Урок внеклассного чтения по теме: "Наша Родина"



МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д.Бястинова

Таттинского улуса республики Саха(Якутия)

Варламова Татьяна Спиридоновна- учитель начальных классов

Урок внеклассного чтения

Тема: Наша Родина

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о нашей Родине, её героическом прошлом.

  2. Развивать речь учащихся.

  3. Совершенствовать навыки грамотного выразительного чтения.

  4. Воспитывать любовь к Родине, уважение к её героическому прошлому.

Ход урока

1. Введение в тему.

- Сегодня у нас урок особенный. Прочитайте

Обобщающий урок: «Наша Родина». (Приложение. Слайд 1)

- Определите задачи этого урока

- Повторить, обобщить, сравнить, уточнить, привести в систему (порядок) знания, углубить, узнав новое

- Правильно, это задачи всех обобщающих уроков

2. Работа по теме урока.

- Посмотрите на слова в колонке. Что общего? В чём отличие? Объясните. (Слайд 2)

  • Родина (страна, в которой человек родился, гражданином которой является).

  • Родина (уголок, где родился, живёт каждый из нас. Это наш город, школа, дом).

- Прочитайте статью писателя Юрия Яковлева «О нашей Родине».

- Какие слова из статьи писателя следует отнести к первому слову? Прочитайте.

- Ко второму? (Прочитать.)

- Итак, у каждого своя – родина. Это? (Высказывания учащихся.)

- И для всех одна. Это?

Листаем первую страницу: «Что такое Родина».

К слову «родина» вы дома подбирали однокоренные слова. Сколько слов вы подобрали? Прочитайте. (Слайд 3)

Рождение

 

родня

 

родовой

 

родиться

 

вырождаться

Родство

 

родственник

 

родной

 

зародится

 

выродок

Родители

 

родич

 

родненький

 

рождаться

 

урод

Родина

 

рождество

 

родимый

 

породниться

 

 

Зародыш

 

природа

 

родильный

 

роднить

 

 

Родник

 

 

 

 

 

 

 

 

- Посчитали сколько слов? К сожалению, в нашем списке есть слова, которые меньше всего хотелось бы видеть, читать, произносить. (Приставка вы – уничтожает хорошее, что даётся с рождения.) Но пока они ещё живут в нашей речи. И всё-таки больше слов хороших. И мы ещё не все назвали. Такое соотношение говорит о многом: на нашей планете люди рождаются, чтобы жить, работать, дружить. Так много у людей всей Земли общего, родного. У каждого есть и малая, и большая Родина. Такое большое количество слов говорит о важности темы, которую мы рассматриваем сегодня.

- Читали вы о родине различные произведения. И моя первая задача – оценить, насколько вы внимательны были, знакомясь с произведениями о самом дорогом для нас – о стране нашей и о родине малой.

- Группа ребят готовила задание «Узнать произведения».

1 ученик читает отрывок из воспоминания М.М.Пришвина «Моя родина».

- Назовите фамилию, имя, отчество автора и название произведения.

- Найдите портрет автора этого произведения.

- С какими словами обращается к читателям автор? Выделите, на ваш взгляд, главные.

- Родина – это родной дом. Родина – это страна родная. Человеку нужна родина. Охранять природу – охранять Родину. (Слайд 4)

2 ученик читает наизусть стихотворение С. Васильева «Белая берёза».

- Определить автора стихотворения, название.

- Что главное в стихотворении? Сравнить с первым выводом.

- «Охранять природу – быть защитником природы, земли, родного уголка.» /Пришвин/

- «Родную русскую берёзу в обиду больше не дадим.» /Васильев/ (Слайд5)

- Скажите об этом же своими словами.

- Берёза – олицетворение родной земли, отечества, Родины. Это любимое родное деревцо России и рассказ в стихах поэта Сергея Васильева о берёзе – это рассказ о судьбе Родины. Докажите.

- Как о человеке: ранило берёзу; сок, как слёзы; изувеченная кора; спасли берёзу. Спасли один из уголков Земли!

- А вот рисунок запечатлел уголок родной земли – малую родину. У каждого из нас есть своя берёзка, черёмуха или рябинка, или тополь с осинкой рядом. И вы писали об этом в сочинениях. (Дети зачитывают несколько сочинений.) (Слайды 6,7)

- Покажите рисунки дорогих для вас мест (выставка рисунков).

- Дом, весёлый дворик, величавая река, костёр на берегу, это уютное, с резной рамой оконце, из которого смотрит ласковое и родное лицо бабушки или мамы. (Слайд 8, 9)

- Покажите портрет того писателя, кто говорит: «подвиг (сам поступок) и человек, совершивший его, навечно остаётся в памяти народной». /А.Гайдар/

- В каком его произведении есть слова, которые доказывают это.

- Кто из вас знает таких людей, которые оставили свой след в памяти жителей нашего города. (Г.И.Невельской, герои ВОВ, николаевцы, отдавшие жизнь за Родину, Ю.Я.Чайка.)

Дети читают стихи поэтов Николаевска от людях, открывших Николаевск, защищающих город и страну, о людях, оставивших свой след в истории страны.

- Из поколения в поколения в поколение люди понимали уже сделанный вами вывод: то, что дорого, родину свою надо защищать. Поставьте на полку книги, о которых шла речь.

- Обратимся ко второй, главной странице нашего урока – страницы истории. Какие произведения поместим на этой странице? (Выставляются детьми прочитанные книги Л. Кассиля, Д.Старостина, А.Приставкина, П.Цвирка и др.)

- А теперь вспомните произведения по словам. (Слайд 10)

  • Сила великая.

  • Войско несметное.

  • Непобедимая конница.

  • Войско неисчислимо.

- Из какого произведения слова? Что названо этими словами?

- Как на Руси называли врага? (Супостат.)

Выборочное чтение.

- Докажите, что войско было неисчислимым.

- Какая выучка была у золотоордынских воинов?

- Как называется войско русское? Кто входил в дружину русскую?

- Можно ли найти ответ в рассказе, почему победило русское войско силу неисчислимую.

Русичи жили по своим законам. Их войско (дружина) – дружное, сплочённое. Бились за свою землю. «Умру – с вами, спасусь – с вами» – сильно командирское слово, сильно и войско.

- Найдите отрывок, доказывающий, что не было единства у врага. (Ордынцы не любили работать, сражались чужие, не за свою землю.)

- Расскажите, как русское войско победило орду (по иллюстрации). (Слайд 11)

- История родины – это история о том, как защищались свобода, границы государства Российского, жизнь людей, населяющих её.

- Какие ещё вы можете назвать великие битвы. Какие строки вам хотелось бы прочитать выразительно. Прочитайте друг другу.

- Великий русский народ. Что это значит? Почему наш народ назван великим?

- Внимание на книжную полку. Почему произведения этих авторов вы отнесли к теме «История нашей Родины»? Ведь в них не идёт речь о великих сражениях? (Взрослые и дети – это представители одного Великого нашего народа.)

- Что общего у отцов из всех этих произведений? (Готовность защищать любимую родину, своих детей.)

- Сила отцов и в их детях. Как и сила детей в мудрых, мужественных отцах. Недаром Родина зовётся не только матерью, но и Отечеством. (Слайд 12)

- Опишите детей героев (чтение эпизодов наиболее выразительных, которые помогут представить героев).

1 группа – узнать героя, кратко рассказать о нём.

2 группа – Составить характеристику героя рассказа А.И.Приставкина по плану:

  1. Кто он?

  2. Его семья.

  3. Каковы слова, дела.

  4. Отношение автора и ваше отношение.

3 группа – выбрать наиболее точные предложения, которые помогут представить литературного героя.

Проверка: название произведения, автор и выполнение задания.

- Что же общего у отцов и детей?

- Одно из заданий, - самое ответственное – составление кадров диафильма. (На доске предложения – подписи кадров, ученики иллюстрируют кадр.)

  1. Немецкий лейтенант остановил свой отряд в конце деревни.

  2. Они увидели на краю канавы мальчика.

  3. Искусный мальчуган! Искусный!

  4. О чём ни спрашивали, он отвечал странно. – Да он дурачок!

  5. Веди нас на Сурмонтай. Не обмани!

- У героя какого рассказа много общего с Соловушкой? Докажите.

- В рассказе Л.Кассиля не один герой, а целый отряд. Что же хотел сказать автор своим произведением?

- Его рассказ, как и рассказ Пятраса Цвирки, как и рассказ Анатолия Приставкина – это памятник детям-защитникам Родины. Не бойтесь высоких слов, ведь человек тот силён, кто знает свои корни, уважает и любит родных – отца, мать, бабушек и дедушек, казалось бы, обыкновенных людей, но всех нас объединяет это великое и главное чувство – любовь. С любви к родным начинается любовь к родным местам, а отсюда и любовь к стране своей. Так считает и дед Семён из рассказа К. Паустовского «Бакенщик». Позвольте мне зачитать отрывок из этого рассказа.

3. Итог урока.

- Подводя итог, хочу сказать: любовь к родине – это не только красивые слова, а уважение ко всему, что нас окружает. (Слайд13)



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ