Урок для 3 класса по теме: "К.Паустовский «Стальное колечко»"

Ильина Наталья Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ лицей №5 г.Воронеж

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: К.Паустовский «Стальное колечко» (2 урок)

Цели урока:

образовательная: создать условия для формирования активной читательской позиции, собственного суждения и высказывания по теме;

воспитательная: создать условия для формирования умения общаться, слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;

развивающая: создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения, развития умений и навыков работы с разными источниками информации (словарями), умения сравнивать и делать выводы.

Оборудование урока: толковый словарь С.И. Ожегова, портрет писателя, мультимедийный проектор, учебник.

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания

-Над каким произведением мы начали с вами работать на прошлом уроке? Кто автор этого произведения?

а)- Дома вы были в роли читателей. Поднимите руку кто дома был внимательным читателем.

- Проверим.А для этого выполним мини – тест «Самый внимательный» . Ответьте на мои вопросы «Да – нет». Работа в тетрадях.

Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет)

В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)

На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)

Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)

Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)

Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет)


Проверка: Нет, нет, да, нет, да, нет(слайд)

Опровержение или подтверждение высказываний предложениями из текста.


б)-Найдите в тексте слова, которые описывают время года.(слайд)

- Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами.

- Прочитаем эту часть текста по ролям. Сколько действующих лиц нам понадобится? (Автор, Варюша, боец с бородой, второй боец.)

- Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца?

-Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

-Как вы думаете, колечко действительно волшебное?

в)-Вспомните над какой проблемой работали на прошлом уроке? (К какому жанру литературы относится произведение К.Паустовского «Стальное колечко»)

-Какие два жанра определили? (Рассказ или сказка)

-Смогли вы ответить на этот вопрос, прочитав первую часть произведения?(Нет)

- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)

III. Постановка учебной задачи

-Сегодня на уроке нам предстоит продолжить работу над определением жанра этого произведения. Что для этого нужно? (хорошо знать произведение, быть внимательным, вдумчивым читателем, понять точку зрения автора)

- Прежде давайте разберём, а в чём же отличие этих жанров. Для этого обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.


Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.


IV.Физкультминутка

V. Решение учебной задачи


-Какие чудеса можно было совершить с помощью колечка?

Называем палец и соответствующее чудо.

  • Средний - здоровье

  • Безымянный – большущая радость

  • Указательный - увидишь весь мир


- Про какой палец забыл сказать боец?

- Предположите, что могло произойти дальше? Зависит ли продолжение этой истории от того, какой это жанр? (Если это рассказ, то история, которую придумают должна носить реалистический, то есть правдивый и жизненный характер, и все чудеса должны носить скорее поэтический характер, чем сказочный.)

Чтение 2 части произведения.

Работа с текстом.

- Зачитайте, почему Варюша заплакала?

- Как же нашла Варюша то место, где потеряла колечко? О какой черте характера это говорит?

-Какой новый герой появляется?

-Что вы о нём узнали?

- А это сказочный персонаж или нет?

- О чём известил Сидор, прыгая по оконцу и стуча клювом о стекло? (О весне)

Найдите и прочитайте строчки , в которых автор описывает весну.(слайд)

- Что за приём использует автор? (олицетворение)

- А оно свойственно рассказу или сказке?

-Что произошло с приходом весны?

- На какой палец надела Варюша колечко?

- Как это характеризует девочку?

- Что она увидела, когда прибежала домой?

-Значит ли это, что колечко волшебное? (Может быть волшебным, а может это просто совпадение)

-А как нам в этом убедиться? (Проверить колечко еще раз)

VI. Итог урока

Подведём итог нашей работы.

-Над какой проблемой работали сегодня на уроке?

-Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?(Нет. Не хватает аргументов ни для одного жанра)

-Что же необходимо сделать?(На следующем уроке продолжить работу над произведением, чтобы ответить на наш проблемный вопрос)

Домашнее задание

-А для этого предлагаю вам еще раз внимательно прочитать 2 часть произведения и нарисовать весну такой, какой увидела её Варюша.

- Спасибо за урок . Самооценка работы на уроке.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ