Урок по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"
Елманова Евгения Владимировна (elmanova)
Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Цели: познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих»; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся; развивать память, мышление, речь; воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать индивидуально и в парах.
Ход урока.
1 Организационный момент.
I Правила посадки.
II Записываем число в тетрадь.
2 Введение темы урока.
I Словарная работа.
- Перед вами словарные слова, необходимо вставить пропущенные буквы.
(Карточки со словами на мониторе. Дети по цепочке проставляют буквы, записывают слова в тетрадь).
М-локо, во-зал, д-ревня, ж-лезо, ин-й, кал-ндарь, Род-на, лес-ница, м-лочь, обл-ко, Отеч-ство, праз-ник, пож-лание, пр-рода.
-Что общего у этих слов?
II Деление слов на группы.
- На какие три группы их можно разделить?
-Давайте разделим их на группы.
( Дети расставляю слова в группы по родам у доски по цепочке, а остальные указывают род в существительных в тетради).
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
-Посмотрите на эти слова и скажите, какое слово лишнее.
-Что отличает это слово от других?
III Определение темы урока
-Назовите последний звук этого слова?
-Почему после всегда мягкого звука «ч» пишется мягкий знак?
-Чему мы будем учиться на уроке?
-Какое правило мы знаем?
Сущ. ж. р. с шипящими ч, щ, ж, ш на конце слова - пишутся с мягким знаком.
-Какова тема нашего урока?
IV Сообщение темы урока.
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
3 Закрепление знаний.
-Чтобы закрепить наши знания, мы выполним некоторые задания.
I Работа в учебнике. (Стр 85, 90 №2)
(Дети записывают слова в 2 столбика по цепочке у доски).
Распредели слова в столбики по родам. Сколько столбиков должно получиться?
Меч(?), тиш(?), мощ(?),мыш(?), карандаш(?), врач(?), дрож(?), нож(?), брош(?), теч(?), доч(?), печ(?), луч(?),сторож(?), скотч(?).
Запиши слова, раскрывая скобки и употребляя, где нужно, мягкий знак. В словах, какого рода будешь употреблять мягкий знак.
Физминутка
II Работа в парах.
- У вас на партах карточки. Работать над выполнением этого задания мы будем парами, самостоятельно, а потом проверим результат.
Замените выражения одним словом и запишите их в тетрадь. Объясните правила их написания. Укажи род имен существительных.
Человек, который играет на трубе.
Человек, который выступает в цирке.
Способность говорить.
Очень сильный человек.
Хлебное растение.
Человек, который играет на скрипке.
Женское украшение.
Место, где купаются и загорают
Дикие птицы и животные как предмет охоты.
Крупное морское северное животное с усатой мордой.
Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи.
Суп со свёклой и другими овощами.
Пролом в корпусе корабля, пробоина.
Брусок из обожженной глины, используется для построек.
4 Проверка знаний.
I Дефференцированная работа
-Чтобы проверить ваши знания по этой теме, выполним работу разного уровня сложности. Укажите в тетради выбранный вами вариант и выполните работу самостоятельно.
(Дети выполняют карточки по выбору.)
1 Вариант
Составьте предложения, вставьте пропущенные буквы.
2 Вариант
Составьте предложения, вставьте пропущенные буквы. Укажите части речи.
3 Вариант
Составьте предложения, вставьте пропущенные буквы. Укажите части речи. Определите главные и второстепенные члены предложения.
П-роги, ру-кая, п-чёт, румяные, печ-.
Св-рила, , старшая, борщ-, вкусный, с-стра.
П-ле, к-лосится, на, рож-, спелая.
5 Итог урока.
-Чему мы учились на этом уроке?
- Когда пишется мягкий знак на конце существительных?
- Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.
Резерв. (Стр 85, 90, №3.)
Составь и запиши словосочетания прил.+сущ. Выдели родовые окончания имён прилагательных. Как их можно определить? Реши, в каких именах существительных будешь употреблять мягкий знак.
Чёрный, туш(?); дождевой, плащ(?); старший, доч(?); солнечный, луч(?); тёмный, ноч(?); бодрый,туш(?); туш(?); последний, матч(?); большой багаж(?); железный, обруч(?).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ