Урок по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"

Елманова Евгения Владимировна  (elmanova)

Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11


Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода.

Цели:  познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих»; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся; развивать память, мышление, речь; воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать индивидуально и в парах.


Ход урока.

1 Организационный момент.

I Правила посадки.

II Записываем число в тетрадь.

2 Введение темы урока.

I Словарная работа.

- Перед вами словарные слова, необходимо вставить пропущенные буквы.

(Карточки со словами на мониторе. Дети по цепочке проставляют буквы, записывают слова в тетрадь).

М-локо, во-зал, д-ревня, ж-лезо, ин-й, кал-ндарь, Род-на, лес-ница, м-лочь, обл-ко, Отеч-ство, праз-ник, пож-лание, пр-рода.

-Что общего у этих слов?


II Деление слов на группы.


- На какие три группы их можно разделить?

-Давайте разделим их на группы.

( Дети расставляю слова в группы по родам у доски по цепочке, а остальные указывают род в существительных в тетради).

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-Посмотрите на эти слова и скажите, какое слово лишнее.


-Что отличает это слово от других?


III Определение темы урока


-Назовите последний звук этого слова?

-Почему после всегда мягкого звука «ч» пишется мягкий знак?

-Чему мы будем учиться на уроке?

-Какое правило мы знаем?

Сущ. ж. р. с шипящими ч, щ, ж, ш на конце слова - пишутся с мягким знаком.



-Какова тема нашего урока?


IV Сообщение темы урока.


«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»



3 Закрепление знаний.

-Чтобы закрепить наши знания, мы выполним некоторые задания.


I Работа в учебнике. (Стр 85, 90 №2)

(Дети записывают слова в 2 столбика по цепочке у доски).


Распредели  слова  в столбики по родам. Сколько   столбиков должно получиться?

Меч(?), тиш(?),  мощ(?),мыш(?),  карандаш(?),  врач(?), дрож(?), нож(?),  брош(?), теч(?), доч(?), печ(?), луч(?),сторож(?), скотч(?).

Запиши слова, раскрывая скобки и употребляя, где нужно,  мягкий знак. В словах, какого рода будешь употреблять мягкий  знак.



Физминутка


II Работа в парах.

- У вас на партах карточки. Работать над выполнением этого задания мы будем парами, самостоятельно, а потом проверим результат.


Замените выражения одним словом и запишите их в тетрадь. Объясните правила их написания. Укажи род имен существительных.

Человек, который играет на трубе.

Человек, который выступает в цирке.

Способность говорить.

Очень сильный человек.

Хлебное растение.

Человек, который играет на скрипке.

Женское украшение.

Место, где купаются и загорают

Дикие птицы и животные как предмет охоты.

Крупное морское северное животное с усатой мордой.

Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи.

Суп со свёклой и другими овощами.

Пролом в корпусе корабля, пробоина.

Брусок из обожженной глины, используется для построек.


4 Проверка знаний.


I Дефференцированная работа


-Чтобы проверить ваши знания по этой теме, выполним работу разного уровня сложности. Укажите в тетради выбранный вами вариант и выполните работу самостоятельно.


(Дети выполняют карточки по выбору.)


1 Вариант

Составьте предложения, вставьте пропущенные буквы.


2 Вариант

Составьте предложения, вставьте пропущенные буквы. Укажите части речи.


3 Вариант

Составьте предложения, вставьте пропущенные буквы. Укажите части речи. Определите главные и второстепенные члены предложения.


  1. П-роги, ру-кая, п-чёт, румяные, печ-.

  2. Св-рила, , старшая, борщ-, вкусный, с-стра.

  3. П-ле, к-лосится, на, рож-, спелая.


5 Итог урока.

-Чему мы учились на этом уроке?

- Когда пишется мягкий знак на конце существительных?

- Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.


Резерв. (Стр 85, 90, №3.)

 Составь и запиши словосочетания   прил.+сущ. Выдели родовые окончания имён прилагательных. Как их можно определить?  Реши, в каких именах существительных будешь употреблять  мягкий  знак.

Чёрный, туш(?); дождевой, плащ(?);  старший, доч(?);  солнечный, луч(?);  тёмный,  ноч(?); бодрый,туш(?);  туш(?);  последний, матч(?);  большой багаж(?);  железный, обруч(?).  


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ