ТЕМА: «А ну-ка мальчики» 4 КЛАСС
ТЕМА: « А ну-ка мальчики».
4 КЛАСС
Составитель: Маркиянова С.А.
Образование высшее
Цель: содействовать формированию нравственно-патриотических чувств .
Задачи: познакомить с историей возникновения праздника, с историей рыцарства; учить с раннего возраста быть правдивыми, честными в отношениях с людьми, учить правилам общения, правилам этикета; развивать мышление, внимание, память детей, их творческие способности, воспитывать патриотические чувства, положительные черты характера.
Оборудование: карточки для конкурса «Этикет», карточки для конкурса
« Фехтование», конверты с карточками для конкурса капитанов, карточки для творческого конкурса, белые листы бумаги для моделирования, кубик для проведения конкурса «Эрудит», цветы-жетоны, грамоты.
Литература:
М.А.Бесова « К познанию мира – через игру».
Газета « Педагогическое творчество»
А ну-ка мальчики!
Для участия в конкурсе мальчики разбиваются на команды по 3 человека, выбирают главных рыцарей.
Под музыку выходят ведущие.
2 вед. Есть праздников много на свете:
Первомай, Рождество.
А что сегодня, ответьте,-
Какое у нас торжество?
В начале тысячелетья
Для этого много причин,
3 вед. Приходит февраль, двадцать третье –
День настоящих мужчин.
Они этот день заслужили,
Всегда на переднем краю
И грудью они защитили
Родину, мать и семью.
Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Поздравляю вас с замечательным праздником! Это праздник для всех, кто носит военную форму, кто ее носил или еще будет носить, всех, кого можно назвать защитником Отечества, тех кто защищал Родину в годы войны. Защита Отечества – долг каждого человека, почётная обязанность каждого мужчины. Этот праздник мы отмечаем в кругу семьи детей и взрослых.
2 вед. Чтобы стала наша жизнь светлей и краше,
Днем и ночью сыновья стоят на страже.
Дата есть особого значенья -
Сыновей отважных День рождения!
3 вед. Наша армия родная
Стережет покой страны.
Чтоб росли мы, бед не зная,
Чтобы не было войны.
2 вед. Сегодня все мамы и девочки знают,
Что пап и мальчишек они поздравляют,
Ведь праздник февральский всегда для мужчин.
Для праздника этого много причин.
Защитникам шлем поздравления свои,
Пусть гордостью нашей станут они.
3 вед. Желаем мужчинам силы во всем,
Веди им от всех бед защищать нужно дом.
Чтоб вырастить смелых, надежных бойцов,
Мы мальчикам ставим в пример их отцов.
Учитель. Сегодня в этом зале состоится рыцарский турнир. Вы знаете. Кто такие рыцари?
2 вед. Это средневековые воины.
Учитель. Да. В средние века рыцарями называли отважных и смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Они тоже были защитниками. А чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку.
2 вед. Какую? Как в армии?
Учитель. Почти. В семь лет мальчиков отдавали на воспитание и обучение к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом.
3 вед. А кроме военных наук, мальчиков учили и другому: держать данное слово, быть предупредительными и вежливыми, выручать друга в беде, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.
Учитель. Верно. А откуда к нам пришло слово «рыцарь»?
3 вед. Слово « рыцарь» пришло к нам из немецкого : «ритэр»- всадник.
Учитель. А какого человека мы называем рыцарем сегодня?
2 вед. В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг и самопожертвование во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, заступаться за младшего, слабого.
3 вед. Он готов бесстрашно броситься на помощь человеку, попавшему в беду. Рыцарь бросится в ледяную воду, чтобы спасти тонущего. Он совершает много других прекрасных поступков, а в его груди бьётся благородное сердце.
Учитель. Итак, кто такие рыцари, мы выяснили. Мальчики – будущие защитники нашей Родины. Сегодня состоится необычное состязание мальчишек. К «Рыцарскому турниру» допускаются мальчики, обладающие полным боевым снаряжением:
- метким словом,
- вниманием,
- волей и терпением,
- выдержкой,
- юмором,
вежливостью,
- смекалкой.
2 вед. А теперь мы приступим к турниру. Просим участников турнира подняться на сцену.
( Участники выходят под музыку, становятся возле столиков).
3 вед. А сейчас по традиции рыцари перед турниром дают клятву. Рыцари вы готовы?
1. Клянёмся рыцарями быть
и рыцарство в борьбе добыть!
2. Клянёмся в рыцарском турнире победить,
клянёмся смелыми, отважными мы быть.
3. Долой и латы и забрало!
Мы рыцари добра – и в этом наша слава!
4. За щитами не скрываться,
шпаги острой не бояться!
5. Верными своей даме быть,
званье рыцаря добыть!
Все. Клянёмся рыцарями быть!
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари,
И жизнь их была нелегка
В железной амуниции.
2. Гордились рыцари собой,
мечами и доспехами.
3.Играли рыцари судьбой
и на турниры ехали.
4. Но вот полтыщи лет назад
не стало их на свете.
5. Но так лишь только говорят –
я не согласен с этим!
Учитель. Дорогие друзья! Судить наш турнир любезно согласились милые, очаровательные и обаятельные дамы: …(представление членов жюри).
Клянётесь ли вы судить честно и беспристрастно?
Жюри. Клянёмся!
2 вед. А теперь прошу познакомиться с полномочиями Совета милых дам. За победу в каждом конкурсе Совет начисляет баллы – вот такие цветы-жетоны.
Учитель. Прежде, чем удостоиться звания рыцаря, нужно пройти нелёгкую школу рыцарского воспитания. Мы начинаем рыцарский турнир.
Звучат фанфары.
1 конкурс. Разминка.
Вопросы задаются командам поочерёдно. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Игра «Словарь вежливых слов».
Растает даже каменная глыба
от слова тёплого …(спасибо).
Зеленеет старый пень
когда услышит …(добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
говорит, встречаясь …(здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
говорим …(прости, пожалуйста).
5 . И во Франции, и в Дании
на прощанье говорят …(до свидания).
Вопросы.
Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол).
Почему копьё и щит – неразлучные друзья и враги? (Они всегда вместе, щит – защищает, копьё – поражает).
Как называется подросток, изучающий морское дело? (Юнга).
Как называется воин, который добывает ценные сведения о противнике? (Разведчик).
Как называются наплечные знаки в армии и на флоте? (Погоны, эполеты).
Игра « Согласен – не согласен»
1. Согласен ли ты, что День защитника отечества раньше назывался День Советской армии и Военно-морского флота»? (Да).
2. Согласен ли ты, что этот день стали отмечать « в ознаменование всеобщей мобилизации революционных сил на защиту Отечества, а также мужественного сопротивления захватчикам». (Да).
3. Согласен ли ты, что руководство страны должно укреплять обороноспособность страны, развивать армию и флот? (Да).
4. Согласен ли ты, что основной проверкой нашей армии стала Великая Отечественная война? (да).
5. Согласен ли ты, что война длилась 1418 дней и ночей, и каждый день Великой Отечественной войны – это образец безграничного мужества и стойкости людей, их преданности Родине? (Да).
По ходу ответов участников учитель даёт комментарий по каждому факту.
2 конкурс «Фехтование».
- Наносить «уколы» противнику рыцари будут словами. Нужно составить как можно больше слов из букв, имеющихся в слове «патриотизм». Как вы понимаете это слово? Кто такой патриот?
Итак патриотизм – это любовь к Родине, к той стране, в которой живём. Начинаем конкурс – время пошло.
Время закончилось. Проверяем, сколько у кого получилось слов. Участники называют слова по очереди. Команда, назвавшая последнее слово, получает дополнительный балл, слова , которые совпадают, не зачитывать. Листки сдают жюри, которое учтёт количество слов и количество букв в словах.
3 конкурс «Этикет».
- Что такое этикет? Сейчас каждая команда вытащит карточку, на которой записаны различные правила этикета. Вы должны объяснить, почему надо так поступать, чем это вызвано.
*Перед тем как войти в дом, вытри хорошенько ноги. Если на улице идёт дождь или снег, то отряхните шапку и пальто на лестнице.
*Не входи в комнату, не постучавшись.
*Не сиди развалившись, не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах.
*Встречаясь со знакомыми, здоровайся первым. Не обижайся, если кто-нибудь по рассеянности не ответит на твоё приветствие.
*Пробираясь к выходу из вагона, не расталкивай стоящих впереди людей и не подталкивай их в спину. Пользуйся не руками, а голосом.
*Не следует выскакивать из-за стола, пока все не закончат есть.
*Воспитанный человек будет есть каждое предложенное блюдо.
Пока жюри подсчитает баллы за пройденные конкурсы, мы посмотрим концертный номер.
Слово жюри.
4 конкурс капитанов « Самый умный».
Капитаны, подойдите
И заданье получите,
А задание такое –
Очень даже непростое.
Вам, ребята, сейчас нужно
Пословицу составить дружно.
Каждый получает конверт, внутри которого лежит 10 карточек. На первых пяти – начало пословиц, на остальных – конец. Нужно собрать пословицы. Кто сделает правильно – 1 балл, а кто быстрее всех составит правильно – ещё 1 балл.
5 конкурс «Ловушка».
Конкурс проводится без объявления. Перед командами проходит девочка и как бы случайно роняет платок( примерно посередине, между командами). Балл получает та команда, которая догадается поднять платок и вежливо вернуть девочке.
После этого объявляется, что это был конкурс.
6 конкурс «Творческий».
- В 12 веке существовали особые правила рыцарского этикета. Они предполагали изысканность и учтивость, умение вести себя в обществе. Особое внимание уделялось искусству служения даме. Рыцари умели сочинять стихи в честь дамы сердца. Сейчас посмотрим, сумеют ли наши рыцари изложить свои чувства на бумаге. Вот вам рифмы:
………………….всей душой,
………………….со мной,
………………… нежных слов,
……………………..готов.
- А пока рыцари заняты сложением стихов в прекрасной дамы, мы посмотрим, как эти прекрасные дамы танцуют.
Танцевальный номер.
Слово жюри.
7 конкурс «Авиаконструкторы».
Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым,
На бумаге голубой.
Сам рисует, сам поёт.
Что же это? (Самолёт).
- Ну конечно же самолёт. И следующий конкурс – конкурс авиаконструкторов. На столе лежат листы бумаги, нужно сделать самолёт. Будет оцениваться скорость выполнения работы, качество и дальность полёта.
8 конкурс «Эрудит».
Даётся куб с цветными гранями. Каждому цвету соответствуют вопросы из разных областей знаний. Участники по очереди бросают куб отвечают на 3 вопроса.
Зелёный. Природа.
Кто собирает яблоки спиной? (Ёж).
Пингвин – птица или нет? (Птица).
Кто спит вниз головой? (Летучая мышь).
У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца).
Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло).
Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает).
Какое дерево весной дятла поит? (Берёза).
Название какого растения говорит о том, где оно растёт? (Подорожник).
Кто может пить ногой? (Лягушка).
Что теряет лось каждую зиму? (Рога).
Сколько ног у пауков? (8).
Какую корову доят муравьи? (Тля).
Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата).
Самый чистоплотный зверёк. (Барсук).
Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Одинаковые).
Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые. (Крапива).
Жёлтый. Фразеологизмы.
Набрать в рот воды.
Как две капли воды.
Как снег на голову.
Ворон считать.
Не покладая рук.
Делать из мухи слона.
Как кошка с собакой.
Зарубить на носу.
Вставлять палки в колёса.
Пропускать мимо ушей.
Выбиться из сил.
Задать головомойку.
Витать в облаках.
Клевать носом.
Сгореть от стыда.
Держать ухо востро.
Сидеть сложа руки.
Оранжевый. Математика.
Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться 8 таких сарделек?
Шла баба в Москву и повстречала 3 мужиков. Каждый из них нёс по мешку, в каждом мешке по кошке. Сколько существ направлялось в Москву?
Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько весит гусь, когда встанет на одну ногу?
На столе стояли 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан с вишней, поставив стакан на стол. Сколько стаканов осталось?
Две матери, две дочки да бабушка с внучкой. Сколько их было?
У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил: у меня 4 сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько же детей у него было?
Что тяжелее – 1кг ваты или 1кг железа?
Крышка стола имеет 4 угла, один угол отпилили. Сколько углов стало?
Если купить 6 тетрадей по 3 руб., то 2 руб. ещё останется. Сколько денег было?
В саду росла вишня. На первой ветке росло 15 вишен, на второй на 34 смородины больше, а на третьей – на 17 яблок меньше. Сколько вишен было на дереве?
В корзине меньше 10 яблок. Эти яблоки можно разделить между двумя или тремя девочками. Сколько яблок в корзине?
Два отца и два сына съели 3 апельсина. Сколько съел каждый?
Можно ли разделить между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по конфете и одна осталась в коробке?
Красный. Чтение.
От кого Айболиту пришла телеграмма?
Кто спас Муху-Цокотуху?
У кого смерть на конце иглы?
В кого превратился гадкий утёнок?
Жилище Бабы Яги?
Сказочное название скатерти?
Кто из обитателей болота стал женой царевича?
Мальчик –луковка.
Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёты.
Из какой травы для лебедей вязала свитера?
Девочка из цветка.
Какое учёное звание имел Карабас Барабас?
В какой сказке зимой собирали цветы?
Необычный вид транспорта, на котором герой сказки попал к царю во дворец.
Синий. Загадки.
1. Носил меня зверь,
а попала на людей. (Шуба).
2. С «к» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С «П» от вас не утаю –
Тоже в классе я стою.
3. Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу.(Буквы)
4. Первое нота,
Второе тоже,
А целое на боб похоже.(Фасоль)
5. Моё начало – буква алфавита,
она всегда шипит сердито.
Второго корабли бояться
И обойти всегда стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то улетит.(Шмель)
6. Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда. (Картина)
7. Первое найдёшь средь нот,
А второе – лось несёт.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути. (Дорога)
8. Я – антоним к слову смех,
Не от радости, утех,
Я бываю по неволе
От несчастья или боли.
От обиды, неудач.
Догадались? Это…(Плач)
9. Домовитая хозяйка
полетела над лужайкой
похлопочет над цветком,
он поделится медком. (Пчела)
10. По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт –
Тут и пропадёт. (Волна)
11. Плещется тёплая вода
В берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате? (Ванна)
12. Что выше леса, краше света
И без огня горит? (Солнце)
13.В лесу родилась, в воде живёт. (Лодка)
14.Махнула птица крылом,
накрыла весь свет одним пером. (Ночь)
Фиолетовый. Русский язык.
Крестьянский дом в белорусской или украинской деревне. (Хата).
Дворец и крепость знатного сеньора. (Замок).
Лестница на корабле.(Трап).
Охотница до чужих мехов.(Моль).
Картофель всмятку.(Пюре).
Антоним к слову временный.
Слово с удвоенной «н».
Часть слова без окончания.
Сколько звуков в слове ель?
Синоним к слову отважный.
Словарь, в котором можно узнать о значении слова.
Часть слова, стоящая перед корнем.
- Вот и закончился рыцарский турнир. Рыцари! Наступает волнующий момент. Сейчас мы узнаем, кому Совет милых дам присуждает высокое звание рыцаря.
Слово жюри. Подведение итогов.
- С этой минуты вы становитесь рыцарями ордена «Розы и шпаги». Клянётесь ли вы вести себя по рыцарски? Клянётесь ли пропускать девочек вперёд и не толкать на перемене? Клянётесь ли защищать слабых и с уважением относиться к старшим?
Девочки –ведущие вручают грамоты.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ