Формирование нравственно-экологической культуры младших школьников посредством биоэтики

Министерство образования и науки Челябинской области Муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 5»

г. Миасса Челябинской области»



Методическое объединение учителей начальных классов



Формирование нравственно-экологической культуры младших школьников посредством биоэтики



Организация внеурочной деятельности

учащихся начальной школы

Автор-составитель:

Чалых Ольга Леонидовна, учитель высшей

квалификационной категории







Миасс

2014



Пояснительная записка

Актуальность. Организация внеурочной деятельности младших школьников является одной из важных педагогических проблем современной школы. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействие человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Огромное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека. Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная. Без развитой способности нравственного восприятия невозможно целостное представление и познание природного объекта или явления. В отношениях между людьми всегда высоко ценились нравственные качества, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Нравственное воспитание – процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка. Оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к окружающей среде, к самому себе. Нравственность играет роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в жизни. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования.

Особенно важным становится воспитание у младших школьников признания самоценности любой формы жизни, не только человеческой, представления о том, кто имеет право на достойное существование в мире. Поэтому организация внеурочной деятельности «Формирование нравственно-экологической культуры младших школьников посредством биоэтики» на наш взгляд, напрямую отвечает требованиям обновления содержания и форм учебно-воспитательного процесса современной начальной школы. Программа позволяет реализовать идеи новой отраслью этики - биоэтики, науки об этичном отношении к любой жизни. Ее цель - доказать право на существование всех, кому свойственна "воля к жизни". А волю к жизни, по определению американского философа Т. Ригана, составляют чувства и восприятия, желания, доверчивость/недоверчивость, память, чувство будущего и психическая идентификация времени. Такими качествами обладают не только люди, но и животные. Традиционно животные воспринимались, прежде всего в контексте их инструментальной ценности, то есть пользы, которую можно из них извлечь. Ныне же стало ясно, что это и безнравственно по отношению к животным, и, как бы парадоксально то ни звучало, ничего, кроме вреда не приносит людям. Поэтому необходимо в корне пересмотреть моральный статус животных. Биоэтика в школе – это, прежде всего часть нравственного воспитания.

Таким образом, при внедрении в школу биоэтики нравственное воспитание обретает еще одну составляющую.
Обучение биоэтике естественно распадается на 2 этапа:

На первом необходимо привить детям мысль о том, что все животные нуждаются в защите - лишь потому, что это живые существа, вне зависимости от того, редкие они или распространенные; объяснить, что нет "полезных и "вредных" животных; научить во всех животных видеть что-то хорошее; объяснить, что сострадание к слабым - это не то чувство, которого следует стесняться; развенчать стереотипное восприятие животных (запечатленное в штампах типа "грязная свинья", "глупый осел" и т.д.).

На втором этапе уже можно постараться развить в детях потребность следовать концепции прав животных в повседневной жизни.

В качестве отдельного предмета ее лучше всего преподавать в начальной школе. Детям младшего школьного возраста тема животных как никогда близка, животные занимают большое место в повседневной жизни ребенка (они населяют сказки и мультфильмы, с ранних лет окружают детей в виде игрушек и т. д.). Трудно найти ребенка младшего школьного возраста, который не интересовался бы домашними любимцами. Немаловажно, что дети 7-9 лет еще не стыдятся своего сострадания, не боятся показаться "сентиментальными", и изучение биоэтики помогло бы затормозить развитие этого негативного процесса в подростковом возрасте.



В контексте разговора о животном мире нелишне будет затронуть и проблему питания, обратившись к научным исследованиям. Познакомить детей с вегетарианством. Во многих религиях в определенные периоды рекомендуется отказ от животной пищи. Также следует рассмотреть и отношение к инвалидам. Как помочь людям с ограниченными возможностями здоровья сделать свою жизнь более комфортной. Как могут в этом помочь животные: поводыри и просто домашние любимцы, которые снимают негативное настроение. Рассказать об арт-терапии: лечении многих заболеваний с помощью животных: дельфинов, лошадей и т.д.

Исходя из выше сказанного, отметим, что программа «Формирование нравственно-экологической культуры младших школьников посредством биоэтики» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», Устава школы, Концепции модернизации российского образования на период до 2020, окружной Программы «Образование и здоровье» и является составной частью системы начального естественнонаучного и экологического воспитания.

Она служит дополнением к курсу «Окружающий мир» начальной школы и вводит воспитанников в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа обозначает перспективу жизни, дарящую радость познания, счастье открытий. Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью. В дальнейшем знания и умения, полученные учащимися, позволят раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, создадут благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в следующих классах.

Программа рассчитана на три года. Для первого и второго класса она составлена на основе примерной программы «Азбука содержания животных». Автор В.А.Ясвин. В третьем – «Дом, где мы живем». Программа составлена учителем начальных классов МОУ «СОШ №30» О.Л.Чалых. Использовался материал из учебного пособия для учащихся 3-4 классов «Природа Южного Урала», «Хрестоматия по литературе родного края», «Почитаем и узнаем». Павлова Т. Н. «Биоэтика в школе».

Цель программы – помочь детям осознать целостность окружающего мира, освоить основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, расширить понимание того, что животные – это живые существа, к которым следует относиться с уважением и состраданием. Соблюдать нормы здоровьесберегающего поведения в природе и социальной среде.

Задачи:

1)формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно-обоснованных способов взаимодействий с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных;

2)научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни;

3)помочь детям понять, что животные часто испытывают те же потребности и чувства, что и люди;

4) развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности; развитие самостоятельности и инициативы;

5)Последовательное приобщение воспитанников к самостоятельной работе с различными источниками информации;

6)развивать коммуникативную компетентность, умение презентовать работу;

7)обучить использованию различных методов организации и планирования деятельности.

Принципы, положенные в основу программы:

Формирование культуры отношения к растениям и животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики, на новых технологиях развития экологического сознания.

Цель занятий состоит в освоении опыта практического применения знаний и умений при выращивании различных растений дома, при содержании домашних птиц, животных, аквариумных рыбок и т.д.

Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме выставки результатов деятельности детей, в форме конференции школьного научного общества и т.д. Предполагается, что дети будут принимать участие в исследовательской работе, представлять творческие отчеты, выпускать стенгазеты, готовить презентации, выступать на школьном научном обществе учащихся. Занятия будут проводиться как в классной комнате, так и в библиотеке. Планируются тематические экскурсии и посещения выставок.

На этапе начального образования достижению цели будет способствовать реализация следующих аспектов содержания и форм совместной деятельности субъектов воспитательного процесса:

  • освоение экокультурных ценностей, повышения воспитательного потенциала естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в формировании у школьников экологической культуры; стимулирование детей к общественно-полезной и познавательной деятельности в природе;

  • расширение у детей эмоционально-чувственного опыта непосредственного взаимодействия с природой, опыта нормативного экологически грамотного поведения в природе, ознакомление их с природой родного края, опираясь на воспитательный потенциал туристско-краеведческой деятельности, экологического краеведения, экскурсий, прогулок, туристических путешествий;

  • практическое участие детей в природоохранной деятельности в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах (высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от бытового мусора, подкормка птиц), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создание и реализация коллективных и индивидуальных природоохранных проектов;

  • содействие экологическому воспитанию младших школьников в семье, предоставлению семьей позитивных образцов взаимодействия с природой; расширению опыта общения детей с природой, заботы о домашних животных, растениях; участию детей в экологической деятельности по месту жительства.



Результативность:

  • владение понятийным аппаратом дисциплин естественнонаучного цикла;

  • отражение в работе методологии научного поиска;

  • навыки работы в группе, презентационные навыки;

  • навыки планирования деятельности;

Учебно-тематический план


Количество часов


Темы


п/п


Всего

Теория

Практика

1

Как животные оказались в жилище человека? Для чего человеку были нужны животные?

2

1

1







2

Почему мы любим живот­ных? Культовые животные. Интересные факты из жизни животных. Влияние животных на здоровье человека.

4

1



3


3

Собаки — самые верные друзья человека. Жестокие развлечения с животными. Приют для животных в нашем городе. Что такое сопереживание? Как выгуливать собаку? Как сохранить своё здоровье, общаясь с животными.

6

1

5







4

Кошки, которые не гуляют сами по себе. Породы кошек. Выставки. Уход за домашними любимцами. Как помочь бездомной кошке? Экспериментирование на животных, для чего и почему?

6

1

5







5

Пернатая радуга в комнате. Каких птиц содержат в клетке. Правила ухода за попугаем, канарейкой. Браконьерский завоз в страну редких птиц. Благовещенье, традиция отпускать на волю птиц.

8

1

7


6

Хомка и его ближайшие родственники. Содержание мелких грызунов в клетке. Что необходимо хомячкам для поддержания здоровья. Правила ухода за грызунами. Использование мелких грызунов для экспериментов и опытов. Прогресс как нравственный и духовный рост человека. Использование компьютерных технологий во время эксперимента вместо животных.

8

1

7







7

Рыбы — самые тихие соседи. Разнообразие аквариумных обитателей. Экосистема аквариума. Влияние аквариума на микроклимат помещения. Для чего нужно поддерживать комфортную влажность в помещении?

8

1

7


8

Школа для ваших любимцев. Кто такой кинолог? Для чего животных надо дрессировать? Чем опасна невоспитанная собака? Каких правил нужно придерживаться, имея дома животных.

9

1

8

9

Взрослые, которые всегда готовы помочь. Общество по защите животных - для чего его создали? Приюты для бездомных животных. Законы по защите животных. Жестокое обращение с животными, уголовная ответственность. Ветеринарные клиники нашего города. Ветеринары, зоотехники.

9

1

8






10

Мы в ответе за тех, кого приручили. Наши домашние любимцы, что сделано для того, чтобы их жизнь была комфортной? Прививки, лечение, витамины, правильное питание, составление меню для своего любимца.

6

1

5







11

Итоговое занятие.

Конференция,

4

1

3


выставка





Итого

70

11

59



Содержание курса

1. Как животные оказались в нашем жилище?

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные жи­вотные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Живот­ные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов. Влияние животных на здоровье человека.

Практическая работа: составление словарика терми­нов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными. Защита презентаций «мой домашний любимец».

2. Почему мы любим животных?

Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведе­ние животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помога­ют стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Живот­ные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

Практическая работа: конкурс эрудитов — любителей животных. Сообщение «Интересные факты из жизни животных».

3. Собаки — самые верные друзья человека Основы практической кинологии — науки о собаках. Ис­тория одомашнивания. Выведение различных пород. Выстав­ки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилак­тика и преодоление проблем, иногда возникающих у вла­дельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках. Болезни собак, которыми может заболеть человек. Как сохранить свое здоровье?

Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посе­щение выставки собак. Сбор средств приюту для животных. Разучивание простейших команд для дрессировки собак.

4. Кошки, которые не гуляют сами по себе Основы практической фелиологии — науки о кошках.

История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хо­зяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрос­лой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках. Приюты для кошек в нашем городе. Болезни кошек, передающиеся людям, гигиенические навыки.

Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой. Стенгазета «Породы кошек».

5. Пернатая радуга в комнате

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучни­ки. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хо­рошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говоря­щие птицы, кого и как можно обучить подражанию человече­ской речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.

6. Хомка и его ближайшие родственники

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жиз­ни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приоб­ретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Осо­бенности содержания и разведения в неволе. Использование грызунов в научных экспериментах. Литература о грызунах.

Практическая работа: оформление места проживания хомячка.



7. Рыбы — самые тихие соседи

Основы аквариумистики. История аквариумистики: Ки­тай — Европа — Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходи­мые приспособления. Аквариум как модель природного водо­ёма. Выбор и посадка растений в аквариуме. Из чего склады­вается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернеции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Разведение. Типичные ошибки. Уход за аквариумом. Экосистема аквариума. Поддержание необходимой влажности в помещении с помощью аквариума. Литература по аквариумистике.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов; осво­ение приёмов очистки стенок аквариума.

8. Школа для ваших любимцев

Основы воспитания и дрессировки животных. Как при­учить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрес­сировки собак, основные команды. Животные в цирке. Зна­менитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различ­ным трюкам.

Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.

9. Взрослые, которые всегда готовы помочь

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобре­тение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лече­ние животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.

Практическая работа: освоение приёмов оказания пер­вой помощи пострадавшим животным.

10. Мы в ответе за тех, кого приручили

Культура содержания и этика взаимоотношения с живот­ными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фо­тографировать домашних животных. Рисование животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочув­ствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября — Всемирный день животных.

Практическая работа: освоение приёмов фотографиро­вания птиц и животных.

11. Итоговое занятие. Конференция, выставка

Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Практическая работа: проведение конференции, выстав­ки или презентации.





3 класс

Учебно-тематический план




Количество часов


Темы


п/п


Всего

Теория

Практика

1

Животные и птицы Южного Урала. «Злые и добрые» животные - они все нужны природе!

4

1

3







2

Красная книга Челябинской области. Охранять нужно и редких, и распространенных животных.

4

1

3


3

Дикорастущие ягоды и кустарники Южного Урала. Составление экологической цепочки. Природе нужен каждый!

4

1

3







4

Мой город. Богатство животного и растительного мира.

2

1

1







5

От истока к устью по реке Миасс. Разнообразие флоры и фауны, изменение по мере наступления цивилизации. Экологические мероприятия, проводимые в городе для спасения животного и растительного мира.

2

1

1


6

Промышленные предприятия города, влияние на здоровье человека и животных.

3

1

2







7

Мой край на карте страны. Зоны экологического бедствия. «Черная книга Челябинской области» (исчезнувшие и исчезающие животные и растения).

3

1

2


8

7 чудес Южного Урала. Знакомство с достопримечательностями. Охрана редких животных в заповедниках. Культура наших предков, образ жизни.

4

1

3


9

Писатели и поэты Урала о животных.

3

1

2







10

Многонациональность жителей Урала. Национальные игры с образами животных. Фольклор Урала о животных.

2

1

1







11

Итоговое занятие.

Конференция,

3

1

2


выставка





Итого

34

11

23



Содержание курса



    1. Животные и птицы Южного Урала.

Познакомить с редкими животными и птицами Ильменского заповедника.

Практическая работа: проект «Красная книга Южного Урала». Посещение музея Ильменского заповедника.

    1. Красная книга Челябинской области.

Познакомить с Красной книгой Челябинской области. По группам подобрать материал по разделам: редкие растения, исчезающие животные, птицы, реликтовые рощи.

    1. Дикорастущие ягоды Южного Урала.

Познакомить с основными ягодами Урала, местом распространения, употреблением, экологическая цепочка. Лекарственные и ядовитые растения. Ягоды в питании животных.

Практическая работа:

Сбор различного материала: загадки, пословицы, стихи, морфологическое описание, рецепты заготовок, изготовление муляжей из соленого теста.

    1. Мой город. Из истории образования города.

Мой город. Богатство животного и растительного мира.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов, экскурсии

    1. От истока к устью по реке Миасс. Разнообразие флоры и фауны, изменение по мере наступления цивилизации. Экологические мероприятия, проводимые в городе для спасения животного и растительного мира.

  • Практическая работа: защита проекта «Красная книга Миасса»



  1. Промышленные предприятия города, влияние на здоровье человека и животных.

Практическая работа: Знакомство с профессиями родителей, выпуск стенгазеты.



  1. Мой край на карте страны. Зоны экологического бедствия. «Черная книга Челябинской области» (исчезнувшие и исчезающие животные и растения).

Практическая работа: просмотр видеоматериалов, работа с книгами, посещение библиотеки. Игра-путешествие по городам Челябинской области.





  1. 7 чудес Южного Урала.

Познакомить с достопримечательностями Урала: историческими, археологическими, природными. Охрана редких животных в заповедниках. Культура наших предков, образ жизни.

Практическая работа: оформление презентации «7 чудес Южного Урала».

  1. Писатели и поэты Урала о животных.

Познакомить с писателями, освещающими животный мир нашей области.



Практическая работа: Знакомство с творчеством Бажова, Подкорытова, Власовой, Дементьева. Литературная викторина, посещение библиотеки.

  1. Многонациональность жителей Урала.

Знакомство с национальностями, проживающими на территории области. Коренные жители края, знакомство с историческими материалами. Народные праздники народов Урала. Национальные игры с образами животных. Фольклор Урала о животных. Влияние игр на здоровье.

Практическая работа: выявить, какие национальности у детей нашего класса и школы. Разучивание национальных игр, изготовление национальных блюд. Знакомство с отношением религий к животной пище, что такое пост у христиан, для чего люди отказываются от животной пищи, как составить рацион вегетарианцу. Полезен ли отказ от животной пищи, мнение врачей. Как наши предки соблюдали равновесие в природе. Бережное отношение к животным.

11. Итоговое занятие. Конференция, выставка

Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы.

Практическая работа: проведение конференции, выстав­ки или презентации.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гу ржи и А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земно­водные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,

Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.

Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дуро­ва. — М., 1993.

Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для лю­бителей птиц / Э. С. Жердев. — М., 1988.

Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.

Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.

Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.

Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.

Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.

Мередит С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.

Пай ере X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.

Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрирован­ная энциклопедия / В. Д. Полонский. — М., 2000.

Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.

С т ар к К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.

С т ар к К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.

Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.

Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.

Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.

Видеофильм «Озера Южного Урала».

Горская А.Б. Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 кл. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002

Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учебное пособие для учащихся 3(4) кл. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. из-во.























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ