные результаты можно обговорить на месте, либо отложить обсуждение на следующее родительское собрание.)


(Слайд 7) Рекомендации

  • Чаще хвалите ребенка за успехи, хоть и небольшие.

  • Проявляйте неподдельный интерес к школьной жизни ребенка.

  • Поддерживайте и одобряйте его внеурочные занятия и хобби.

  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

  • Стремитесь, чтобы ребенок придерживался единого распорядка дня.


(Слайд 8) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

До новых встреч!


(Слайд 9) Источники информации:

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ