ПРОГРАММА КРУЖКА «СВОИМИ РУКАМИ» 1-3 класс
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Савинская средняя общеобразовательная школа»
Палласовского муниципального района Волгоградской области
рассмотрено
согласовано
утверждаю
на заседании МО
зам. директора
директор школы
Протокол №1 от
Порываева А.Н.
Трегубова Л.Н.
« » 2014 год
« » 2014 год
« » 2014год
ПРОГРАММА КРУЖКА
«СВОИМИ РУКАМИ»
для учащихся 1-3 классов
Автор программы
Трегубова Л.Н.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
с. Савинка.
Пояснительная записка
Век бурно развивающихся технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становятся менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практичным, но и духовным. Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.
Основные цели работы кружка
Всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие учащихся;
Формирование практических трудовых навыков;
Развитие индивидуальных творческих способностей, самореализация учащихся в творчестве;
Пробуждение интереса к новым направлениям народного творчества;
Развитие чувства красоты и гармонии.
Задачи:
Развитие творчества, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления;
Овладение начальными технологическими знаниями, умениями, навыками, опытом практической деятельности по созданию поделок, способами планирования и организации досуговой деятельности, навыками сотрудничества;
Воспитание уважительного отношения к результатам труда, интереса к трудовой деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества, развитие художественного вкуса.
Программа кружка построена на принципах научности, доступности, наглядности и практических действий. Знакомит учащихся с определенным кругом знаний, обеспечивает формирование общедоступных умений – умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Программа разработана с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Рабочая программа кружка «Своими руками» рассчитана на школьников начальных классов и состоит из следующих разделов:
Вводное занятие и экскурсия.
Работа с пластилином.
Работа с бумагой и картоном.
Работа с тканью и нитками.
Работа с бросовым материалом.
Работа с соленым тестом.
Работа с природным материалом.
Ее основная цель – научить детей создавать оригинальные поделки, игрушки, полезные вещи не только для дома и школы, используя различные материалы – бумагу, картон, пластилин, ткань, природные и бросовые материалы.
Содержание программы кружка предусматривает ознакомление учащихся с основами композиции, материаловедением, технологиями изготовления изделий из различных материалов. В процессе занятий учащиеся знакомятся с литературой и иллюстративным материалом. Теоретический материал усваивается в сочетании с практической работой. Богатое содержание – не единственное условие приобретения знаний. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. Этому способствует интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудиосопровождение, просмотр видеофильмов, использование методической литературы, наглядные пособия. В процессе практического обучения учащиеся осваивают виды обработки, технологию сборки.
Ведущую роль в программе занимает предметно-иллюстративный метод. Но предпочтение отдается и проблемному (наблюдение, анализ, синтез), исследовательскому, творческому методам обучения.
Для раскрытия содержания используются разнообразные формы организации деятельности учащихся: познавательные и занимательные занятия, групповая и индивидуальная работа, лекции, беседы, практические занятия, мини-проект экскурсии и сбор гербария и природного материала, создание фотоальбома поделок учащихся, компьютерные презентации, выставки творческих работ учащихся.
Теоретическая часть включает краткое пояснение по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких занятий. На начальном этапе работы осваиваются приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы. Пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.
В результате работы по программе кружка «Своими руками» у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные УУД:
Внутренняя позиция ученика на уровне положительного отношения к труду, творчеству.
Познавательный интерес к новому учебному материалу.
Способность к самооценке своих действий.
Регулятивные УУД:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Адекватно воспринимать оценку учителя, своих товарищей, родителей и других людей.
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников и Интернета.
Осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Строить сообщения в устной и письменной форме.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
Адекватно использовать речевые средства для обучения.
Допускать сосуществование различных точек зрения.
Учитывать разные мнения.
Стремиться к координации действий.
Формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.
Контролировать действия партнеров.
Актуальность программы кружка «Своими руками» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественный вкус.
К концу обучения учащиеся должны знать:
Название и назначение материалов.
Название и назначение инструментов и приспособлений.
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
Анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
Правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
Экономно размечать материал с помощью шаблона, сгибать листы бумаги, работать ножницами, иголкой, шилом.
Условия реализации программы.
Инструменты и приспособления:
Карандаши (простые и цветные);
Линейка;
Фломастеры;
Ножницы;
Шило;
Кисточки для клея и красок;
Иголки швейные;
Доски для работы с пластилином и соленым тестом.
Материалы:
Пластилин;
Бумага (белая и цветная);
Картон (белый и цветной);
Ткань;
Мех;
Вата;
Нитки;
Пряжа;
Природный материал: ветки, семена, цветы, шишки, перья и т.д.;
Клей ПВА.
Тематическое планирование
для учащихся 2 класса.
№№
Название раздела и количество часов
Тема занятий
Количество часов
1
Вводное занятие – 1 час.
Беседа-ознакомление детей с особенностями кружка. Требование к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Правила техники безопасности.
1
2
Экскурсия – 1 час
Экскурсия в парк. Сбор гербария и природного материала для поделок. Начало оформления фотоальбома кружка «Своими руками».
1
3
Работа с пластилином – 4 час.
История про пластилин. Приемы работы с пластилином. Раскрашиваем пластилином. Пейзаж «Цветы на лугу».
Мозаика из семян на пластилиновой основе.
Пластилиновая живопись «Ветка сакуры».
Налепные украшения.
1
1
1
1
4
Работа с бумагой и картоном – 8 час.
Свойства бумаги и картона. Из истории происхождения бумаги. Техника безопасности при работе с ножницами. «Матрешка». «Богатырь».
Мозаика из бумаги.
Работа с картоном. «Деревянное зодчество». «Изба».
Аппликации из ваты на бархатной бумаге «Верба».
Работа с папье-маше. Посуда.
«Украшаем елку». Изготовление гирлянд, снежинок, елочных игрушек.
1
1
1
1
3
1
5
Работа с тканью и нитками – 3 час.
Виды ниток. Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Аппликация из цельных нитей «Снежинки».
Аппликация из резаных нитей и нитяной крошки.
Аппликация из ткани.
1
1
1
II часть
№№
Название раздела и количество часов
Тема занятий
Количество часов
1
Работа с бросовым материалом - 7 час.
Беседа «Вторая жизнь ненужных вещей». Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Поделки из коробок.
«Баба Яга в ступе». Комбинируем из разных материалов.
Поделки из фантиков.
«Наряд для баночки».
Комбинированные работы из различных материалов.
2
1
1
1
2
2
Работа с соленым тестом – 3 час.
Технологии изготовления соленого теста. Приемы работы. Творческая работа учащихся по самостоятельному замыслу, без образца.
Выставка творческих работ учащихся. Фотоальбом
2
1
3
Работа с природным материалом – 7 час.
Изготовление панно из осенних листьев.
Игрушки из сосновых шишек, желудей, орехов.
Панно из различных семян, круп, макаронных изделий.
Творческая работа детей по самостоятельному замыслу, без образца.
Аппликация из птичьих перьев, соломки.
Итоговое занятие. Компьютерная презентация.
1
1
2
1
1
1
Тематическое планирование
для учащихся 3 класса.
№№
Название раздела и количество часов
Тема занятий
Количество часов
1
Вводное занятие – 1 час.
Беседа-ознакомление детей с особенностями кружка. Требование к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Правила техники безопасности.
1
2
Экскурсия – 1 час.
Экскурсия в парк. Сбор гербария и природного материала для поделок. Продолжение оформления фотоальбома кружка «Своими руками».
1
3
Работа с природным материалом – 8 час.
Букет цветов из осенних листьев.
Аппликация из осенних листьев.
Поделки из фруктов и овощей.
Бусы из яблочных, тыквенных, арбузных семечек, желудей.
Морской конек из сухих веточек.
Поделки из морской гальки.
1
1
2
1
2
1
4
Работа с пластилином и соленым тестом – 3 час.
История про пластилин. Приемы работы с пластилином. Раскрашиваем пластилином. Осенний пейзаж.
Работа с соленым тестом по самостоятельному замыслу, без образца.
1
2
5
Работа с бросовым материалом – 9 час.
Беседа «Вторая жизнь ненужных вещей». Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами.
Дед Мороз из пластиковых бутылок.
Белоснежная елочка из ватных дисков. Коллективная работа.
Бабочки и стрекозы из бельевых прищепок.
Сельский домик.
Кукла из пластиковых бутылок.
Зверята на основе картонного цилиндра.
1
1
2
1
2
1
1
6
Работа с бумагой и картоном – 8 час.
«Миллион алых роз». Цветы из гофрированной бумаги.
Кувшинка-игольница.
«Доктор Айболит» из бумаги и картона.
Оформление двери класса. «Дерево, скворечник и совята». Коллективная работа.
Чебурашка из гофрированного картона.
1
1
1
3
2
7
Работа с тканью и нитками – 3 час.
Птичка из ткани.
Ваза с цветами.
«Наряд для баночки».
1
1
1
8
Итоговое занятие – 1 час.
Компьютерная презентация.
1
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ