Урок по теме: "Красота в умелых руках"
Городищенская специальная коррекционная школа-интернат
VIII вида
Тверская область, Удомельский район
Красота в умелых руках
Воспитатель: Шевченко Галина Раджабовна
Тема: Красота в умелых руках
Цели и задачи:
- формирование у детей представления о видах изобразительного искусства и народного творчества, о средствах художественной выразительности.
- учить самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в декоративной деятельности, используя выразительные средства народной росписи.
- развитие творческих способностей учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира.
- развитие пространственного мышления, образного представления и воображения.
- коррекция личностных черт воспитанников в процессе развития установок поведения.
- воспитание аккуратности, настойчивости, любви к творчеству.
Подготовительная работа:
Рассматривание готовых изделий дымковской игрушки
Лепка из глины дымковских игрушек: барашек, конь, козлик, петушок, индюшонок.
Заучивание стихотворения.
Материал:
Картинки с изображением дымковских и тверских игрушек.
Гуашь – белила, кисточки.
Глина, стеки, салфетки.
Готовые глиняные изделия дымковской игрушки.
Клубок ниток.
Словарная работа:
Курился дымок – из трубы медленно идет дым.
Рельефный узор – оборки, складки из глины.
Подмастерье – ученик мастера.
Мастерица – женщина, которая занимается каким-то ручным трудом.
Свистунья – праздник, который проводят весной, когда прилетают птицы.
Игра «Клубочек»
Игра полезна в компании малознакомых детей.
Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает вопрос участнику: «Как тебя зовут?». Далее нитка передается следующему участнику игры.
2. Воспитатель: - Ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Называется он «Красота в умелых руках».
Почему так говорят?
Издавна народ добросовестно трудился на своей земле, и не зря говорится в пословице: «Труд кормит, а лень портит». Но среди народа были и лентяи. «Долог день до вечера, коли делать нечего», «Голь на выдумку хитра».
Мы сегодня будем продолжать знакомится с дымковской игрушкой.
Чтение стихотворения В.Фифанова.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
Гремящей как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
Чтоб всем - светло, не сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою, без всякого следа,
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка. Там отличная глина и речной песок, пригодные для промысла, издавна живут в слободе мастера, которые кроме полезных в хозяйстве горшков, кувшинов, делают себе на потеху да детям на забаву веселые яркие игрушки. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Зимой, когда работы в поле и огороде не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там мастерицы лепили и обжигали в русской печи эти знаменитые игрушки. Кого только не увидишь! Барыни в пестрых юбках. Бравые кавалеры. Важные петухи и индюки, бараны, кони, птички, свистульки. Мастерицы лепят игрушки из красной глины, белят их мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце и уксусе. А расписывали по-разному. У индюка хвост похож на диванную подушечку, на козлике – штанишки с кружевами. Выдумке нет границ.
Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают. Потом ее сушат в печи, белят. Побеленная игрушка расписывается. Узоры наносят строго геометрические, состоящие из комбинации полос, клеток, кругов, пятен. Характерные цвета – желтый, синий, зеленый, красный, черный.
Весной проводились в Дымковской слободе гуляния – праздник, который назывался когда-то Свистуньей, на нем народ плясал и свистел в разные свистульки. Свист был главной особенностью этого праздника. Народ на празднике продавал свою игрушку. Любили водить хороводы.
Вот и мы с вами сейчас отдохнем и поводим хоровод «В сыром бору тропинка».
Ребята! Познакомимся мы с вами и еще с одной игрушкой. Посмотрите на изделия мастеров из нашей Тверской области, а точнее, из Торжка.
Вот работы, сделанные по мотивам этой игрушки. Эти игрушки узнаешь сразу: птички, петушки, жар-птицы, медведи и другие игрушки-свистульки, покрытые чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно-коричневом фоне обожженной глины. Отличительной чертой тверской игрушки являются их украшения в виде маленьких капелек. Игрушки расписывали гуашью, красной, желтой, оранжевой, ярко-голубой, зеленой. Особую нарядность придает изделиям белый цвет.
Все ремесла хороши. Народная мудрость гласит: «Где труд – там и счастье»
Вопросы детям:
- Почему игрушки называются Дымковскими?
- Кто помогал мастерицам разукрашивать игрушки?
- Какими цветами расписывали торжокскую игрушку?
- Чем отличается тверская игрушка от дымковской?
- Какими геометрическими фигурами были расписаны юбки у барыни?
- Что потом мастера делали со своими игрушками?
Молодцы, ребята! Сейчас поиграем в игру «Встань у названной росписи».
А сейчас мы с вами будем подмастерьями, это значит учениками мастера народного промысла. И будем работать в «Мастерской добрых дел», сами будем изготавливать игрушки, будем их лепить, расписывать. На столе у вас дополнительные карточки узоров, выберите нужный узор и разукрашивайте свои изделия.
Физкультминутка для рук.
После работы дети читают стихотворение о своей игрушке.
Барашек-свисток, Утка-Марфутка
Левый рог-завиток, Бережком идет
Правый рог-завиток, Уточек –Марфуточек
На груди – цветок. Купаться ведет.
Бока крутые Индя, индя, индюшок,
Рога-золотые, Ты похож на сундучок,
Копытца с оборкой, Сундучок не простой,
На спине – Егорка. Красный, белый, золотой.
Воспитатель подводит итоги вместе с детьми.
- Какие мы хорошие (не «кто-то лучше», а все молодцы).
Пусть каждый оценит свою расписанную работу.
Воспитатель:
- Ребята! Издавна на Руси придумывали сказки сами люди, и поэтому они назывались народными сказками, а придумывали их тогда, когда собирались в больших мастерских и занимались ручной работой: вязали, вышивали, пряли, разукрашивали игрушки. Во время работы и рождалась сказка. И мы с вами сейчас тоже покажем и расскажем сказку «Колобок»
Ребенок читает стихотворение:
Театр открывается
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
(продажа билетов)
Показ театра кукол сказки «Колобок».
Литература
Н.Н. Алексахин. Художественные промыслы России. М., 2005.
А.В. Бакушинский. Исследования и статьи. М., 1981.
Е.В. Белкова. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988.
Р.А. Бардина. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М., 1986.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ