НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ «ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ» 4 Класс
НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ
КЛАСС: 4
ТЕМА:
«ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ».
УЧИТЕЛЬ: МАРКИЯНОВА С.А.
ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСШЕЕ
ПЕД.СТАЖ С 1985 Г.
2007 г.
Цель мероприятия: Присоединение учащихся и их семей через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям.
Целевая установка – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.
Задачи: Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, русской культуре как части мировой культуры;
Прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к христианской религии, к народному фольклору;
Дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.
Планируемые результаты:
Личностные получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории традиционных праздников
Метапредметные развитие речи; развитие у учащихся самостоятельности; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
Предметные развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах, ресурсный круг.
Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим
Праздник начинается хороводом под русскую народную мелодию. В руках у девочек веточки распустившейся вербы.
Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна; вся природа, весь мир Божий пробуждается ото сна. Солнышко растопило белые одежды зимы, зажурчали ручейки. Бледные луга и поля уже покрываются свежей травкой, и скоро куда ни взгляни - увидишь первые душистые цветы. Березовые рощи зазеленеют, за ними и дремучие леса оденутся в свой чудесный весенний наряд. А в лесу хор птиц, вернувшихся в родные края, запоет свои звонкие песни, прославляя Бога-Творца.
Вербное воскресенье празднуется в шестое воскресенье Великого Поста (за неделю до Пасхи) — это великий двунадесятый праздник, в который воспоминается торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Вербное воскресенье также называется Неделею Ваий и Цветоносною Торжественные литургии проходят во всех церквях.
Ребенок-чтец 1:
Вербочки, вербочки, детки!
Все по копейке пучки.
Видны кой-где колпачки;
Скучно сережке атласной:
Рвется рассвет взаперти
Вербочки, вербочки красной
Лучше нигде не найти.
Ребенок-чтец 2:
Вечером в церковь святую
Деточки с вербой пойдут,
Свечку возьмут восковую,
С тихой молитвой зажгут;
Дрогнут от счастия ветки,
Вербочки, вербочки, детки!
Только копейка пучок...
Раздают ветки вербы девочкам.
Все девочки встают врассыпную по залу, поют песню "Вербное воскресение" с движением.
Припев:
Вербное воскресение -
Всей земли пробуждение.
Руки с ветвями первичными - (Медленно поднимают руки с ветками вверх).
Тянутся к небесам. - (Вербу медленно опускают).
Вербное воскресение,
В иерусалимском пение, - (Поднимают вверх вербу).
Божие благословение всем полям и лесам. - (Покачивают ветками).
О Входе Спасителя в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его повествуют все четыре евангелиста. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Господь за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Ним, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей. Христос входит в Иерусалим. Он открывает людям спасение от рабства греха, но его ждут страдания и крестная смерть. Толпа иерусалимлян его шумно приветствует, но видит в нем земного Спасителя, ждет освобождения не от духовных пут греха, а от оккупантов-римлян.
Первосвященники же иудейские, негодуя на Христа за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, "потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса".
Но произошло неожиданное для них: Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!". Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.
Когда на следующий день Иисус въезжал в город на молодом осленке, множество людей приветствовали Его как царя. Они постилали на Его пути одежды и пальмовые ветви. Именно поэтому этот праздник в христианском мире именуется также Пальмовым воскресеньем.
На Руси, как снег растает, и в природе - тишина.
Первой верба оживает, безыскусна и нежна.
Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с вербочкой идут,
После водоосвященья окропить ее несут.
И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках
Молят о благословеньи с покаянием в сердцах.
В России вместо пальмы принято освящать веточки вербы. Особое почитание вербы славянами объясняется тем, что ранней весной она распускалась одной из первых. Поэтому ей приписывались магические свойства. Считалось, что при соприкосновении с человеком, животным, землёй вербная ветка может поделиться своей жизненной силой. В народе считается, что они отгоняют нечистую силу.
Ребенок-чтец 1:
«Верба, верба, наша пальма»
Верба, верба, наша пальма - ты на вид совсем проста!
Но с тобою мы встречаем к нам грядущего Христа.
Потому и отдаем мы каждый год, весною, вновь
Белой вербе нашу нежность, нашу ласку и любовь.
Ребенок-чтец 2:
А. Блок
«Вербочки»
Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой.
Огонечки светятся, прохожие крестятся, и пахнет весной.
Ветерок удаленький, дождик, дождик маленький, не задуй огня!
В воскресенье Вербное завтра встану первым я для святого дня!
Ребенок-чтец 3:
Проснулась я и слышу - весна стучит в окно!
Капель несется с крыши, везде светло-светло!
И кажется - не птицы, а Ангелы летят,
О том, что скоро Пасха, они нам возвестят.
За неделю до прихода Пасхи на Руси начинали шуметь Вербные базары. На них покупали вербу, чтобы с ней идти в церковь ко всенощной службе. К вербе привязывали украшения – бумажного ангелочка, «вербного херувима».
Посмотрите, как проходили ярмарки.
Вед. Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие.
Девочки ( с поклоном). Милости просим.
Вед. Пришла весна красная,
Все денёчки ясные.
Под лучами яркими
Мы откроем …
Дети ( хором). Ярмарки!
Звучит народная мелодия. Девочки ставят веточки вербы в вазы, рассредоточиваются парами по сцене, к ним присоединяются мальчики. Все вместе зазывают гостей на ярмарку:
Приходите! Примечайте !
Всё, что нужно , покупайте!
Не нужны нам грошики!
Хлопайте в ладоши!
Выходят три мальчика- коробейника с коробами в руках, зазывают народ:
Кому баранок связочку?
Кому песню и сказочку?
Кому жареную утку?
Кому нашу прибаутку?
Кому калёный орешек?
А кому мешок потешек?
А веселья для всех?
Дети (хором). Пусть звенит весёлый смех!
Под народные мелодии дети группами прогуливаются по сцене 9 ( классу), подходят к коробейникам, лоткам, разглядывают товар, примеряют, перешёптываются. С окончанием музыки в центр сцены выходит ведущий. Можно в это время всем раздать баранки.
Эй, ребятки! Вы давайте,
не стесняйтесь и вставайте,
кто сейчас стишок прочтёт,
приз хороший унесёт.
Можно и плясать, и петь,
Только не в углу сидеть!
Каждый желающий может прочитать стихотворение, спеть песню и т.д.
1-й чтец. Мы по ярмарке ходили,
всем подарки накупили.
Братьям-соколам –
По козловым сапогам!
Сестрицам-лебедицам -
По белым руковицам.
А для миленькой – платочек.
Посерёдочке – цветочек.
Танец с платками « Во саду ли, в огороде».
Вед. Ох и славно вы поёте,
а играть со мной пойдёте?
Русская народная игра « Займи место».
Одного из участников игры выбирают ведущим. Ему дают в руки веточку вербы. Остальные играющие образуют круг. Водящий ходит за кругом и говорит:
С вербой, с вербой
Иду за тобой.
Коснусь вербой,
Беги за мной. Хоп!
Сказав «хоп», водящий слегка ударяет веточкой по спине одного из игроков. Тот , кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу. Водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.
Выходят две девочки с веточками вербы. Читают стихотворение Р.А. Кудашевой.
Ребенок-чтец 1:
Вербочки, вербочки, детки!
Все по копейке пучки.
Видны кой-где колпачки;
Скучно сережке атласной:
Рвется рассвет взаперти
Вербочки, вербочки красной
Лучше нигде не найти.
Ребенок-чтец 2:
Вечером в церковь святую
Деточки с вербой пойдут,
Свечку возьмут восковую,
С тихой молитвой зажгут;
Дрогнут от счастия ветки,
Вербочки, вербочки, детки!
Только копейка пучок...
Раздают ветки вербы девочкам.
Все девочки встают врассыпную по залу, поют песню "Вербное воскресение" с движением.
Припев:
Вербное воскресение -
Всей земли пробуждение.
Руки с ветвями первичными - (Медленно поднимают руки с ветками вверх).
Тянутся к небесам. - (Вербу медленно опускают).
Вербное воскресение,
В иерусалимском пение, - (Поднимают вверх вербу).
Божие благословение всем полям и лесам. - (Покачивают ветками).
Вхожу я тихо с мамой в храм,
Нисколько не шалю.
Пусть Боженька увидит Сам,
Как я Его люблю
В сиянье царские врата,
Поставлю я свечу
И перед образом Христа
Прощенье прошепчу.
Дети исполняют песню "Храм"
.Освящать их принято в последнее воскресенье перед Пасхой и хранить весь год.На Всенощной после прочтения Евангелия не поется "Воскресение Христово...", а читается сразу 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними, при возженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя этим торжество победы жизни над смертью (воскресенье). С вечерни в Вербное воскресенье отпуст начинается словами: "Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш..." и далее.с целью оберега дома от болезней и прочих несчастий веточки вербы потом втыкали над дверями, под крышами домов.
Еще в церкви сразу после освящения каждым съедалась почка вербы или ягода можжевельника, чтобы уберечь себя от хворей. Верба оставалась в доме и после праздника, хранилась за образами и использовалась по случаю важных событий в доме.
При встрече день люди обменивались не рукопожатием, а похлестыванием веточками вербы и пожеланиями крепкого здоровья на весь год. Дети целый день гонялись друг за другом и били друг друга вербой. Девушка, встретив незнакомого парня, дотрагивалась до него веточкой и спрашивала его имя – такое будет и у суженого.
Старшие ходили друг к другу в гости, наблюдали за погодой. Мороз на Вербное воскресенье означал, что далее морозов больше не будет и они не повредят посевам.
Считается, что свяченая верба отгоняет нечистую силу. Согласно христианским традициям, день Входа Господнего в Иерусалим считается символом будущего воцарения Бога. . Распущенные ветки вербы напоминают верующему, что надо задумать в этот день: что жду я от Христа? Не движет ли мною корысть, не ищу ли я ощутимых благ и земных побед, как та толпа, которая совсем скоро закричит: «Распни!», но сегодня еще приветствует Спасителя?
В Вербное воскресенье в России повсеместно совершались различные обрядовые действия с вербой. "Сережкам" вербы приписывались особые целебные свойства и магическая сила. В старину крестьяне ели вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни. Считалось также, что неплодные женщины после этого непременно начнут рожать детей. Освященную вербу берегут до первого выгона скота, при чем всякая благочестивая хозяйка выгоняет со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или "пускают на воду", или втыкают под крышу дома с тою целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но и не блуждала в лесу по нескольку дней. Принято хлестать вербой и своих детей, приговаривая: "Не я бью - верба бьет, верба хлест - бьет до слез". В некоторых местах существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле - сберегает посевы. Распространено также верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы, что поможет прогнать его природную робость.
Ряженые: Будь великий, как верба,
Будь здоровый, как вода,
А богатый, как земля.
Верба хлёст – бей до слёз!
Верба свята,
Верба свята!
Не я освещаю –
Бог освещает.
Печки-перепёлочки:
На божью милость,
На житьё-бытьё,
На корысть, на радость,
На божью милость.
Хлеб спор,
Животам приплод.
На тебе верёвочку,
А мне пару яичек.
Бьём, чтобы здоровым!
Не я бью, верба бьёт,
За каждый день – велик день, хвора в лес, на верес,
А здоровье в кости.
Будь здоров, как вода,
А расти, как верба.
Вед. Я уверен, что все вы будете здоровыми и сильными – вот как наши ряженые постарались! А теперь давайте все вместе поиграем в игры, которые издавна очень любили на Руси.
Салки с вербой. По жребию или по считалке выбирают одного водящего – «салку». Все разбегаются в пределах заранее установленных границ площадки. Водящий объявляет : « Я – салка!» - и начинает ловить играющих. Кого догонит и осалит ( дотронется) вербой, тот и становится салкой и объявляет, подняв руку вверх : « Я – салка!»
В народе существует немало примет и суеверий, связанных с этим праздником. Считается, например, что ветер, который дует в Вербное воскресенье, будет преобладать в течение всего лета. Другое суеверие, связанное с погодой, гласит, что если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов - богатым. Праздник не имеет точной даты, празднуется в последнее воскресение перед Пасхой.
Старшие ходили друг к другу в гости, наблюдали за погодой. Мороз на Вербное воскресенье означал, что далее морозов больше не будет и они не повредят посевам. Однако, торжество входа в Иерусалим было одновременно и предвестьем страданий Иисуса - через несколько дней Он был распят. Поэтому неделя от Вербного воскресенья до Пасхи называется Страстной - в память о последних днях земной жизни и Крестной смерти Спасителя.
И хотя Великий пост завершается Вербным воскресеньем, на Страстной неделе благочестивые верующие продолжают усердно поститься и молиться, готовясь к главному православному празднику - Воскресению Христову.
В Вербное воскресенье за трапезой разрешаются рыба, елей и вино.
Он шел безропотно тернистою дорогой,
Он встретил радостно и гибель, и позор;
Уста, вещавшие ученье правды строгой,
Не изрекли толпе глумящейся укор.
Он шел безропотно и, на Кресте распятый,
Народам завещал и братство, и любовь;
За этот грешный мир, порока тьмой объятый,
За ближнего лилась Его святая Кровь.
О дети слабые скептического века!
Иль вам не говорит могучий Образ тот
О назначении великом человека
И волю спящую на подвиг не зовет?
О нет, не верю я! Не вовсе заглушили
В нас голос истины корысть и суета;
Еще настанет день... Вдохнет и жизнь, и силу
В наш обветшалый мир учение Христа!
Наша встреча заканчивается. Через несколько дней вы по христианскому обычаю встретите Светлое Христово Воскресение, поздравите друг друга с этим праздником.
Ведущая:
Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь. Он охраняет его от бед, напастей, предостерегает от грехов. Вначале, когда еще не было мира и не был сотворен человек, Бог сотворил святых ангелов. Они бестелесны, бессмертны, безгрешны. Одно у них служение « любовь к Богу.
Девочка:
Каждому от Бога дан святой Хранитель;
В радости и в горе с нами Он всегда;
Ангел белокрылый, ласковый учитель,
Светлый, как звезда.
(М. Пожерова)
Мальчик:
По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой,
Внимали той песни святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге Великом Он пел, и хвала
Его не притворна была.
(Ю. Лермонтов)
Ангел:
О Боже, Ты « и жизнь, и свет всего творенья,
Ты « в ярком свете дня, в улыбке звезд ночных,
На что ни взглянем мы в порыве умиленья «
Ты, Господи, во всем, все « дело рук Твоих!
Девочка:
Пресветлый Ангел мой Господень,
Хранитель ты души моей,
Души моей, тебе победной,
Будь милостив к рабе твоей.
Ты послан с неба для храненья,
Тебе Господь так поручил;
Прими теперь мое моленье
И как мне жить здесь, научи.
Ангел:
Живите, люди добрые!
Живите, люди честные!
Стремися, юность смелая,
без устали вперед!
Тебе « земля цветущая,
Тебе « огни небесные,
Тебе « весна румяная
и шепот вешних вод...
Люди-братья! Наступил
День великий, день спасенья!
Светлый Праздник Воскресенья,
Бога Правды! Бога Сил!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ