Тема: «Монастыри-защитники земли Русской»

Тема проекта:

Монастыри – защитники земли Русской


Цель:

дать представление о назначении православного храма и его устройстве. Познакомить с внешним и внутренним строением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса, с предметами специального назначения и их названиями.

Воспитывать доброту, милосердие, терпимость, бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.


Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».

  2. Познакомить с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

  3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь

  5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.


Содержание

I Введение.

Монастыри. Общие положения

1. Русские православные монастыри: исторический аспект

II Основная часть

2 Происхождение слова «Церковь»

3 Православные иконы

4 Служители храма

5 Правила поведения в храме

6 Как молиться в храме

7 Крестное знамение и поклоны

8 Почему принято ставить свечи

9 Бог в русской душе

III Заключение

IV Литература





I.Введение

Монастыри

Общие положения

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

Св. Феофан Затворник пишет: "Иноки - это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду".
В монастыре - неиссякаемый источник назидания для мирян.
На Руси монастыри имели большое значение как центры наук и распространители просвещения.
Наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного.
Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то русские люди начинали селиться около него, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город.
Сегодня, во время духовного возрождения России, укрепления православной веры, рассмотрение вопроса роли монастырей в жизни Руси является очень и очень актуальным

1. Русские православные монастыри: исторический аспект

Первые монастыри появились на Руси тогда, когда монашество прошло уже длительный, в несколько веков, исторический путь от египетских пустынь до Палестины, Константинополя и Святой горы Афон, разработало правила подвижничества, оформленные в различных уставах, создало великую аскетическую литературу, испытало практикой различные формы устроения монашеской жизни. Новопросвещенным русским христианам предстояло вобрать, усвоить всю полноту и цельность аскетической традиции и вместе с тем выбрать из нее то, что наиболее соответствовало новым естественно-географическим и социально-культурным условиям, создать собственный аскетический идеал.
Сведений о монастырях и монашестве на Руси до первых известных по имени подвижников очень мало. Первые упоминаемые в источниках монастыри были основаны князьями или другими богатыми людьми, которые создавали их на свои средства, обеспечивали всем необходимым, обладали правом назначения настоятелей. Основателями древнейшего на Руси Киево-Печерского монастыря были преподобные Антоний и Феодосий Печерские


Монастырей, основанных подвижниками, было немного. В целом в Киеве преобладали монастыри, созданные князьями


В XI в. известно 19 монастырей, о некоторых из них сохранилось очень мало информации, иногда лишь краткие упоминания. В XI в. они создавались в основном в Южной Руси: в Чернигове, в Тмутаракани, Переславле, во Владимире Волынском и др. Однако были монастыри и в северо-восточных пределах; в Муроме (Муромский Спасский), в Суздале, в Ростове[2].
XII век был временем расцвета древнерусского монашества, монастыри основывались во всех крупных городах Руси. Известно более 50 монастырей, созданных в XII - нач. ХIII в. (до монгольского нашествия), даты основания еще 42 монастырей предположительно относятся к домонгольскому периоду. Некоторые из этих обителей были разрушены в 1240 г., но многие сохранились


Монгольское нашествие прервало естественное течение монастырской жизни: многие монастыри были разрушены вместе с городами, многие пострадали от погрома и опустошения, не все монастыри XI - XIII вв. были впоследствии восстановлены. Возрождение монашества началось лишь со 2-й пол. - кон. XIV в. в результате деятельности свт. Алексия Московского и прп. Сергия Радонежского, что совпало с началом национального возрождения Руси.




Со 2-й пол. XIV в. характер монастырской жизни существенно изменился.

Во-первых, было создано значительное число новых монастырей, основанных на общежительных принципах; общежительство часто вводилось и возобновлялось там, где оно отсутствовало или было существенно нарушено (напр., во псковском Снетогорском монастырe). Помимо внутреннего устройства изменился также характер связей с миром, возникли монастырские естественно-географическая среда: стали преобладать пустыни, расположенные вдали от города, часто в лесистой или заболоченной труднодоступной местности. Наконец, в-третьих, основателями новых монастырей теперь гораздо чаще становились монахи-подвижники. Жизненный путь многих из них нередко сочетал пустынно-безмолвное отшельничество и пребывание в общежительном монастыре, устроителями и духовными наставниками которого они становились, когда вокруг их уединенных келий собиралось братство жаждавших спасения и духовного совершенства верующих. По прошествии ряда лет настоятель мог снова удалиться в пустынь, и тогда возникал новый монастырь.
Вокруг пустынного монастыря образовывались мирские, крестьянские селения, которые вместе с иноческой братией составляли один приход, тянувший к монастырской церкви. Если монастырь исчезал, крестьянский приход вместе с монастырской церковью оставался. Движение пустынных монастырей было движением будущих сельских приходов, которые, притом в большинстве, были первыми в своей округе. Освоение дикой природы, рост заселенной территории и основание новых монастырей свидетельствовали о возрождении национальной жизни и в социальной, и в духовной сферах.

Увеличение населения, как правило, сопровождалось ростом монастырей, и появление новых монастырей вызывало приток населения, т.е. процесс был двуединым.


II Основная часть


2 Происхождение слова «Церковь»


Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречется…»

Храм от слова «храмина», означает «здание», «дом».

Название «церковь» - греческое, переводится «дом Божий».



Под словом «Храм» в Православной Церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему, или только часть здания, служащая для той же цели. С древних времен в православной Церкви Храму присваиваются различные наименования: дом Господень; дом Божий; Царские чертоги (Basilica); Церковь (обозначает и место собрания, и самое собрание верующих).

Кроме этих общих названий, каждый храм имеет свое частное название, в зависимости от того священного события или лица, в память которых он построен. Например, храм Воскресения Христова, храм Успения Богородицы, Свято-Екатерининский и т. п.

Если в городе имеется несколько храмов, то главный из них называется «собором».

В торжественные дни сюда собирается духовенство из различных церквей, и богослужение совершается соборно (сообща).


В ветхозаветное время первым храмом была скиния, устроенная по повелению Божию, Моисеем за 1495 лет до Рождества Христова. Тем не менее евреи совершали богослужения до Моисея, когда еще не было скинии, и делали это на жертвеннике.

Жертвенники эти строились из земли и камня, под открытым небом, но преимущественно на тех местах, где Бог являлся человеку, являл какое-либо особое благодеяние (близ Арарата), в местах, располагавших к молитве (в горах, рощах).

Со времен Соломона евреи служили Богу в храме. Скиния Моисея и храм Соломона послужили прообразом и наших храмов.


Если смотреть на храм по вертикали, то сам он - символ земного начала, купол – Небо, крест – символ святости, которая есть путь к Небу. Сам храм выражает крест поднебесный, землю, а легкий крест на куполе – мир дольный. Часто на православном храме строят не одну, а несколько глав. Тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое), три главы – три Лица Пресвятой Троицы; пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь таинств и семь Вселенских соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав храма обозначают Иисуса Христа и 12 апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Вход в храм всегда с запада (удаление от тьмы, приближение к свету). Храмы всегда обращены алтарем к востоку (восток – образ светлого царства Иисуса Христа).

Притвор - это преддверие к храму. Мистическое значение притвора-это место соприкосновения божественного с землей. Это мир людей. В первые века христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные - лица, готовящиеся к Святому Крещению. В современных храмах притвор почти совсем слился с храмом по назначению. В притворе продаются церковные принадлежности и свечи. Здесь, впрочем, как и в храме, много икон, а также стенных росписей. К притвору примыкают колокольня, если она не стоит отдельно, и крыльцо.

Средняя часть, или собственно храм, символизирует собой людей, но уже оправданный крестной жертвой Спасителя, освященный Им, Царство Божие, новое небо и новую землю. Это сотворенный мир, в отличие от алтаря, который знаменует область бытия Божия. Вот почему алтарь возвышается над средней частью и отделяется от нее иконостасом. Именно в средней части храма во время Богослужений все верующие.

Иконостас - перегородка с установленными на ней в определенном порядке иконами. Он не просто отделяет мир Божественный от мира земного, он еще и образ Небесной Церкви во главе с господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, во время богослужений собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские Врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается.

Алтарь – главнейшая часть храма. Алтарь знаменует собой небо, Жилище Самого Господа. Алтарь, где совершается Таинство Евхаристии.

Предметы алтаря:

  1. Святой Престол – стол, находящийся в середине алтаря против Царских Врат. Называется он Престолом потому, что на нем, как на троне, таинственно присутствует Господь Царь, Владыка Церкви.

  2. Антиминс – шелковый или льняной четырехугольный плат с зашитыми в него святыми мощами, на котором изображены положение тела Иисуса Христа во гроб, четыре евангелиста и орудия страдания Спасителя.

  3. Напрестольное Евангелие символизирует Сына Божия Иисуса Христа, ибо в словах Евангелия присутствует Своей благодатью Сам Бог. Евангелие кладется на Престол поверх антиминса, чтобы его могли видеть все.

3. На престоле также находится напрестольный крест. Крестом благословляются верующие, освящается вода во время праздника Богоявления и на молебнах.

4. Дарохранительница предназначена для хранения Святых Даров – частиц Тела Христоова, пропитанных. Его Кровью, под видом хлеба и вина.

5. На престоле помещается и дароносица – небольшой сосуд в виде часовенки с дверцей и крестом наверху.

6. Жертвенником называется второй «стол» в северной части алтаря, на котором приготовляется вещество для святой Евхаристии. На жертвеннике обязательно укрепляется крест с распятием и ставится лампада.



3 Православные иконы

Слово «икона» - греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям Свой видимый образ. Правитель сирийского города Эдессы князь Авгар был «проказою недуга одержим». Излечить его никому не удавалось. Но однажды ему открылось, что излечение произойдет, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному Лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Божественный Образ.

Когда Авгар увидел этот образ – первую, Самим Господом сотворенную икону, и с верою приложился к нему, то получил исцеление за свою веру по милости Божией. За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас нерукотворный». И сейчас это одна из самых почитаемых икон в православной Церкви.


4 Служители храма

Православное богослужение совершается особыми лицами, имеющими специальное посвящение – рукоположение и составляющими церковную иерархию или духовенство.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ

Ветхозаветные времена (примерно 1500 лет до Рождества Христова) по воле Божией пророк Моисей избрал и посвятил для богослужения особых лиц – первосвященников, священников и левитов. Первым первосвященником был Аарон, брат Моисея; первыми священниками – сыновья Аарона. При принесении жертв им помогали левиты – потомки Левия, сына Иакова, колено которого, как давшее иудейскому народу Моисея, получило исключительное право на священнослужение.

МОНАШЕСТВУЮЩИЕ

Вступающие в монашество дают обет безбрачия.

Как дерево может

Укрыть от дождя,

Так храм защищает

Пришедший народ

От жизненных бурь

И душевных невзгод


5 Правила поведения в храме


Людям, идущим в храм, нужно знать, что Церковь – это особый мир со своими правилами и установлениями.

ОБ ОДЕЖДЕ И ВНЕШНЕМ ВИДЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ХРАМ

Храм – это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает. Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой или шарфом.

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде.


КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НИЩИМИ, РАСПОЛОЖИВШИМИСЯ ПЕРЕД ХРАМОМ

Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), - писал святой Августин, - не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем эти несчастные, живущие на милостыню.

Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае – проявить милосердие.

Если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т. д.


6 Как молиться в храме

Молитва – это наша беседа с Богом. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища – все дается Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и в нужде мы должны обращаться к Богу с молитвой. Что кровь для тела, то молитва для души. Молитву называют «крыльями души», так как искренняя молитва отрешает нас от мирской суеты, возносит сердце человека выше небес.

В Святом Евангелии Самим Спасителем сказано: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого».

Придя на службу в храм, старайтесь не отвлекаться и следить за богослужением, чтобы со всеми молиться именно о том, о чем молится вся Церковь. Во время молитвы мы должны ум свой настроить так, чтобы ни о чем постороннем не думать и чтобы сосредоточить все внимание лишь на словах молитвы.

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависти от того, с каким чувством принимают их сердце и ум.



7 Крестное знамение и поклоны


Обычай осенять себя при молитве крестным знамением в Церкви христианской ведется с самой глубокой древности. Его установили святые Апостолы и передали всем верным. Без крестного знамения не совершается ни одна молитва, ни церковная, ни домашняя.

Осеняя себя крестным знамением с призыванием Имени Божьего, мы привлекаем на себя (или на того, кого осеняем, например, своего ребенка) Божественную благодать Святого Духа. По Уставу Святой Церкви мы крестимся таким образом. Полагаем знамение креста на лоб (чело) вместилище разума – в знак того, что мы любим Бога всем умом своим и что с любовью посвящаем Ему все свои мысли и просим освятить их. Полагаем крест на живот – оконечность груди – в знак того, что любим Господа всем сердцем и душой и что со всей искренностью и благоговением посвящаем Ему все свои чувства и желания и просим освятить наше сердце и чувства. Полагаем крест на плечах в знак того, что любим Господа всей крепостью и твердостью души и духа и что посвящаем Ему всю свою жизнь, не только душевную, но и телесную деятельность и просим укрепить наши силы и освятить наши добрые дела.

Неправильно одновременно и креститься, и кланяться. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша.

При поясном поклоне нужно наклониться так, чтобы рукой можно было бы достать до земли. При земном поклоне нужно встать на колени и коснуться головой земли.



8 Почему принято ставить свечи


Свечи, которые покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, - это добровольная жертва Богу и храму Его. Жертва – это то, что человек отдает, не получая взамен материального эквивалента отданному. Жертва – это дар, выражение нашей любви тому, кому мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу, когда приносится от чистого сердца.

Свеча – это как бы проводник нашей молитвы, усиливающий и направляющий эту молитву к Богу, Божией Матери или кому-либо из святых.


9 Бог в русской душе

Каждый человек должен иметь в душе своей святыню, которую он берег бы, как свое величайшее сокровище, перед которой он искренно благоговел бы и которую любил бы всем своим сердцем. Которая возвышала бы его над повседневной житейской суетой, давала бы смысл и цену его существованию, освящала ему жизненный путь, поддерживала и ободряла во всех испытаниях жизни. Только при наличии такой святыни жизнь человека не будет похожа на жизнь растения или животного, но будет полна глубокого внутреннего одушевления.

Только смирение перед Христом и последование Ему могут преобразить человеческую душу и привести людей к истинному объединению и взаимной любви.



III Заключение



Любите Бога!

Лесной ручей бежал, журча.

Благоухала сныть-трава,

Кругом раскинув кружева.

И в нежном пении ручья

Звучали мудрые слова:

« Ищите к Господу дорогу,

Любите и хвалите Бога!»

Весенний ветерок живой

Шептал, слегка шурша листвой:

« Ищите к Господу дорогу,

Любите и хвалите Бога!»

Небес сияла синева,

И золотом лились слова:

« Ищите к Господу дорогу,

Любите и хвалите Бога!»


IV Литература


1 Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

2 Закон Божий, «Оранта», - 2008;

3. http://old-rus.narod.ru/prav.html

4. http://www.rus-sobori.ru/info/

5. http://www.rustrana.ru/

6. http://www.eparhia-tmb.ru/

7. http://www.predanie.ru/muz/kolokola/




















Министерство образования Московской области

ГБОУ ВПО МО «Академия Социального управления»


Кафедра социальных дисциплин истории и культурного наследия


Курс «ОРКСЭ. Основы православной культуры»









Проектная работа


Тема: «Монастыри-защитники земли Русской»








Выполнила:

Макашова Елена Евгеньевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №18 г Ногинск


Научный руководитель:

Кандидат культурологи, доцент

Кутикова Наталья Анатольевна






Москва

2013г



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ