Урок внеклассного чтения в 4 классе «Сказы старого мастера»

Урок внеклассного чтения

4 класс

«Сказы старого мастера»


Подготовила:

Честнокова Татьяна Павловна,

учитель начальных классов

МОУ «Каслинская СОШ №27»
















Внеклассное чтение 4 класс

Образовательная система «Школа 2100»

Программа «Чтение и начальное литературное образование»

для 4-летней начальной школы /авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В./

Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается.

Тема урока: «Сказы старого мастера» (урок-превращение: коллективная драматизация сказов П.Бажова)

Задачи:

  • познакомить учащихся с многообразием уральских сказов;

  • дать возможность почувствовать особенность этого жанра литературы;

  • развивать умение творческого пересказа;

  • активизировать познавательный интерес учащихся;

  • формировать личностно-ценностное отношение к истории края, памяти предков.

Творческие задания к уроку:

    • Самостоятельное чтение сказов П.Бажова, выбор самого одного из них, подготовка творческого пересказа по группам с элементами инсценирования.

    • Подготовка костюма и приветственной речи Хозяйки Медной горы.

    • Подготовка костюма и танцевальной композиции «Огневушки-поскакушки».

    • Выполнение творческих работ декоративно-прикладного характера: «малахитовая шкатулка», «каменный цветок», «ящерки для змеиной горки», «костерок», «панорама уральского старинного поселка».

    • Иллюстрирование сказов.

    • Исследовательский проект «Уральский говорок» /архаизмы в уральских сказах, словообразование с использованием суффиксов уменьшительно-ласкательного значения и т.д./

Оформление: в классе устанавливаются декорации старинного уральского поселка, пригорок, «костер», «змеиная горка».

Учащиеся «превращаются» в деревенских ребятишек и усаживаются вокруг «огня». Роль старого мастера, Хозяйки Медной горы и «мальца» - ведущего могут выполнять заранее подготовленные ученики или родители.


Сценарий урока


Экспозиция: (под легкую народную мелодию звучат слова уральской сказительницы Серафимы Власовой)

«Живут еще кое-где на Урале старики – мастера сказы сказывать. Слова у них, точно самоцветы – камешки драгоценные, без пустой породы, то с хитринкой, то с присловицей. Слушаешь, и оживают пред тобой суровые горы, появляется хозяйка их в малахитовом платье, гранильщики и камнерезы – люд мастеровой…»

Завязка: (появляется старик)

Старик: Вы, мальцы, чего тут собрались-то?

Дети: А мы, дедо, к тебе пришли, сказки слушать!

Старик: Эвон что! А я сказок-то и не знаю вовсе… Про старинное житье-бытье, это вот помню…

Дети: Как не знаешь, дедо! А вчерась нам про чугунную бабушку кто рассказывал?

Старик: То не сказка была, а сказ! Разница большая!

Учитель: Ребята, а вы знаете, чем сказ от сказки отличается?

/Учащиеся повторяют особенности данного жанра /

Учитель: Ну, скажи нам сказ-то, дедушка!

Старик: Ну, слушайте… Я еще в бабки играл да змейки пускал, когда этот сказ слыхал. Теперь-то мне годов под сто, а деду, который сказ сказывал, за сто. Вот и посчитайте, когда это было…

/Начинает сказ «Медной горы хозяйка»/

Разработка

Учитель: Дедо, а ты чего замолчал-то?

Старик: Устал, сморился…Вы тут посидите, а я пойду, прилягу…

Учитель: А давайте сами сказы сказывать, кто какие знает!

/учащиеся заканчивают сказ «Медной горы хозяйка»/

- Ребята, а кто еще про Хозяйку Медной горы слыхал?

/творческий пересказ «Каменный цветок»

с элементами кукольного театра/

Беседа о главном персонаже уральских сказов

- А кому еще Хозяйка помогла, а кого не жаловала?

/В сказе «Малахитовая шкатулка» помогла Танюшке, дочери Степана. В «Каменном цветке» Данилу-мастера к себе забрала. Таютке зеркало подарила, а жадную баронессу наказала./

- Какие волшебства она может совершить?

- Какие обычаи были у Медной горы Хозяйки? /идти от нее надо не оглядываясь; женщин она в свои владения не допускала/

- Какой же она персонаж, отрицательный или положительный?

/ «Худому с ней встретится горе, да и доброму – радости мало»/

- Кто же все-таки сумел победить чары Хозяйки? /простая русская девушка Катерина, ее земная любовь: сказ «Горный мастер»/


- Много мастеров по малахиту на Урале есть… А про наших-то каслинских умельцев сказы знаете?

/творческий пересказ «Чугунная бабушка»/

- Ой, ребята, что-то я в костер загляделась, аж в глазах зарябило! Блазнит, будто девчонка какая-то из огня платочком машет. Кто это?

/группа девочек исполняет танец «Огневушки-поскакушки»/

- Если Огневушка перед кем спляшет, добро или зло будет?

- А в каких еще сказах про старателей, что золото добывают, речь ведется?

/творческий пересказ «Змеиный след»

с элементами кукольного театра /

- А про ребятишек-то малых сказы слыхали? /Уч-ся вспоминают сказ «Серебряное копытце», который изучали во втором классе. Возле творческой работы «Избушка Даренки» дети «находят» сладкий сюрприз – конфеты «Серебряное копытце»/.

- А про кого Бажов так написал: «Сама наградой прикатит, если заслужишь»?

/творческий пересказ «Голубая змейка»/

- Что помогла понять детям голубая змейка? /мудрые законы справедливости, взаимовыручки, поддержки/

Кульминация

/Из-за «змеиной горки» появляется Хозяйка Медной горы/

- Ой, ребята, гляньте-ка, девка какая-то в зеленом платье! Знать, это и есть Медной горы хозяйка!

Хозяйка Медной горы: Наслушалась я нынче сказов ваших про меня, про камушки мои да про Урал. Любо мне было! За слова мудреные вот вам подарок! /подает «малахитовую шкатулку»/ Пусть у вас все это в памяти останется, крепко-накрепко! Про горы наши да мастерство уральское людям дальше сказывайте! А коли у кого свои мысли про житье-бытье края каменного появятся – записывайте да в шкатулочку эту складывайте. Дороже всех богатств она будет!

Развязка

- Дорогие ребята! Наверняка от сегодняшнего действа у вас осталось много впечатлений. Давайте их сохраним! На этих «камешках» запишите свои мысли, развернув одно из следующих предложений:

  • «Если бы я встретился с Хозяйкой Медной горы…»

  • «Вот интересно, сплясала бы передо мной Огневушка-поскакушка?»

  • «Больше всего меня поразило мастерство…»

  • «Если бы я увидел Серебряное копытце…»

  • «А ко мне голубая змейка наградой прикатит?»

- Постарайтесь превратить свой камешек в настоящий самоцвет.

/Дети записывают свои мысли, творчески оформляют работу и опускают ее в подаренную шкатулку/

Финал

/учащиеся читают стихотворение Лидии Преображенской

«Чудесный клад»/

Вы книгу раскрыли, читая,

Пусть автор еще не знаком,

Он рядом, он сказ начинает

Уральским своим говорком.

Народное меткое слово.

С хитринкой внимательный взгляд.

Хранят они мудрость народа,

Чудесный волнующий клад.

Все в книге любовью согрето.

И если вы сердцем чисты,

В шкатулку камней-самоцветов

Для вас превратятся листы.

Читай, перечитывай снова.

И слово алмазом сверкнет.

В нем, правда. И мудрость. И сила.

В нем сердце поэта живет.


Творческое домашнее задание: написать «Сказ о чудной стреле» в манере П.П.Бажова. /Примерная завязка сюжета: «Есть на Урале чудная стрела. Коли заденешь её наконечник магнитом, а потом камнем драгоценным, стрела тебя к богатству приведет…»/



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ